№ п/п | Дата события | Название события |
1. | 1812 г. | Отечественная война с наполеоновской армией |
2. | 1826 – 1828 гг. | Война с Ираном |
3. | 1828 – 1829 гг. | Война с Турцией |
4. | 1853 – 1856 гг. | Русско-турецкая война |
5. | 1877 – 1878 гг. | Русско-турецкая война (Шипка, Плевненские высоты) |
6. | 1904 – 1905 гг. | Русско-японская война |
7. | 1914 – 1918 гг. | Первая мировая война |
8. | 1936 – 1939 гг. | Участие в гражданской войне в Испании |
9. | 1937 г. | Помощь Китаю при японской агрессии |
10. | 1938 г. | Конфликт с Японией у оз. Хасан |
11. | лето 1939 г. | Боевые действия в районе р. Халхин-Гол |
12. | 1939 – 1940 гг. | Советско-финская война |
13. | 1941 – 1945 гг. | Великая Отечественная война |
Патриотические черты военнослужащего проявляются в его верности воинскому долгу, в беззаветном служении Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами.
Патриотизм всегда находит свое воплощение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг военнослужащего проявляется в различных формах.
Обязанности по отношению к Отечеству выражает понятие «патриотический, гражданский долг», к вооруженной защите страны – «воинский», к товарищам – «товарищеский долг». Долг военнослужащего всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. «У нас у всех, – отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, – есть один якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
Отношение человека к выполнению долга показывает его истинное лицо, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». Если любовь к Родине – это проявление патриотизма, то защита Отечества – это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите.
История свидетельствует, что в тех общественных структурах, где граждане начинали с презрением относиться к выполнению воинского долга, неминуемо происходили их распад и крах. «Горе тем странам, – отмечал известный военный теоретик Г. Жомини, – в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество».
Наш отечественный опыт свидетельствует о другом отношении к воинском долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) многие юноши и девушки, еще не достигшие призывного возраста, буквально осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины.
В мирной повседневной жизни исполнение воинского долга требует от каждого воина глубокого понимания им личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувства патриотизма, долга были присущи и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.
Обусловлено это было, прежде всего, тем, что русские войска не знали военного наемничества, к которому прибегали длительное время многие государства Европы. В армиях, создаваемых из деклассированных элементов и иноземных наемников, и речи не могло быть о патриотизме, о воинском долге, так как для этих людей не существовало самого понятия Родины. Их мораль была настолько низка, что они могли в любое время, а особенно в момент опасности для жизни, оставить поле боя.
В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тысяч награждены орденами и медалями, из них 110 тысяч солдат и сержантов.
Вот как действовали в бою два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников после того, как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб.
Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины ежедневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило и происходит в Чечне.
В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушки и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, погибшего мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он так и остался на своем месте наводчика-оператора, дрался до последнего снаряда, до последнего патрона – боекомплект был весь израсходован.
...Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование подразделением взял на себя сержант Евгений Саркисов и продолжил выполнение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е. Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно привести множество. Ими наполнены дни опасной, но очень необходимой для сохранения целостности Родины военной службы на территории Чечни.
Еще в русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А с 1840 г. имена воинов, совершавших наиболее яркие подвиги, стали заноситься навечно в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит имя рядового Тенгиского полка Архипа Осипова, подорвавшего пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. При упоминании этого имени в строю, следующий за ним по списку, отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».
Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны. После прогремевшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта прекрасная традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах.
Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины не только сохраняли свои боевые традиции, но и накапливали их, приумножали.
Военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Его основой, источником являются патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу.
Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Воины, совершившие боевые подвиги, назывались героями. Хотя высшего знака отличия не было, но существовала целая система военных орденов и медалей, которыми награждались солдаты, младшие командиры, офицеры и генералы.
Сегодня, выполняя воинский долг по защите Отечества, российский солдат вписывает свою страницу в биографию славных Вооруженных Сил России. И от каждого солдата во время несения военной службы требуются старание, дисциплинированность, исполнительность и верность тем лучшим качествам и традициям, которые выработаны русскими солдатами в прошлом.