Период архаики
Архаика создала единый архитектурный язык - ордерную систему. Самой древней разновидностью ордера является дорический. Он назван по одной из главных ветвей эллинской народности - дорийцам, обитателям Пелопоннеса; другой основной ветвью были ионийцы, которые населяли Центральные Балканы, в том числе Афины, а затем переселились на Малоазийское побережье и частично на острова. Дорика традиционно связывалась с мужественным, суровым стилем, ионика - с женственным, мягким и изнеженным. Так и в ордере: дорические постройки были низкие, тяжеловесные и приземистые, ионические - легкие, стройные и изящные. Однако ионический ордер распространился лишь в V в. до н. э., а дорический использовался очень широко уже в VII – VI вв. до н. э. До сих пор уцелели фундаменты и семь стоящих колонн храма Аполлона в Коринфе. Они свидетельствуют о том, что в дорическом ордере колонны ставили прямо на стереобат без подставок, эти колонны резко сужались кверху и обычно имели утолщение в центре - энтазис (чтобы подчеркнуть неимоверную тяжесть, которую приходится нести опорам здания); колонны также имели обычно двадцать желобков-каннелюр. В Южной Италии, куда с VIII в. до н. э. выселялись греческие колонисты, чтобы основывать новые города, сохранилось несколько дорических храмов. Они находятся в Пестуме (греческое название - Посейдония). У них сохранились не только обходные колонны - птеромы, но частично и стены храмов, а также огромные, тяжелейшие перекрытия, готовые, кажется, разрушить опоры. Греческие мастера с удивительным мастерством вписывали храмы, посвященные разным богам, в природный ландшафт в соответствии с их функциями и образами: одни строили на равнинах, другие - на возвышениях, третьи - на опушках лесов, недалеко от рек или священных ущелий. Затем к дорическому («мужественному») ордеру присоединился ионический («женственный»), а в конце V в. до н. э. и коринфский («девический»), пропорции которого уподоблялись девическому телу. Тогда зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества. Так, впоследствии будет предписывать древнеримский архитектор Витрувий в своем труде «Десять книг об архитектуре», который он напишет в конце I в. до н. э. В эпоху архаики стали строить большие греческие святилища: Аполлона (бога света и искусств) в Дельфах, Геры (супруги верховного бога Зевса) - в Олимпии. Святилища занимали важное место в жизни древних греков, поскольку они являлись средоточием древнейших ритуалов и постепенно превращались в крупные центры искусств. Например, дельфийский комплекс, подобно всем другим святыням эллинов, возник на освященном месте. Об этом говорит и легенда древнегреческого поэта Гомера: Дельфы были основаны критянами. Живопись по традиции тоже была очень близка и к архитектуре, и к скульптуре, потому что скульптуру раскрашивали, иногда в невероятно яркие, фантастические цвета. Композиции архаичных храмов, которые помещались на фронтонах (в частности, замечательные фрагменты афинского Акрополя), тоже связывались с идеей происхождения мира, и потому их главной героиней часто выступала Горгона Медуза, которую обезглавил мифический древнегреческий герой Персей. Ордер (от лат. оrdo – «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) - пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нем опоры (колонны). Несомые части - вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом - перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трех соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат - ствол, состоявший из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой» - капителью, в которой выделялись «подушка» - эхин и лежащая на нем сверху квадратная плита - абак.