Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чем заслужила такую славу и признательность эта женщина?

Тема 1.2. История сестринского дела. Этика в сестринской деятельности

Знать:

  • Основоположники сестринского дела.
  • Участие А. Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны. Российское общество Красного Креста.
  • Развитие сестринского дела впервые годы советской власти.
  • Создание системы среднего специального медицинского образования.
  • Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе.
  • Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер и Этического Кодекса медицинских сестер России.
  • Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

Материалы контроля для исходного уровня знаний

Выбрать один правильный ответ

1.Первая община сестер милосердия Георгиевская

1) да

2) нет

 2.В период Крымской кампании была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия

          1) да          

          2) нет

 3.Основная цель общин Красного Креста – подготовка персонала для ухода за больными и ранеными в военное и мирное время

          1) да

          2) нет

4.Первую в мире школу для подготовки сестер в Лондоне открыла Д. Орэм

          1) да

          2) нет

 5.Год создания первого факультета высшего сестринского образования в Москве 1991

          1) да

          2) нет

Эталоны ответов

  1. 2
  2. 1
  3. 1
  4. 2
  5. 1

Основоположники сестринского дела

В предисловии к удивительной книге "Ангел-хранитель", посвященной российским сестрам милосердия, есть такие строки: "Милосердие в войну как общественное движение родилось в Крымскую кампанию 1854-1856 годов, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран - англичанка ФлоренсНайтингейл и Великая княгиня Елена Павловна - одновременно протянули руку помощи воинам, проливающим кровь на поле брани".

Во время Крымской кампании они были во враждующих армиях: российские сестры милосердия в осажденном городе под пулями противника возвращали к жизни героических защитников Севастополя; британские сестры, находясь на противоположном берегу Черного моря в тылу противника, в турецком городе Скутари, выхаживали раненых и больных воинов Союзной армии (Турции, Великобритании и Франции).

“ФлоренсНайтингейл принадлежитне только Англии и английскому народу. Она одна из тех, чей дом — вселенная.Ее труды — это бесценное наследиевсего человечества”

(Аделаида Нуттинг, американская медсестра, первый профессор сестринских наук).

Имя ФлоренсНайтингейл, ставшей символом милосердия, известно во всем мире.

Ежегодно 12 мая во многих странах в память Ф. Найтингейл проводится “День больницы”. Именем ее названы многие медицинские школы в разных странах.

Чем заслужила такую славу и признательность эта женщина?

Ф. Найтингейл (1820—1910 гг.) родилась во Флоренции, в богатой аристократической семье и получила блестящее для женщины своего времени образование. Она прекрасно знала литературу, владела греческим, латинским, французским, немецким, итальянским языками, изучала математику и естественные науки, занималась живописью и музыкой.

Уже в юности свое главное предназначение Флоренс видела в избавлении людей от болезней и от смерти, которые можно предупредить. Она решила стать сестрой в 20-летнем возрасте. Но в то далекое время деятельность, связанная с милосердием и оказанием помощи нуждающимся, считалась занятием, не достойным знатной женщины. Девушка пожертвовала личным счастьем, прекрасными отношениями с родителями, но осталась верна своему призванию.

В 1851 г. Флоренс поступает в общину сестер пастора Ф. Флендера (Германия), где получает сестринское образование.

Чтение книг по медицине и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали ее к заветной цели, которая была достигнута ею только в возрасте 33 лет, после стажировки в больнице, которой ведала католическая организация “Сестры милосердия”.

В 1853 г. Ф. Найтингейл становится “надзирательницей” в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. В ее обязанности входило наблюдение за работой сестер, состоянием медицинского оборудования и контроль за приготовлением лекарств. Флоренс считала, что для подготовки сестер нужна специальная школа. Она сознавала важность и необходимость специальных знаний и профессиональной подготовки.

В марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России. В сентябре союзные войска высадились в Крыму. Началась Крымская война.

21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 сестер во главе с Ф. Найтингейл. Работая старшей сестрой в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улучшая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко снизить смертность и спасти тысячи людей. Несмотря на многочисленные административные обязанности, Ф. Найтингейл сама ухаживала за больными ночью. “Она одна, с небольшой лампой в руках, исходила многие мили среди беспомощных страдальцев”. К концу войны под руководством Флоренс работало уже 125 сестер милосердия.

После окончания войны, перед отъездом в Англию, она на собственные средства поставила на высокой горе над Балаклавой (Крым) большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах, врачах и медицинских сестрах.

Ф. Найтингейл вернулась в Англию в 36-летнем возрасте всемирно известной личностью. Ее именем на родине был назван корабль. Королева Виктория подарила ей бриллиантовую брошь с надписью: “Блаженны милостивые”.

В течение своей долгой жизни Ф. Найтингейл написала множество статей и книг о назначении, роли, деятельности и подготовке сестер, а также на самые разнообразные темы.

“Записки об уходе”, изданные в январе 1860 г., выдержали с тех пор сотни изданий на десятках языков мира и не потеряли своей актуальности. Выходят в свет такие работы, как “Заметки о госпиталях”, “Заметки о сестринском деле”, “Письма из Египта”, “Замечания о материалах, касающихся здоровья, активности и госпитальной организации в британской армии” (1858 г.), “Дополнительные сведения о введении женского ухода в военные госпитали в мирное и военное время” (1858 г.), “Заметки об уходе за больными” (1860 г.), “Армейская санитарная администрация и ее реформа”, “Жизнь и смерть в Индии” (1873 г.) и т.д.

Умерла ФлоренсНайтингейл в возрасте 90 лет и была похоронена в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне. Самоотверженная женщина стала примером служения людям и прообразом международного милосердия. Ее идеи, взгляды и убеждения получили широкое признание медсестер во многих странах. 12 мая, в день рождения основоположницы сестринского дела Ф. Найтингейл, медсестры всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день медицинской сестры — с целью увековечения особых заслуг ее в развитии сестринского дела, а также для выражения профессиональной солидарности.

ФлоренсНайтингейл - первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества.

Наши соотечественники в истории сестринского дела.

В России сёстры милосердия впервые появились во время Крымской войны 1854-1855 годов в осаждённом Севастополе, их появление связано с именем великого русского врача-хирурга Николая Ивановича Пирогова. Вместе с тем, институт сестёр милосердия своим появлением обязан не столько Пирогову, сколько одной замечательной женщине, некогда очень известной, а сейчас, к сожалению, очень редко вспоминаемой, – великой княгине Елене Павловне.

Казалось бы, что Бог дал этой женщине всё необходимое для счастья: красоту, ум, дом – прекрасный дворец, восторг и почитание выдающихся людей своего времени, наконец, большую семью – мужа и пятерых дочерей. Но счастье это длилось недолго: в 1832 году умерла годовалая дочь Александра, а в 1836 году скончалась двухлетняя Анна; в 1845 году умирает девятнадцати летняя Елизавета, а ещё через год – старшая дочь Мария, которой был лишь 21 год. В 1849 году умер Михаил Павлович, и великая княгиня овдовела в возрасте 43 лет. После этого Елена Павловна полностью посвятила себя общественной и благотворительной деятельности.

Своенравная, умная, гордая, блистательно образованная и при всем этом обладающая еще великолепным светским тактом и широтою сердца, Великая Княгиня Елена - или как ее полушутливо звали при дворе "Мадам Мишель".

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Великая Княгиня становится одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – предшественницей Русского общества Красного Креста. Нравственно поддержанная в своей мысли Пироговым, несмотря на тайные и грязные насмешки и явное противодействие со стороны высшего военного начальства, она сумела убедить императора Николая в полезности нового начинания и создала первую по времени военную общину сестер милосердия.

Устав Крестовоздвиженской общины был утвержден 25 октября 1854 года. 5 ноября после обедни Великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестер, а на следующий день они уехали в Севастополь, где их ожидал Пирогов. Затем последовали другие отряды. Так возникла первая в мире фронтовая община сестер милосердия.

Ее Дворец, известный и теперь как Михайловский, превратился в большой склад вещей и медикаментов.

В Петербурге и Москве все новые и новые женщины заявляли о своем решении отправиться в Крым на театр военных действий. 2-й отряд из 13 человек прибыл в Севастополь 25 января 1855 г., его возглавляла старшая сестра М.Меркулова. Через несколько дней прибыли 8 сестер 3-го отделения под руководством сестры Е.М.Бакуниной; 9 апреля - еще 19 сестер 4-го отделения, руководимые сестрой Будберг. Особенно высокую оценку получила Екатерина Михайловна Бакунина (1812-1894) - "идеальный тип сестры милосердия".

Сестры милосердия тех лет — отнюдь не то же самое, что медсестры в современном понимании. Девицы и вдовы "хорошего происхождения" в возрасте от 20 до 40 лет (девушки ради служения делу отказывались от вступления в брак) могли войти в общину только после испытательного 2-летнего срока по уходу за больными Затем они проходили специальное обучение в учреждениях Красного Креста. Работали безвозмездно, получая от общины лишь еду и одежду.

В 1856 году по просьбе всё той же Елены Павловны была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр Крестовоздвиженской общины. Тогда же подобную медаль учредила и императрица Александра Фёдоровна – вдова Николая I.

В последние годы жизни Великая Княгиня занята была мыслью об устройстве такого лечебного заведения, в котором молодые врачи могли бы совершенствоваться в практической деятельности и которое, одновременно, могло стать объединяющим центром для научной и учебной деятельности врачей. Мысль эта осуществилась лишь после ее кончины, открытием в 1885 году “Клинического института Великой Княгини Елены Павловны”. Так, хотя официально Великая Княгиня и не принимала участие в государственной деятельности, мы видим, что всею своею жизнью оставила она заметный след в истории России.

Умерла Елена Павловна 3 (15) января 1873 года. В том же году было принято решение реализовать один из её последних замыслов – построить в Петербурге институт усовершенствования врачей.

 

Анри Дюнан (1828 - 1910)

С его именем связана история возникновения Международного Комитета Красного Креста. А его личная судьба тесно переплелась с деятельностью Российского Красного Креста.

24 июня 1859 г. возле селения Сольферино разразилась битва, в которой столкнулись солдаты французской, итальянской и австрийской армий. 16 тыс. его участников пали на поле битвы, 40 тыс. получили ранения. Дюнан стал свидетелем этой бойни, потрясшей его до глубины души. Более всего его поразило, что никто не оказывал помощь раненым, молящим о сострадании, о глотке воды.

В 1862 г. Дюнан издал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, которую разослал европейским монархам, политическим деятелям, военачальникам, своим друзьям. Автор выступал за создание в европейских странах действующих на добровольных началах обществ по оказанию помощи раненым.

В 1863 г. из пяти жителей Женевы была сформирована специальная комиссия, позже переименованная в Международный комитет помощи раненым. На первом заседании Комитета его президентом был избран генерал Дюфур. А в октябре 1863 г. в Женеве состоялась Международная конференция, на которой представители 14 стран и 4 благотворительных организаций поддержали идею Анри Дюнана - создать в каждой стране добровольные комитеты для оказания помощи раненым.

При поддержке и по инициативе правительства Швейцарии в Женеве в 1864 г. состоялась Дипломатическая конференция, на которой представители 16 государств приняли Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны, положившую начало современному международному гуманитарному праву.

Прервав занятия коммерцией и целиком посвятив себя созданию организации помощи раненым, Дюнан разоряется и впоследствии надолго исчезает из поля зрения широкой общественности. Как выяснится много лет спустя, около восемнадцати лет он проведет в лечебнице для бедняков. Там его случайно и обнаружит один швейцарский журналист. Воскрешение имени Дюнана станет мировой сенсацией - он жив! Ведь многие полагали, что Дюнан давно умер.

В жизни этого замечательного человека начинается новая эра - следуют награды, визиты, признание. Но это не слишком сказывается на его материальном положении. И здесь, пожалуй, самую ощутимую роль в его жизни суждено было сыграть Российскому обществу Красного Креста. Оно направляет ему весьма существенную помощь - 500 рублей, через год — еще 1000. В феврале 1897 г. РОКК обращается к зарубежным обществам с предложением о коллективном участии в назначении Дюнану международной пенсии. И, не ожидая результатов, устанавливает великому гуманисту ежегодную пенсию в размере тысячи рублей золотом и утверждает его в звании Почетного члена Российского общества Красного Креста.

В 1901 г., Норвежский Нобелевский комитет впервые утвердил Нобелевскую премию мира. Анри Дюнан становится ее первым лауреатом.

Анри Дюнан умер 30 декабря 1910 г. в 82 года. Пресса многих стран, сообщая о его кончине, называла его “великим альтруистом”.

8 мая, в день рождения Анри Дюнана, отмечается Международный день Красного Креста и Красного Полумесяца - как всемирное признание его заслуг.

Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах(Красный Крест). С 1871 г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время. В 1897 г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года.

 

В 1907 г. великая княгиня Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия, в 1909 г. община начала работать. Уровень подготовки сестер поддерживался ежедневными лекциями опытных врачей. К 1911 г. община стала центром милосердия в Москве: нуждавшиеся получали безвоздмездную медицинскую помощь и лекарства.

После революции в России существовало 109 общин и около 10000 сестер милосердия. Общество Красного Креста после революции претерпело ликвидацию, признание в 1921 году и возрождение в 1925 году.

Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. В 1914 году началась первая мировая война. В России насчитывалось 150 школ при обществе Красного Креста.

В 1920 г. по инициативе наркома здравоохранения Н.А. Семашко открылись школы по подготовке медсестер.

В 1922 году общество красного креста было реорганизовано в общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

В 1925 году средние заведения стали многопрофильными (школы фельдшерско-акушерские, школы медсестер, курсы дезинфекторов…)

1936 – единая система среднего медицинского образования.

К 1940 г. обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению с 1913 г., возросла в 8 раз.

В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра».

1954 многопрофильные средние учебные (школы) заведения переименованы в медицинские училища.

1965 – открытие медучилищ при крупных многопрофильных стационарах. Созданы курсы повышения квалификации для средних медработников.

В 1993 была создана и принята философия сестринского дела.

В 1994 г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.

Задачи организации:

  • Повышение роли медсестры в системе здравоохранения, поднятие престижности профессии
  • Защита профессиональных прав
  • Повышение качества медпомощи
  • Улучшение условий труда и повышение зарплаты
  • Повышение уровня квалификации медсестер и их образования
  • Возрождение традиции сестринского милосердия.

В 1995 году выходит в свет журнал «Сестринское дело».

В 1997 г. Ассоциация Медицинских сестёр создает Этический кодекс медицинской сестры России.

В 1998 г. прошел первый Всероссийский съезд средних медицинских работников в Санкт-Петербурге. Одобрен проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ.

Внедрена многоуровневая подготовка специалистов сестринского дела.

3 уровень (ВУЗ) Высшее профессиональное образование
2 уровень (колледж) Среднее профессиональное образование
1 уровень (медицинское училище) Среднее профессиональное образование

 

В 1995 г. впервые в России Г.М. Перфильева, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».

 

В РАЗВИТИИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА УСЛОВНО ВЫДЕЛЯЮТ 3 ЭТАПА:

  • – сестра играет опекунскую роль. Основная функция – гигиенический уход.
  •  – связан с Крымской кампанией. Роль м.с. – зависимый исполнитель врача.
  •  – конец 90-х 20 в. – начало 21 в. – сестра выполняет роль независимого специалиста в рамках своей компетенции.

 

    С началом реформы сестринского дела в России активно используют понятие «философия сестринского дела».

«Философия — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир на место в нем человека» — так дает определение общей философии большой энциклопедический словарь. Философия сопровождает нас в течение всей жизни. Это то, что отличает нас от животных и делает разумными, заставляя думать и выражать свои мысли и чувства при помощи вербальных и невербальных методов.

Философия может быть посвящена разным предметным областям, в частности — медицине. Знаменитые врачи древности — Авиценна, Платон, Горацио, Сократ — обладали не только даром врачевания, но были также астрономами, математиками и известными философами.

Философия сестринского дела описывает систему ценностей, лежащую в основе сестринского дела, и определяет его роль в обществе.

Какая связь существует между философией и сестринским делом? Зачем сестринскому делу нужна философия? И что такое философия сестринского дела? Эти вопросы обсуждались в августе 1993 г. в Голицыне на I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела в рамках Международного проекта «Новые сестры для новой России», на которой был принят Программный документ «Философия сестринского дела в России». Этот документ, отражающий систему взглядов российских медицинских сестер на основные ценности и перспективы их профессии, раскрывает перед обществом профессиональное мировоззрение и идеал в сестринском деле (Приложение 3). В этом документе впервые в России даны определения следующих ключевых терминов:

  • сестринское дело, сестра;
  • пациент;
  • окружающая среда;
  • здоровье.

Кроме того, в документе впервые определены отношения взаимодействия, возникающие между указанными объектами и субъектами, и сформулированы этические ценности, которыми должна обладать профессиональная медицинская сестра.

Философия сестринского дела описывает систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Философия сестринского дела представляет собой теоретическое обоснование сестринской профессии, раскрывающее основные положения, которые определяют ее смысл, направленность и роль в обществе. Основные положения философии сестринского дела содержат ответы на следующие вопросы:

  • определение сестринского дела, его миссия, цели, задачи;
  • соотношение сестринского дела и медицины;
  • взаимодействие медсестры и пациента;
  • профессиональная этика (ценности, добродетели, обязательства медсестры).

Ы Верстка: вставить рисунок «Ris _ teoriya _ sestrinskogo _ dela _01» СИД Ы

В основе философии сестринского дела лежат следующие фундаментальные понятия:

  • «сестринское дело» как составляющая часть системы здравоохранения; наука, направленная на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды;
  • «человек» — целостная, динамическая, саморегулирующаябиологическая система; совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой;
  • «пациент» — человек, который нуждается в сестринском уходе и получает его;
  • «сестра» — специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую практику;
  • «здоровье» — динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации;
  • «окружающая среда» — совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов, которые влияют на здоровье человека;

В основе философии сестринского дела лежит принцип уважения к жизни, достоинству и правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом, а также ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество должно признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать и поощрять его с помощью издания законодательных актов.

Сестра, разделяющая философию сестринского дела, принимает на себя следующие этические обязанности:

  • говорить правду;
  • делать добро;
  • не причинять вреда;
  • уважать обязательства других людей;
  • держать слово;
  • быть преданной;

уважать право пациента на самостоятельность.

Согласно философии сестринского дела цели, к которым стремится сестра (результаты ее деятельности), называют этическими ценностями (идеалами):

  • профессионализм;
  • здоровье;
  • здоровая окружающая среда;
  • независимость;
  • человеческое достоинство;
  • забота (уход).

Философия сестринского дела определяет также личные качества, которыми должна обладать хорошая медицинская сестра — добродетели:

  • знание;
  • умение;
  • сострадание;
  • милосердие;
  • терпение;
  • целеустремленность.

Человек, выбирающий профессию медицинской сестры, принимает на себя моральное обязательство придерживаться тех обязанностей, ценностей, добродетелей, на которых основана философия сестринского дела, и осуществлять уход в рамках этих принципов.

К основным принципам ухода относят:

  • обеспечение безопасности пациента;
  • конфиденциальность;
  • уважение к пациенту и поддержание его чувства собственного достоинства;
  • общение;
  • поддержание независимости пациента;
  • обеспечение инфекционной безопасности.

Этические принципы определяет Этический кодекс медицинской сестры в каждой стране. Этические принципы представляют собой стандарты поведения медицинских сестер и служат средством самоуправления для профессиональной медсестры.

Этический кодекс медицинских сестер России был принят на III Всероссийской конференции по сестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрен Этическим комитетом России и одобрен Минздравом в апреле 1997 г. Этический кодекс медицинских сестер России отражает современные этические принципы, нормы и стандарты, обязательные в профессиональной деятельности медицинских сестер

Биоэтика - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности. (Эвтаназия, ЭКО, аборты, суррогатное материнство).

Враче́бнаята́йна — медицинское, правовое, социально-этическое понятие, представляющее собой запрет медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни, полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях, предусмотренных законодательством.

Врачебная тайна относится к основным принципам клятвы Гиппократа:

… Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной…

Федеральный закон Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ в статье 13 определяют понятие «врачебная тайна». Там же определены обстоятельства, при которых допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, с согласия гражданина или его законного представителя, а также без такого согласия.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III период — со второй половины XIX в. до 1917 г. — общественная педагогика. | Способы организации строительства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 250 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2358 - | 2149 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.