Семейный кодекс РФ провозглашает приоритет защиты прав ребёнка в семье. Исключением из принципа невмешательства государства в дела семьи и автономии семьи служат случаи угрозы жизни, безопасности, здоровью и благополучию детей. В этом случае органы государственной власти вмешиваются в семейные отношения, вплоть до решения об изъятии ребёнка из проблемных семей и лишения отцов и матерей родительских прав. Данный приоритет объясняется тем, что несовершеннолетний член семьи не может защищать свои права в суде в случае, если его родители не могут быть его законными представителями, за исключением стран с развитой ювенальной юстицией.
Скептическое отношение к развитию ювенальной юстиции многих российских политиков вызвано тем, что самая высокоразвитая система ювенальной юстиции в США сфокусирована на защите гражданских прав детей в духе идеологии либерализма и озабочена разбирательством конфликтов с родителями по поводу свободы слова, передвижений, собственности и т.п. В нашей стране главной проблемой является ущемление социальных прав ребёнка.
Целевыми группами социальной поддержки детства в России являются:
1. Дети без попечения родителей – сироты, беспризорные и безнадзорные дети. Разница между тремя перечисленными категориями детей заключается в том, что сироты не имеют биологических родителей; родители беспризорных детей неизвестны, как и неизвестно, живы ли они; безнадзорные дети лишены попечения родителей из-за проблем в семье, как правило, связанных с асоциальным поведением родителей (алкоголизм, наркомания, преступность, бродяжничество и т.д.) и неисполнением ими своих родительских обязанностей. Безнадзорных детей называют также «социальными сиротами», так как их биологические родители живы. Последняя категория появилась в России в 90-е гг. и служит отражением кризиса института семьи. Следует отметить, что после самой разрушительной и кровопролитной войны, в 1945 г. в СССР насчитывалось около 620 тыс. сирот и беспризорных детей. Тогда государство успешно справилось с задачей помещения их в социальные учреждения и их социализацией. В 2005 г. только в одной России насчитывались более 830 тыс. детей без попечения родителей по официальным данным. По более объективным подсчётам исследователей, эта цифра достигала показателя в 2-2,5 миллиона детей. Современные социальные учреждения не справляются с задачей социализации таких детей. Колоссальная доля воспитанников становится во «взрослой жизни» токсикоманами, наркоманами, алкоголиками, преступниками и проститутками. По приблизительным подсчётам, только немногим более 10 % воспитанников нормально социализируются и способны к социальной адаптации. В связи с этим, как на федеральном уровне, так и во многих регионах России выдвинут приоритет содействия помещению таких детей в замещающие семьи, где их шансы на социальную адаптацию намного выше.
2. Дети в неполных семьях. В случае развода или рождения внебрачного ребёнка дети чаще всего остаются на попечении матери, причём российские суды в случае спора по поводу воспитания детей склонны принимать решения в пользу матери. Это считается вопиющей дискриминацией в странах Западной Европы, где соблюдается безусловное равенство прав на воспитание детей и пребывание с ними родителей. Такая дискриминация отражает явную асимметрию в распределении обязанностей по воспитанию детей между отцом и матерью в России и отсутствие благоприятных социальных условий, прежде всего бытовых, для воспитания детей отцом. В условиях, когда отцы получали низкие доходы или теневые доходы, несоответствующие официальной заработной плате, и при этом не желали делиться теневыми доходами со своими детьми, неполные семьи оказывались в трудной жизненной ситуации. Данная проблема усугублялась нарушением советской довольно жёсткой правоприменительной практики взимания алиментов, установленной ещё в 1936 г. Даже у отцов с высокой легальной заработной платой непросто изымать алименты, так как современная юридическая казуистика не предопределяется приоритетом социальных прав несовершеннолетнего, в отличие от советской практики судопроизводства. При рассмотрении дела учитываются имущественные и иные права отца. Помимо материальных трудностей, неполная семья сталкивается с проблемами другого рода. Риски возникновения социально-психологических проблем в процессе воспитания детей в неполной семье намного выше, чем в семье с двумя родителями. Таким образом, социальная поддержка детей в неполных семьях имеет комплексный характер и должна опираться на скоординированные усилия правоохранительных органов, социальных ведомств и системы образования.
3. Дети-инвалиды. Рождение ребёнка-инвалида сопряжено с повышенным риском распада семьи, как отмечалось выше. Статистически чаще родители отказываются от семейного воспитания детей-инвалидов, и они помещаются в специализированные социальные учреждения. В случае воспитания ребёнка-инвалида в семье и родители, и сами дети испытывают многочисленные трудности не только с лечением и доступностью к медицинской помощи, но и с социализацией и социальной адаптацией детей. Дети-инвалиды, в отличие от совершеннолетних инвалидов, оказываются намного более уязвимыми перед действием неблагоприятных средовых факторов и более подверженными рискам асоциального поведения. В конченом счёте, все социальные проблемы зачастую выливаются в ухудшение состояния здоровья детей-инвалидов и снижают их социальный статус в их будущей взрослой жизни. Важно подчеркнуть, что родители детей-инвалидов также подвержены рискам асоциального поведения. Неслучайно в северных европейских социальных государствах (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция) главной целевой группой в социальной работе с детьми-инвалидами считаются их родители. Социальная поддержка родителей несовершеннолетних инвалидов направлена на укрепление потенциала семьи к социализации детей и предотвращение стрессов, депрессий и асоциального поведения родителей. Другим важнейшим направлением социальной политики становится создание благоприятной, или «дружелюбной», социальной среды жизнедеятельности инвалидов, как совершеннолетних, так и несовершеннолетних. Лестницы и бордюры снабжаются пандусами для удобства передвижения инвалидов на специальных колёсных средствах. Кассовые аппараты оснащаются технической возможностью печатать специальные чеки для слепых. Появляются специальные телевизионные каналы для слабослышащих. Общественные заведения оборудуются отдельными туалетами для инвалидов. Пока социальная инфраструктура большинства российских городов остаётся неблагоприятной для инвалидов, что не способствует их социальному включению. Образование детей-инвалидов должно основываться на выявлении их талантов и способностей и специализированном обучении. Для большинства инвалидов можно подыскать такие сферы деятельности и самореализации, где они окажутся вполне конкурентоспособными по сравнению со здоровыми людьми. Таким образом, социальная политика по отношению к детям-инвалидам должна носить активирующий характер и обязательно включать родителей таких детей.
4. Несовершеннолетние преступники. Преступность в среде несовершеннолетних в последние два десятилетия возрастала более высокими темпами в России, чем взрослая преступность. Непосредственными причинами роста преступности среди несовершеннолетних стали распространение наркомании, алкоголизма и насилия в подростковой среде, рост возможностей для втягивания несовершеннолетних в преступную деятельность. Но основная причина роста преступности несовершеннолетних в 90-х гг. коренится в дисфункции социальных институтов, ответственных за социализацию детей, в первую очередь, семьи, школы, учреждений организации досуга и других социальных учреждений. Ключевым средовым фактором роста преступности стала смена социальных ценностей и норм поведения детей и подростков, чему в немалой степени способствовало тиражирование и иногда пропаганда асоциальных моделей поведения – насилия, преступности, моральной распущенности, асоциального образа жизни – через литературу, киноискусство, средства массовой информации, в том числе электронные. Главным приоритетом социальной работы является профилактика преступных проявлений в подростковой среде и, в случае совершения преступлений, предотвращение рецидивов.
Самой значительной социальной проблемой по своему масштабу, долгосрочным негативным последствиям, взаимосвязи с другими социальными проблемами детства и восприятию в общественном мнении является сиротство, безпризорность и безнадзорность детей.
Наиболее эффективным и, следовательно, приоритетным направлением социальной политики служит помещение детей без попечения родителей в приёмные семьи. Приёмные родители могут использовать три вида попечения за детьми: усыновление (или удочерение), опеку и патронат. Усыновление и опека означают выполнение родительских обязанностей в полном объёме, приёмные дети живут с родителями и находятся на их полном содержании. В случае опеки не устанавливаются материнство и отцовство приёмных родителей, но предусматривается гарантия наследственных и имущественных прав. При патронате дети могут свободно помещаться в семью и обратно в социальное учреждение и, соответственно, находиться одновременно на содержании патронатной семьи и государства. Такая гибкая форма семейного попечения за детьми позволяет избежать конфликтов и социально-психологических проблем в замещающей семье, столь распространённых при усыновлении и опеке. С другой стороны, неопределённость и двойственность положения ребёнка, порождающие психологические проблемы у детей, вызывают дискуссии по поводу целесообразности и приоритетности патроната.
Проблемой России является превышение численности детей в социальных учреждениях над спросом на их приём в семьи, в то время как во многих западноевропейских странах и США спрос превышает «предложение». Кроме того, российские замещающие семьи предпочитают брать на попечение только здоровых детей и по этому критерию тщательно отбирают кандидатов на усыновление, опеку и даже патронат. Причины таких предпочтений кроются не столько в приёмных родителях, сколько в недоступности социальной инфраструктуры и медицинских услуг для таких детей, что не позволяет гарантировать качественный медицинский уход за ними и их полноценную социальную адаптацию даже в семьях со средним уровнем достатка.
В последние годы наметилась тенденция разработки эффективных целевых мер социальной поддержки замещающих семей на региональном уровне. Наиболее действенными такие меры оказываются, в первую очередь, для сельских жителей. В селе несовершеннолетний может привлекаться к домашнему труду и сельскому хозяйству, что до некоторой степени экономически компенсирует издержки по его содержанию в домохозяйстве. В селе легче обеспечить пропитание детям, а покупательная способность денег, выделяемых в качестве социальных пособий приёмным родителям, выше, чем в городских условиях. Таким образом, при определённом уровне пособий замещающей семье сельские, приёмные родители смогут эффективно решать проблему детей без попечения родителей. Положительный социальный эффект от сельских приёмных семей заключается в благоприятных возможностях для трудового воспитания детей и позитивном влиянии на демографическую ситуацию в сельской местности.