Центральная нервная система с ее сложнейшими сенсорными и моторными функциями обеспечивает позвоночным существам поразительную гибкость действий, направленных на выживание. Развиваясь на протяжении миллионов лет, позвоночник стал защитной и прочной структурой, которая позволяет свободно двигаться, но в то же время предохраняет от повреждения жизненно важные, но очень уязвимые ткани. Он представляет собой, пожалуй, самое элегантное и изобретательное решение, отвечающее взаимно противоположным требованиям стхиры и сукхи.
Позвоночник человека по сравнению с другими млекопитающими уникален, так как имеет первичные и вторичные изгибы. К числу первичных относятся кифозные (направленные назад) изгибы грудного и крестцового отделов, а к числу вторичных — лордозные (направленные вперед) изгибы шейного и поясничного отделов (см. рис. 2.1).
Рис. 2.7. Изгибы позвоночника.
Такая конструкция требуется лишь существам, передвигающимся на двух ногах. У приматов, скачущих по деревьям и при ходьбе опирающихся на передние руки, наблюдается некоторый шейный лордозный изгиб, но отсутствует поясничный, в связи с чем они не могут долго передвигаться на двух ногах.
Кифозный изгиб был первым изменением формы позвоночника в направлении от живота к спине[12], который появился у морских животных, вышедших из океана на сушу. Ребенок, находящийся в утробе, напоминает своих далеких предков, и у него имеется только первичный изгиб позвоночника (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2. У ребенка, находящегося в утробе матери, имеется только первичный изгиб позвоночника.
Впервые его позвоночник меняет свою форму, когда голова проходит через узкие родовые пути и шея вынуждена отклониться назад (см. рис. 2.3)[13].
Рис. 2.3. Первые признаки шейного изгиба появляются, когда голова ребенка из шейки матки проходит во влагалище, расположенное под углом 90 градусов.
Как уже было сказано, осанка человека формируется, начиная с головы. Шейный изгиб позвоночника продолжает развиваться после того, как ребенок в возрасте трех — четырех месяцев научится держать голову; его формирование полностью заканчивается к девяти месяцам, когда малыш уже умеет самостоятельно садиться (см. рис. 2.4).
Рис. 2.4. Развитие первичных и вторичных изгибов позвоночника.
Проползав несколько месяцев на животе и на четвереньках, ребенок должен подготовить поясничный отдел своего позвоночника к тому, чтобы перенести весь вес тела на ноги. В возрасте двенадцати — восемнадцати месяцев, когда малыш учится ходить, позвоночник в пояснице постепенно выпрямляется, избавляясь от первичного изгиба. В три года он уже начинает понемногу выгибаться вперед, хотя внешне это будет заметно только в возрасте шести — восьми лет. Лишь после десяти лет позвоночник приобретет такую же форму, как у взрослого человека.
Изобретательность природы во всем блеске проявилась в человеческом позвоночнике. С точки зрения механики совершенно очевидно, что у людей самая маленькая площадь опоры, самое высокое расположение центра тяжести и самый тяжелый мозг (относительно общей массы тела) по сравнению с другими млекопитающими[14]. Являясь единственным прямоходящим млекопитающим на Земле, человек представляет собой самую неустойчивую механическую конструкцию. К счастью, тот недостаток, что всю эту структуру венчает череп весом с шар для боулинга, компенсируется наличием такого большого мозга, способного рассчитать условия, при которых вся конструкция может действовать эффективно.
И в этом ему окажут помощь занятия йогой.
Форма человеческого тела в целом и позвоночника в частности представляет собой чрезвычайно удачное решение, отвечающее противоположным требованиям жесткости и гибкости. Как вы увидите в следующем разделе, структурный баланс между силами стхиры и сукхи в теле человека основывается на принципе внутреннего равновесия, познать который на практике позволяют занятия йогой.