Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Искусство неолита и бронзового века




Лекция № 7

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ИСКУССТВА

План

 

1. Первобытное искусство и искусство Древнего мира.

2. Искусство от Античности до эпохи Возрождения.

3. Искусство от Нового времени и эпохи Просвещения до современных тенденций.

 

Первобытное искусство и искусство Древнего мира

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все населенные континенты, а по времени - всю эпоху существования человечества, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней. Современная антропология не дает полного и совершенно объективного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и извилистый путь.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение в коллективе.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно одновременно. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

На территории Франции археологи нашли статую глиняного оленя со следами ударов копьем. Вероятно, первобытные люди отождествляли реальных животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.

Периодизация

Самые древние орудия человека датируются свыше 2-х млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век, в свою очередь, делится на палеолит, мезолит, неолит. Основы такой периодизации сохраняются и в искусствоведении.

Характерной особенностью первобытного искусства был синкретизм - сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала и одновременно форматированию самого Homo sapiens (человека разумного).

На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе - прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

Искусство палеолита

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н.э.). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые «Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизирующие плодородие. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства были найдены в Западной Европе. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:

· натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет;

· искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

· верхнепалеолитическое изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России - из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитическое жилье).

Более поздние этапы развития первобытной культуры относиться к мезолиту, неолиту и распространению первых металлических орудий. От использования готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься скотоводством и земледелием.

Искусство неолита и бронзового века

К эпохам неолита (новый каменный век) и бронзового века относятся изображения, которые передают более сложные и абстрактные понятия. Сформировалось много видов декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Люди стали делать луки, стрелы, глиняную посуду. В неолите появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Художественный язык керамики - язык, благодаря которому хранится память о данном периоде. Когда-то люди использовали для своих нужд то, что давала природа - камень, дерево, кость.

Развитие продуктивных сил ведет к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжают вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития - к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В период неолита и энеолита начинается истинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмическое размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассмотренных нами эпох являются петроглифы – знаки-символы, которые известные во всех местах жительства человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 783 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.