Образование единого Русского государства нашло свое яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчества, живописи, литературы величие и могущество государства, сбросившего вековое иго.
К созданию монументальных сооружений в столицы привлекаются не только отечественные строители, но и заморские мастера, в первую очередь из Италии. С учетом опыта возведения Успенского собора во Владимире под руководством итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти в центре Кремля вырастает Успенский собор, ставший главным храмом столицы. Он отличается богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. Белокаменный храм с золотыми куполами был виден издалека и создавал впечатление торжественности и величия. Здесь венчали государей, собирались земские соборы.
Неподалеку выросли и другие замечательные каменные церкви - Архангельский и Благовещенский соборы. Первый из них стал родной усыпальницей князей и царей московского дома. Здесь были гробницы Дмитрия Донского, Ивана Грозного и др.
Украсился Кремль новым дворцом, основной частью которого стала знаменитая Грановитая палата.
Участие итальянских архитекторов в украшении Кремля наглядно являло связь русской культуры с эпохой Возрождения в Западной Европе.
Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялись кремли в Туле, Серпухове, Коломне, Зарайске, Нижнем Новгороде.
Разумеется, преобладало деревянное строительство, приемы которого не без успеха применялись и в каменном зодчестве. Великолепный деревянный дворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов Строгановых в Сольвычегородске.
Успенский собор был построен архитектором А. Фиорованти в 1475 –1479 гг. как главный кафедральный собор Русского государства. Доминирующий в ансамбле Соборной площади Успенский собор имеет торжественный, строгий, полный величия архитектурный образ. Характерен ряд художественных и строительных нововведений, оказавших значительное влияние на последующее русское зодчество. Просторный, хорошо освещенный интерьер Успенского собора перекрыт системой крестовых сводов, композиция плана и фасадов отличается геометрической правильностью; применены фундаменты глубокого заложения, металлические связи и пр. Сохранились фрески 1642 – 1643 гг. (реставрированы в 1950 г.) и частично XVI в.
В Успенском соборе происходили венчания на царство всех русских царей, начиная с Ивана IV Грозного, затем императоров, а также обряд посвящения митрополитов и патриархов. Успенский собор до 1700 г. являлся усыпальницей митрополитов «всея Руси» (со времени митрополита Петра, 1326 г.), а в XVII в. и всех патриархов (исключая Никона).
Другой памятник русского зодчества - Архангельский собор - был построен в 1505 –1509 гг. на месте древнего храма XIV в. Архангельский собор служил родовой усыпальницей русской церкви (до Петра I). План собора имеет в основном традиционно русское решение - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад, с шестью столбами. Построен из кирпича с белокаменными деталями. В архитектурной обработке Архангельского собора использованы некоторые ордерные формы (пилястры с капителями). Архангельский собор был расписан в XVI – XVII в. (росписи реставрированы в 1954 – 1955 гг.).
Благовещенский собор сооружен в 1484 –1489 гг. псковскими мастерами на месте собора начала XV в. В архитектуре Благовещенского собора объединены приемы московской, псковской и владимиро-суздальской школ зодчества. Первоначально трехглавый, четырехстолпный Благовещенский собор перекрыт ступенчатыми сводами, оформленными снаружи кокошниками. В 1564 г. обстроен четырьмя одноглавыми приделами. Изящный, наделенный чертами интимности, Благовещенский собор был дворцовой церковью. Фрески собора были исполнены в 1508 г. (реставрированы в 1947 г.), в иконостасе - иконы, расписанные в 1405 г. Феофаном Греком, Андреем Рублевым.
Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублева. Главное его произведение - икона «Троица» - породила множество подражаний. В XVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились об украшении стен храмов живописными фресками. Сложилось несколько школ церковной живописи (новгородская, вологодская, строгановская, московская). О том, как писать иконы, спорили на стоглавом соборе. В практику иконописания все чаще внедряется реалистический фон (окружающая природа, здания, животные и т. п.).
Дионисий - самый известный русский живописец рубежа XV – XVI вв. Историки сообщают о работах (росписи, иконы) Дионисия: в Пафнутьевом-Боровском монастыре (между 1467 – 1477 гг., совместно с художником Митрофаном), в Успенском соборе Московского Кремля (1481 г., с художниками Тимофеем и Ярцем), в Иосифовом Волоколамском монастыре (1484 –1486 гг., с сыновьями Владимиром и Феодосием, старцем Паисием и др.). Сохранилась замечательная работа Дионисия (вместе с сыновьями) - роспись собора Ферапонтова монастыря (1500 – 1502 гг.). В Третьяковской галерее находятся иконы Дионисия – «Одигитрия» (1482 г.) и две иконы из Павлова-Однорского монастыря (1500 г.). Произведения Дионисия исполнены ясности и оптимизма. Для них характерны плавные линии рисунка, гармоничность композиции, светлые прозрачные краски, изящные фигуры вытянутых пропорций.