Российский солдат заслужил справедливое признание своих выдающихся качеств не только у друзей, но и у врагов. Из века в век он успешно защищал свою Родину от вражеских нашествий. Из поколения в поколение, укрепляясь и множась, передавались традиции мужества, верности воинскому долгу, выносливости, взаимной выручки, исполнительности, готовности к самопожертвованию, всего того, что составляет неотъемлемые качества российского солдата. Постоянная борьба восточных славян с многочисленными врагами сформировала у них черты, закрепленные народной памятью в образах былинных богатырей.
В древние времена воин-славянин боролся со скандинавами на севере, с кочевниками на юге, с дунайскими болгарами на юго-западе и камскими булгарами на востоке.
Приняв на себя всю тяжесть борьбы с монголо-татарами, выступив в качестве своеобразного барьера, оградившего Западную Европу от их нашествия, русские воины были вынуждены сражаться и со своими соседями, стремившимися захватить у ослабленной Руси ее земли. Длительная борьба с Литвой, Польшей, Ливонией, Швецией, с ханствами Поволжья, Сибири, Крыма ускорила образование единой, централизованной русской военной силы, повысила боевое мастерство русского воина.
Чтобы отстоять жизненные интересы Родины, русскому солдату предстояло позднее сломить господство Швеции в Прибалтике, сокрушить могущество Турции в Черноморье, проливая свою кровь во многих других местах и побеждая. Вынужденный долго терпеть иноземную власть, а затем не только свергнув, но и подчинив себе своих завоевателей, русский народ в начале XVII в. самостоятельно, без руководства центральной власти, создал ополчение и изгнал из своей земли польских интервентов.
Двести лет спустя русские воины истребили армию величайшего из завоевателей Наполеона Бонапарта.
В смертельной схватке с фашистскими захватчиками советские солдаты вновь восхитили мир своими героизмом и подвигами, равных которым нет в мире.
Исторический путь развития России, ее внешняя и военная политика способствовали осознанию русским солдатом национальных интересов страны, целей вооруженных сил. В периоды большой опасности формировались чувство патриотизма, стремление к объединению, желание «соединенными душами своими и головами» стать на защиту Отчизны, своих братьев по крови и вере.
Идеи воссоединения украинцев и белорусов вместе с великороссами в одном государстве были понятны рядовому солдату армии не только с точки зрения социально-психологической – «там тоже наши...», но и с позиций политических. Русский солдат всегда сочувствовал украинскому и белорусскому крестьянину, находившемуся под властью польских феодалов. В народе постоянно жила идея поддержки славян, покоренных турками.
Русский солдат всегда был в роли освободителя, а не завоевателя. В жестоком зное азиатских пустынь он умел положить конец межплеменным разбоям и грабежам, свергал средневековых деспотов – ханов, султанов и беков, веками угнетавших народы. В 1873 г. 40 тысяч персов, освобожденных из плена в Хиве, уходя на родину, взывали к русским солдатам: «Дозвольте, и мы оближем пыль с ваших божественных сапог...»
История многих других народов свидетельствует о проявлении их искреннего уважения к русским воинам. Дружественные связи установились у суворовских солдат с населением Чехии, Моравии и Словакии, когда они, в начале 1799 г., направлялись в Северную Италию на помощь австрийцам и возвращались на Родину после знаменитого Швейцарского похода.
Храбрость и сила были не единственными их качествами, вызывавшими у чешского народа дружеские симпатии к русским. Большую роль играли и другие особенности их характера: скромность, дисциплинированность, искреннее отношение к людям.
Русский солдат отличался развитым чувством патриотизма, любовью к своей Родине, Отечеству. Высокое слово «Отечество» всегда отзывалось в душе россиянина подъемом его сыновних, гражданских чувств, гордостью за свою страну и принадлежность к великому народу. Оно неразрывно связывалось в сознании русского воина с такими понятиями, как «присяга», «долг», «подвиг». Своим Отечеством всегда гордился русский солдат, находящийся на чужбине.
В условиях смертельной опасности духовные силы бойцов поддерживали прежде всего идеи Родины, Отечества, товарищества. «Что нас уговариваешь быть бесстрашными! – говорили солдаты своему начальнику, пытавшемуся поднять их дух после оставления Москвы в 1812 году. – Стоит на матушку Москву оглянуться, так на черта полезешь».
Любовь к родной земле ярко выразилась в истории жизни Сергея Леонтьевича Бухвостова. Как известно, в конце XVII века Петр I приступил к созданию регулярной армии, набираемой из добровольцев. «...Побуждаемый собственной охотой, стал перед государем» богатырского сложения первый доброволец Сергей Бухвостов. По приказу Петра ему было присвоено почетное звание – Первый Российский Солдат Бухвостов участвовал во многих битвах, прослужив в армии до 68 лет! Желая отметить его заслуги перед Родиной, Петр I приказал скульптору Растрелли отлить из бронзы скульптурный портрет Бухвостова.
Чувство патриотизма русских солдат проявлялось в самой разнообразной форме. Нарушение же верности, измена Родине всегда жестоко карались и осуждались как в русской армии, так и среди русского народа. Во время Отечественной войны 1812 года 18 крестьян села Бунькова были казнены односельчанами за то, что торговали с французами. О подобном повествует и былина об Илье Муромце, убившем своего сына-изменника Сокольника. Русские солдаты всегда проявляли национальные качества, присущие нашему народу, такие, как поразительная выносливость, стойкость, способность мужественно переносить величайшие лишения и при этом не терять бодрости духа, высоко развитое чувство товарищества, крепкая дисциплина.
Русская армия традиционно отличалась внутренней спайкой, крепким сцеплением частей военного организма в одно целое. Солдат понимал, что его сила в силе коллектива, с которым он органически слит. Сознание органической связи со своей частью, подразделением, с «нашими» умножало стойкость русского солдата.
Традиционным качеством русского солдата являлась готовность к самопожертвованию ради спасения товарищей и успеха сражения. А ее высшим выражением стал принцип взаимной поддержки. Выдать «своих», не поддержать их в опасности хотя бы ценой собственной жизни для русского солдата было не только великим позором, но и органической невозможностью. Известный всему миру врач С.П. Боткин, знавший наших воинов не по парадам и театрам, а встречавшийся с их мужеством и стойкостью в полевых госпиталях, сделал вывод, что «солдаты наши, офицеры – святые люди».
Русские бойцы прекрасно владели искусством рукопашного боя. Русской штыковой атаки не выдерживала ни одна армия в мире.
Русский солдат был всегда осмотрителен. Не суйся в воду, не измерив броду, говорит старая русская пословица. На войне эта природная сметка превращалась в военную хитрость, в изобретательность, в умение обмануть противника.
Высоким был и уровень дисциплины русского солдата. Конечно, в армии тех лет существовала и формальная дисциплина, построенная на суровых наказаниях, которая часто доводилась до абсурда. В тех же случаях, когда дисциплина поддерживалась разумно, необходимость ее осознавалась и самими солдатами. Такой была дисциплина суворовской армии. Герой Отечественной войны 1812 г. Денис Давыдов писал, что Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение... Он удесятерил пользу, приносимую повиновением, сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире...».
Характерной чертой русского солдата всегда было стремление к справедливости, добру, честность, непримиримость ко всякому злу и насилию, великодушие к побежденному. Историческая память богата примерами такого рода.
Во время войн с Фридрихом II, когда русские и австрийские войска заняли Берлин, австрийцы начали жестокий грабеж и разорение прусской столицы. Вчерашние крестьяне, солдаты России не видели смысла в этом варварском уничтожении культуры и грабежах населения. Русские патрули силой оружия и ценой крови остановили бесчинства своих союзников.
Благородство и великодушие проявили русские воины в январе 1758 года, когда русская армия вступила в Кенигсберг. Немецкий историк Архенгольц писал по этому поводу: «Никогда еще самостоятельное царство не было завоевано так легко, как Пруссия. Но и никогда победители, в упоении своего успеха, не вели себя столь скромно, как русские».
В сороковых годах XIX века, когда пошла очередная волна шельмования России и ее воинства, Ф.И. Тютчев, находившийся на дипломатической службе в Германии, напомнил немцам, что именно русские солдаты в 1813 году спасли Германию от наполеоновской тирании и унижения.
В годы Великой Отечественной войны, когда наша Родина снова оказалась на краю гибели, советский воин достойно проявил боевое величие русского солдата. В боях с фашизмом наши отцы и деды вновь поразили мир беспримерными подвигами.
Уже в первые дни войны начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал исключительно упорный характер боев с русскими. «Экипажи танков противника, – писал он в своем дневнике, – в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя сжечь вместе с машинами».
Весь мир зимой 1943 года ожидал падения Сталинграда. Но наш солдат в неимоверно тяжелых боях выстоял, разгромил отборные части врага, перешел в наступление, окружил двадцать две дивизии, пленил их, похоронив тем самым миф о непобедимости германской армии и обозначив закат немецкого фашизма.
История Великой Отечественной войны знает целые подразделения воинов-героев. Звания Героя Советского Союза удостоены 68 участников десанта в морской порт Николаева во главе со старшим лейтенантом К.Ф. Ольшанским. В феврале 1945 года коллективный подвиг совершил танковый взвод лейтенанта К. Тулупова. Во время боя у населенного пункта Солдины (Чехословакия), продолжавшегося восемь суток, три экипажа взвода уничтожили 27 танков и 12 бронетранспортеров противника. Всем командирам танков, механикам-водителям и наводчикам орудий было присвоено звание Героя Советского Союза, девять героев в одном взводе. Остальные члены экипажей были награждены орденом Красного Знамени.
Испытав горечь поражений в начале войны, бойцы Красной Армии не бросили оружия, не оцепенели от страха, а, преодолев тяжелейшие испытания, разгромили жестокого, сильного врага и подняли над планетой Знамя Победы.
Лучшие боевые качества проявили солдаты Советской Армии в годы войны в Афганистане. Демонстрируя образцы мужества и героизма, они не думали о почестях и наградах. Воины выполняли свой долг и верили, что занимаются нужным делом – помогают простому народу Афганистана отстоять свое право на лучшую жизнь. Для нашей армии афганская война длилась десять лет. Но какими бы ни были политические оценки, непреложной истиной осталась высокая боеспособность советского солдата – достойного продолжателя подвигов своих предков.
Кровью молодых российских парней пишется очередная драматическая страница истории России. На их долю в Чечне выпали невзгоды не менее тяжелые, чем достались нашим солдатам в Афганистане. Но и в этих условиях российский солдат остается Человеком с большой буквы, душою не черствеет, не ожесточается, не рвется к мести за причиненные страдания. Так же мужественно и стойко он отстаивает безопасность и национальные интересы России в Таджикистане, выполняет миротворческую миссию на территории бывшей Югославии, защищает и оберегает Россию от всяких невзгод и разрушений.