Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Высшие стратегические моральные ценности: счастье и смысл жизни

Существует очевидная взаимозависимость этих понятий – вряд ли может быть признанной осмысленной жизнь, если она не приносит удовлетворения, не говоря уже о счастье, как и счастливым может быть только осмысленное, посвященное высоким и достойным идеалам и целям жизнь. Только такая жизнь отвечает высшей степени удовлетворения человека, которое он переживает от полноты самореализации, самоосуществление, которое и носит название в этике счастьем.

Понятие счастья носит выразительный оценочный (выражает положительную оценку жизни), мотивирующий (мотив деятельности), императивный (стремиться к счастью лежит в природе человека) характер. Понятно, не в смысле требования к личности быть счастливой в любом случае, а в том понимании, что оно в чувственно-эмоциональной, интуитивной и мечтательной форме выражает представление о желательном порядке вещей. Это осознания того, каким должна быть жизнь человека, чтобы приносить ему состояние высшего удовлетворения или, как говорили в прежние времена, блаженства. Так представители эвдемонизма утверждали, что счастье есть высшее благо и обязательными условиями счастья является добропорядочность; разум руководит деятельностью человека; воздержание; приоритет духовности.

Поэтому развитое моральное сознание связывает состояние счастья не с идиллией покоя и тишины, существующим удовольствиям, а предполагает стремление к лучшему будущему, более совершенному порядку человеческих отношений. Это состояние содержит в себе как постановку высоких благородных и значимых целей, так и преодоление препятствий на пути к ним.

Присущая морали неудовлетворенность сущим не позволяет такой моральной личности ограничиваться достижением собственного благополучия, а требует от нее развития и использования своих способностей, напряжения всех сил в творческой деятельности в реализации общественно значимых целей. Понятие счастья как бы вбирает в качестве своего условия существования тезис невозможности для морального порядочного человека пользоваться благами жизни самостоятельно без других людей.

В то же время неоправданным выглядит и другая крайность, которая игнорирует факторы временного жизненного благополучия человека –здоровье, материальное благосостояние, удачу в личном и успехи в общественной жизни, общественный престиж и признание человека, благодать божьею (для верующего), что и сводит понятие счастья к борьбе за «общественный прогресс» и бескорыстной самоотверженности и самоотдачи.

Личное благополучие и осознание полноты своего сознательного существования не возражают друг другу, если являются результатом напряженной и целенаправленной творческой деятельности, которая имеет общественно полезную направленность и социальное признание.

Понятно, что степень удовлетворенности жизнью будет тем выше, чем больше удается добиться человеку на этом пути, чем больше трудностей и препятствий преодолел, чем сильнее себя показал, что легко достается, то невысоко ценится, - здесь эта логика ценностного сознания видна особенно ярко. Поэтому под счастьем понимают не простое благосостояние благополучным ходом вещей, а редкие минуты высшего взлета духа, которыми отмеченные этапы достижений на жизненном поприще, или общий итог жизни, в котором человеку удалось осуществить свое назначение.

Итак, счастье – это одна из глобальных моральных ценностей; регулятор моральной деятельности человека; чувство глубокого удовлетворения от достигнутой цели, получение желаемого, комплекс разных переживаний, которые связаны с положительной оценкой своей жизни человеком.

Следует заметить, что общепринятого определения счастья в этике нет, потому что желание и цели людей разные, каждый человек имеет свое представление о счастье. Общий взгляд на счастье – это стойкое, продолжительное владение благом или высшим благом. Счастливый человек положительно оценивает себя, других людей, действительность. Счастье как глубокая положительная эмоция является залогом радости; отсутствием тревоги; ощущением наполненности и гармоничности жизни. Подобное ощущение человек может переживать в мгновения творческого вдохновения, любви, возвышенной дружбы и др.

Самореализация личности, раскрытие своего духовного потенциала является одним из условий счастья. Положительной ценностью, для самореализации личности является дружба и общение с людьми. Общение является средством морального и интеллектуального развития людей; расширяет возможности реализации человека; приобщение к ценностным ориентирам других людей.

Счастье связано с понятием – страдание. Достижению счастья могут помешать негативные особенности личности, неблагоприятные условия жизни. Разнообразие эмоционального восприятия жизни человека основано на ее сложности, противоречиях. Представление о счастье как о непрерывном наслаждении искривляет ценностную систему человека, что может привести к разочарованию жизнью. Стремление к счастью должно включать в себя готовность к возможным страданиям и надлежащее отношение к ним. Страдания могут быть: конструктивными и деструктивными. Конструктивные – обогащают эмоциональные переживания счастья. Деструктивные – разрушают ценностную систему человека, снижают оценку жизни. Индивидуальные особенности человека определяют меру и вид страданий. Философы древности говорили, что излишек удовольствий приводит к страданиям; продолжительное отсутствие удовлетворений, сдерживание позволяют достичь высшей степени удовлетворения; ожидание удовлетворения является способным облегчить страдания.

Человек не может быть счастливым, если считает свою жизнь лишенной смысла. Смысл жизни является обязательным условием счастья; смысл жизни может быть даже в наиболее неблагоприятных обстоятельствах (при отсутствии счастья). Смысл жизни не создается человеком, а находится. Человек, который связан с другими людьми, способен воспринимать разнообразие смыслов, которые циркулируют в культуре; он находит смысл свободным волеизъявлением, личным выбором; несет ответственность за свой выбор смысла и практическую деятельность, которая вытекает из него. Смысл жизни может быть найден в любом возрасте и в любой жизненной ситуации. Человек должен сам найти смысл своему существованию. Помощь извне невозможна (напрасна). Поиск смысла жизни является естественной потребностью человека как разумного существа.

В самом общем выражении смысл жизни человека состоит в его объективной направленности и в тех установках и ценностях, которым он посвящен. Эти содержательные аспекты смысла жизни имеют объективную и субъективную стороны.

Объективно смыслом человеческой жизни будет значение, которое оно имеет для окружающих, для общества, для развития культуры и человеческих сущностных сил и способностей. Это то, что определяет необходимость и полезность человека в жизни, каким образом, насколько успешно и эффективно служит человек определенному делу, является ли интересным и приятным для людей. Очевидно, что ключевым моментом является потребность других людей в этом человеке.

Субъективную сторону смысла человеческой жизни представляет то, как он сам (человек) оценивает характер своей жизнедеятельности, или удовлетворенность жизнью, или ощущает чувство гордости за нее. Здесь также важную роль выполняет осознание своей потребности другим, и обязательно чувство удовлетворения и гордости от этой потребности.

Степень удовлетворенности жизнью зависит от целей, ценностей и мотивов человека. Сами по себе цели не образовывают смысла жизни, но определяют из субъективной стороны его ценностное содержание, выражают, что люди хотят, в то время как мотивы показывают, ради чего они это делает. В совокупности же само отношение мотива к цели определяется, зачем и для чего человек живет, в чем видит свое назначение и призвание, чему хочет себя посвятить.

Оценивая собственную жизнь, человек устанавливает, даже не задумываясь, на подсознательном уровне, некоторое соотношение, иерархию ценностей и целей и сравнивает, насколько его реальная жизнь отвечает этой идеальной желательной жизни. В случае, когда есть совпадение, хотя бы частично, он ощущает чувство субъективного удовлетворения и гордости, которая свидетельствует о высокой самооценке своей жизни и ее содержания - не напрасно жил, добилась того и того. А если нет, то его настигает осознание напрасно растраченных сил и утерянных возможностей, чувство сожаления и даже боли за прожитую впустую жизнь.

Однако осознание бестолковости жизни может настигнуть человека не только после сделанного или несделанного, но и тогда, когда он не видит достойных целей, которым можно было бы посвятить свою жизнь, или считает их достижение заранее невозможным. Переждать и дождаться появления таких целей нельзя, потому что жизнь проходит.

Все это может вызвать серьезный моральный и мировоззренческий кризис личности, что делает особенно важным для человека правильное понимание общественных процессов, своего места и роли в них. Здесь необходимым оказывается и этическое образование, которое позволяет человеку лучше ориентироваться в мире моральных ценностей.

Система ценностей, которые задают смысл жизни, содержит в себе: трансцендентные, социально-культурные ценности, ценности личной жизни человека. Трансцендентные ценности – это представления о Боге, абсолютных принципах сотворения, система моральных абсолютов. Они позволяют человеку осмыслить смерть, придать ей смысл. Они объединяют общество, составляют идеологическую систему, влияют на эмоции людей, которые связаны с религией. Социально-культурные ценности – это политические идеалы, история государства, культура государства, государственные границы, традиции, язык и др. Ценности личной жизни человека – это представления о здоровье, об успехе, о любви и др. Они исторически меняются.

В зависимости от типа общества выбор ценностей происходит различными путями. В тоталитарном обществе высшие ценности навязываются индивиду, усваиваются людьми и воспринимаются как свои.

В демократическом обществе существует свобода выбора личных ценностей, но теряются ценности, которые объединяют людей.

Когда человек имеет смысл жизни, то он ощущает положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается целеустремленностью (наличие целей); осознанием своей значимости в отношениях с другими людьми; интересом к другим людям, чувством единства с ними; восприятием существующего миропорядка, признанием его как благо; осознанием своего места в мире, своего призвания.

Этика помогает человеку убедиться, что ограниченная узко индивидуальными эгоистическими целями жизнь, наполненная погоней за удовольствиями и наслаждениями, за собственным благополучием любой ценой, безразличие к общезначимым ценностям, хотя и имеет определенное значение и даже привлекательность, окажется лишенным высокого морального смысла. А жизнь человека, который преследует корыстные эгоистические цели, что вредят другим людям или обществу, объективно приобретает негативный смысл.

Только жизнь человека, который сознательно ориентирован на служение общественно значимым целям, которые объективно содействуют усовершенствованию общественных отношений, направлены на помощь людям, приобретает высокий моральный смысл и дает человеку осознание своей потребности.

Правда – высшая моральная ценность, это образец жизни и человеческих отношений, которым необходимо подражать ради достижения гармонии в обществе, это вышестоящая инстанция, справедливость (высшая правда). Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумме негативных примеров из жизни). «Жить по правде» - жить, руководствуясь моральным законом, совестью, заповедями Бога.

В межличностном общении правда выражается в открытости, честности, доверии, чуткости, взаимопомощи, отсутствии эксплуатации.

Правду можно очертить как адекватную характеристику ситуации, соответствия объективного положения дел и представления человека о ней. Правдивый человек это и, кто подражает правде, освещает факты внешние и внутренние без искривлений. Правдивость лежит в основе любой добродетели (Рафаэль), морального отношения к другим людям. Она противопоставляется неправде. Правда связана с достоинством человека. Человек, который уважает себя стыдится говорить неправду.

Правда – индивидуально-личностная, основанная на практической заинтересованности, имеет эмоциональный характер. В отличие от истины у каждого есть своя правда, личная позиция человека, которая отображает личную точку зрения. Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, нельзя придерживаться позиции взгляда сверху одного человека над другим.

«Общая правда» приобретается следующим путем: признание ценности других людей, их прав, достоинства, личных мыслей; понимание взаимной готовности к компромиссу, согласию; правдивость.

Истина – это понятие чаще всего используют в теоретическом знании. Оно есть общим для всех людей, и имеет выражение в устоявшихся представлениях о законах для разных сфер деятельности (науки и т.д.). Истине противостоят ошибочный взгляд (неумышленное искажение истины) и новые истины (гипотезы).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Категории императивной этики | Этические категории общения.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 425 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.