Сферой проявления моральной субъективности является общение. Во время общения человек по обыкновению надевает маску, о которой он знает, что эта маска отвечает, с одной стороны, его собственным намерениям, а с другой – требованиям и представлениям его среды. В аналитической психологии человека, который отождествляет себя с определенной маской, называют «персоной». Персона имеет определенный комплекс функций, созданных в качестве приспособления или необходимого удобства, но не тождественных индивидуальности. Комплекс функций, который образовывает персону, относится к разряду объектов. Поэтому общение с персоной имеет объективно-субъективный характер. Часто это общение лишено определенной моральной однозначности. Кроме маски, в общении используется ролевой подход. Понятие роли определяется как программа поведения, максимально приближенная к социальным ожиданиям. Социальная роль большей частью понимается как безличная функция, связанная с определенной социальной позицией и не зависящая от личных качеств индивидов, которая определена общественным разделением труда и другими объективными факторами.
В моральном сознании общение делится на две части, одна часть – формальная – принадлежит безличному миру социальных ролей, а вторая – личностная, эмоционально окрашенная – демонстрирует то, кем индивид является «сам по себе» безотносительно к социальным функциям. Эти особенности общения нужно иметь в виду, рассматривая этические категории, которые характеризуют область человеческих отношений.
Общение должно быть количественно ограниченным. Его устанавливает сам человек. Довольно большое количество контактов придает общению неглубокий, необязательный характер, искривляет моральное содержание общения. В этом случае общения выглядит как негативная ценность. Искажение морального содержания общения случается и в случае, когда оно навязано человеку. Общение должно быть выборочным, основанным на взаимопонимании людей, их духовной и эмоциональной общности. Условием положительного продуктивного общения является уровень индивидуальности человека. Он содействует повышению интереса к человеку, заинтересованности людей в общении с ним. Положительное общение берет за основу бескорыстное отношение людей друг к другу. Использование другого человека как способа ради достижения собственных эгоистических целей искажает общение.
На характер общения влияют особенности личности – психологические и моральные. Самосовершенствование, моральное творчество человека повышает качество общения, содействует достижению счастья.
Общение базируется на определенных правилах коммуникативного поведения, которые включают в себя в качестве необходимого компоненту нормативные регуляторы и этические принципы. Для межсубъектного общения общая нормативная регуляция является непригодной без дополнения ее собственно моральными измерениями человеческого общения, которые отражены в этических категориях любви, уважения, сочувствия, сожаления, толерантности и т.п.
Любовь – это духовно-эмоциональное состояние, которое почти не поддается формальному определению, это чувство благосклонности к объекту любви, постоянная потребность в единении с ним и в контактах с ним. Любовь – это всегда событие, не зависящее от человека. Человек не может любить или не любить по собственному желанию. Любовь не поддается моральным оценкам. Смыслом людской любви вообще является оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. Любовь – это самоотдача, преодоление эгоизма. Чтобы полностью искоренить эгоизм, необходимо противопоставить ему любовь, которая пронизывает все наше естество. Моральный смысл и достоинство любви состоят в том, что она заставляет человека действительно отдать другому то безусловное центральное значение, которое до этого он признавал лишь за собой. Любовь переносит жизненный интерес за границы индивидуального, превращает потенциальное бытие в действительное. Выясняется, что дарить приятнее, чем получить, любить самому является более ценным, чем быть возлюбленным. Любящий человек оставил тюрьму своей одинокости и изоляции, которые неминуемы в состоянии нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек наслаждается возможностью единения и слияния.
В. Соловьев: необходима деятельная вера, моральный подвиг и труд, чтобы удержать, укрепить развить этот дар светлой и творческой любви, чтобы с помощью его воплотить в себе и в другом образ Божий.
Любовь может иметь разную моральную ценность в зависимости от объекта, на который она направлена. Поэтому выделяют: любовь ко всему миру, любовь к Богу, любовь ко всем людям, способность к милосердию (высшая любовь); любовь к Отчизне, народу и пр. (лежит в основе мировоззрения); любовь к родителям, к детям, к женщине или мужчине (может быть составляющей смысла жизни человека); любовь к предметам, к занятиям, делам (конкретной моральной ценности не имеет).
Типы любви (Эрих Фромм) – братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе, любовь к Богу.
Любовь - это не только чувство, рожденное другим человеком. Она – это установка, ориентация характера, которая определяет отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит по-настоящему другого человека, то любит всех, любит мир, любит жизнь. Любовь – это моральная ориентация, направленная на макрокосм.
Братская любовь – основа всех типов любви. Она предусматривает солидарность со всем человечеством и исходит из того, что человеческое единство основывается на идентичности человеческой сущности безотносительно к образованию, знаниям, талантам и т.п.
Материнская любовь является безусловной самоотверженностью во имя ребенка и его благосостояния.
Эротическая любовь – это выборочная любовь. Делая выбор, человек в другом человеке любит все человечество. Основывается на биологическом инстинкте, но не сводится к нему. Утверждается, что другой человек является уникальным существом. Возлюбленного человека воспринимают таким, каким он есть, потому что он является абсолютной ценностью. Открывается личность другого человека (лучшие, еще не реализованные возможности). Любящий человек имеет открытый разум, открытое сердце и способность слушать. Эта позиция – результат полной коммуникации между интеллектом, психикой и сексуальностью.
Любовь к Богу – это любовь, которая вытекает из религиозного чувства и кое-чем отличается от выше рассмотренных форм любви. Природа любви к Богу имеет психологически много общего с природой любви к отцу. В отличие от материнской, отцовская любовь не безусловна. Ее нужно заслужить, ее можно потерять, если не отвечать ожиданиям и требованиям отца. Она нуждается в послушании как основной добродетели, а ослушание становится главным грехом, который приводит к потере отцовской любви.
Идею любви к себе в свое время чудесно сформулировал немецкий мистик Мастер Экхарт (1260-1328 гг.). Он писал, что когда человек на самом деле любит себя, то это означает, что он любит каждого человека наравне с собой. Если он любит другого человека меньше, чем себя, то он не достиг успеха в любви к себе. Когда человек любит всех в равной мере, включая себя, это означает, что он любит всех как единственное лицо, и лицо это – Бог и человек. Итак, большой и праведной личностью является тот, кто, любя себя, любит всех других одинаково.
Вместе с осознанием своей неповторимости, несхожести с другими приходит чувство одинокости. Отсюда рост потребности в общении. Преувеличение своей уникальности, несхожести к другим часто служит причиной стыдливости, страх выглядеть бессмысленным, потерять себя в общении, пылкое желание исповедаться кому-то и одновременно острое недовольство существующими формами общения. Таково диалектическое разногласие любви к себе.
Власть и любовь – противоположные ценности. Власть создает неравность. В то же время любовь означает равноправие. Даже связь матери и ребенка должна опираться на гарантию, что ребенок является личностью, такой же как и иметь. Если этого нет, то ребенок не будет относиться к другим как к равным себе. Любовь и удовлетворение являются внутренними составляющими творческого процесса. Любящий человек – это творческая личность, поскольку она во все дела вкладывает сердце. Она может достичь славы, успехов, почета, но данные ценности не доминируют в ней. Она не жертвует для них собственной целостностью. Определенными ценностями морального самосознания являются: уважение, гордость, честность, справедливость – могут гармонично объединяться с сердечными ценностями и помогают в укреплении целостности личности.
Важной категорией является также милосердие – это доброжелательное, сочувственное отношение к другому человеку, действенная любовь, которая оказывается в готовности помочь каждому, кто нуждается в помощи, безотносительно к тому, является ли этот человек близким, знакомым или целиком посторонний.
В христианской этике заповедь милосердной любви является главным принципом, высшим законом жизни людей. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душой твоей... Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Иисус Христос). Заповедь милосердной любви служит спасению души человека, единению людей. Она требует равного отношения ко всем людям, включая и врагов. Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Это любовь милосердная, инициативная.
Ф. Ницше, критикуя христианскую этику, утверждал, что милосердная любовь является средством маскировки себялюбия, зависти, потворство слабостям человека. По мнению Ницше человек должен любить не ближнего (повседневное), а «дальнейшее», будущее (выше, совершенное).
Если человек в милосердие сфокусирован на собственных эмоциях, забывает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себялюбия. Заповедь любви может быть реализована на основе обязанности, склонности к сочувствию.
Милосердие, заповедь любви является обязанностью человека (рекомендация), основано на человеческих отношениях, в которых сочувствие являются инициативой самого человека. Нужды ближнего, его несчастье и страдание, затрагивая наши сердца, пробуждают в нас энергию чистой и действенной любви, пробуждают сочувствие.
Сочувствие – категория этики, которая характеризует понимание чувств и мыслей другого человека, предоставления моральной поддержки его стремлениям и готовность содействовать их осуществлению.
Категория сочувствия является близкой к категориям милосердия и альтруизма.
Альтруизм – категория этики для обозначения бескорыстного служения другим, готовность к самопожертвованию и самоотречению ради блага и счастья другого.
В этическое учение категорию «альтруизм» ввел французский философ Огюст Конт. Альтруистичные мотивы вменяют человеку в обязанность и выражены в любви к ближнему, в признании равных прав и достоинства других людей. Цель альтруизма - достижение общественного блага. Мотивацией альтруистических поступков индивида является не обязанность, а непреодолимое внутреннее побуждение или требование его природы. Человек приобретает способность к самопожертвованию, благодаря осознанию им своей силы как излишка энергии, излишка сил, которые он хочет выразить действиями. Ощущая в себе излишек сочувствия человеческому бедствию или по зову разума или по творческим способностям, человек свободно отдает людям свои силы независимо от возможных негативных последствий или разочарований. И человек не поменял бы способность к самоотречению на равнодушие. Альтруизм является сдерживающим механизмом на пути к эгоизму, потому что любое пожертвование одобряется разумом. Из этого рождается явление разумного эгоизма.
Разумный эгоизм – внутреннее убеждение и способность индивида, не забывая свои собственные интересы, выполнить моральные требования и содействовать общественному благу. Среди личных интересов и потребностей есть и такие, которые содействуют общему благу и целям других людей. Разумный эгоизм примиряет разные интересы путем осознания разными индивидами взаимной пользы. Поэтому альтруизм и эгоизм имеют общие черты: они оба является средством удовлетворения личных желаний, выходят из природы человека, ведут к удовлетворению. Человек хочет улучшения своей жизни и условием тому является общительность.
В процессе общения большое значение имеет толерантность человека и уважение к партнеру. Уважение является важным моральным требованием в области общения. Оно предусматривает признание достоинства в действиях, мотивах межсубъектного общения. Чертами уважения являютя: справедливость, равноправие, свобода, взаимное доверие, вежливость, внимательное отношение, скромность, чуткость, деликатность. Проявление уважения нельзя ограничить традиционными акциями («отдать почет»).
Уважение – это постоянная экзистенционно-моральная направленность и готовность человека к общению. В повседневных отношениях между людьми уважение оказывается, прежде всего, в умении слушать. Люди, которые взаимно уважают друг друга, избегают продолжительных разговоров ни о чем, которые только воруют время собеседников.
Уважение в человеческом общении не может возникнуть без доверия. Доверие к другому человеку в данном контексте означает отсутствие сомнений в том, что его уважение к жизни и достоинству каждого человека является неотъемлемой составляющей его нравственности. На этом основывается и нравственность нашего доверия к себе. Мы четко осознаем постоянную сущность нашей личности, которая сохраняется неизменной, пока мы живые, несмотря на разные обстоятельства и обязательные изменения благосклонностей и симпатий. Если мы не верим в неизменность нашей сущности, то под угрозой оказывается моральная самооценка, и мы рискуем попасть в зависимость от точки зрения других людей, чье слово становится для нас решающим. Лишь человек, который верит в себя, способен проявлять доверие к другим. Доверие является составляющей уважения. Категория уважения тесно связана с категорией толерантности.
Толерантность (лат. терпение) – проявление терпения по отношению к интересам, убеждениям, верованиям, обычаям и поведению других людей.
Практически толерантность проявляется в стремлении достичь взаимопонимания и прийти к соглашению при разных интересах, взглядах в процессе общения без давления и угроз, преимущественно методами убеждения. Толерантность важна при составлении соглашений, ведении переговоров, улаживании конфликтов. Она является формой проявления уважения к другому человеку, признанию за ним права на инакомыслие и собственные убеждения. Толерантность – это умение видеть людей такими, какими они есть на самом деле, и отделять сущее от иллюзорного.
Сегодня сфера применения толерантности радикально расширилась: толерантное отношение к представителям других мировоззрений, политических ориентаций, моральных традиций. Толерантность является важным этическим инструментом для действенного сотрудничества. Ее моральная ценность невероятно возросла в эпоху постмодерна, когда плюрализм мыслей и диалог разных культур стали решающим способом выживания человечества.