C незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет - страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») - греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означало «черная земля». В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.
В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис - бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой - богиней плодородия и воды.
Древнеегипетская письменность
Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. «хиерос» - «священный» и «глифе» - «вырезанное») - рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Главный писчий материал изготавливали из папируса - тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли ее на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя - вдоль и поперек, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развернутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длиной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка»), а весь остальной текст был черного цвета.
В эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как, например, в «Книге мертвых». Художник изобразил рай загробной жизни Пару - это плодородные поля; по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высятся финиковые и кокосовые пальмы; а злаки вырастают выше человеческого роста.
Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (1790 – 1832). Помогла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделанная около 186 г. до н. э. египетским царем Птолемеем V на трех языках, в том числе и на греческом.
Древнее царство
По преданию, первый фараон (около III тыс. до н. э.), объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом берегу Нила город Мемфис. В эпоху Древнего царства (XXVIII – XXIII вв.) Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны. Древнее царство - эпоху создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества - можно считать подлинно золотым веком египетского искусства.
Пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находится на южной окраине Мемфиса и является центром погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрел способ кладки из тесаного камня. Египтяне обожествляли архитектора и почитали его как сына бога Птаха - создателя Вселенной, покровителя искусств и ремесел.
В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооружений - гигантские размеры, пирамидальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позднее получили развитие в пирамидах фараонов IV династии.
На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен). Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них - пирамида Хеопса - построена в XXVII в. до н. э. Ее создатель - племянник фараона Хемиун. Пирамида (высотой около 147 метров, со стороной основания 233 метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.
Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы - собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.
Пирамиды в Гизе, как и на южной окраине Мемфиса, составляли центр огромного погребального ансамбля - с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним. В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Большой сфинкс длиной 87 м и высотой 20 м - вырубленное в основной своей части из скалы изображение льва с человеческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески.
Судя по описаниям и гравюрам европейских художников начала XIX столетия, снова были видны только голова и плечи сфинкса. Его лицо, обезображенное солдатами наполеоновской армии, лишилось носа (величина которого достигала роста среднего человека). После того как вновь произвели раскопки, открылись могучее львиное тело и вытянутые вперед когтистые лапы сфинкса. Его широкое скуластое лицо (некогда окрашенное в красный цвет), возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном, непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого сфинкса Отцом Ужаса, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.
В эпоху Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н. э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра. В этот период возросла самостоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с прокладкой из щебня и песка между стенами, они быстро разрушались.
С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. В Фаюмском оазисе фараон Аменемхет III воздвиг колоссальное (площадью 72 тыс. кв. метров), окруженное колоннадой здание с множеством помещений - залов, молелен, коридоров, кладовых. Греки и римляне называли его Лабиринтом. На протяжении веков у многих народов мира это слово стало обозначать обширное здание со множеством сложных ходов, настолько запутанных, что в них легко заблудиться. Исполинское сооружение производило ошеломляющее впечатление, о чем рассказывали историки Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский. Наружные помещения, «превосходящие дела рук человеческих», как вспоминал Геродот, «мы видели сами, ходили по палатам», тогда как о подземных могли судить только по рассказам сторожей: туда посетителей не пускали, так как там помешались «гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и гробницы священных крокодилов». Назначение этой прославленной с древних времен постройки тем не менее точно не установлено. Исследователи склонны считали ее заупокойным храмом Аменемхета III, так как к Лабиринту примыкала почти исчезнувшая кирпичная пирамида фараона и изображавшие его статуи (XIX столетие до н. э.).
При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний, блюдечко из серебра. Головной убор царевны в виде золотого обруча с изображением священной кобры, ее пояс из золотых раковин - лишь малая часть ювелирных изделий, созданных в ту эпоху. К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречаются изображения жука-скарабея (символа солнца и воскресения из мертвых) и разных божеств. Пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, - самая гармоничная среди многих подобных произведений искусства Древнего Египта, дошедших до наших дней.