Основные педагогические идеи К.Д. Ушинского (1824-1870)
В истории отечественной педагогики особое место занимает К.Д. Ушинский (1824-1870) основоположник научной педагогики в России и реформатор школы. У каждой науки есть свой исток; для отечественной педагогики таким истоком было творчество К.Д. Ушинского.
К.Д. Ушинский отличается работоспособностью, ответственностью. Все его дни недели расписаны им по минутам: в 4 ч – встает; с 5 до 8 – готовится к предстоящему магистерскому экзамену; потом –уроки; после обеда – «читать для ума», писать в журнал, готовиться к урокам. И так вся неделя; только в воскресенье подъем в 6 ч. На сон – 6-7 часов.
Ушинский составляет для себя своеобразный кодекс поведения, который он записал в дневнике:
«Рецепт
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность.
(...)
6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не
9. Ни разу не хвастаться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем,
что будет.
Ушинский понимал широко, как совокупность ряда наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии, логики, истории, филологии, истории воспитания и др., изучающих человека и его деятельность. В этих науках излагаются и систематизируются факты о человеке – предмете воспитания. Особое значение имеют физиология и психология, так как они могут объяснить по возможности те психофизиологические явления, с которыми имеет дело воспитатель.
Сам автор осознавал значение своего труда, когда писал, что предпринятая им попытка «антропологизации» первая, не только в отечественной, но и в «общей литературе». Она посвящена рассмотрению психофизиологических и социальных основ воспитания.
В «Педагогической антропологии» Ушинский исследовал физиологические стороны организма человека и обусловленные ими психические явления. Этот анализ понадобился ему для чтобы в самой человеческой природе отыскать средства воспитания, которые он считал громадными; иметь возможность влияния на развитие ума, чувства, воли.
На основании изучения природных задатков и особенностей психикиУшинский определял педагогические закономерности, позволяющие открыть приемы, методы, средства воспитания и образования.
К.Д. Ушинский отмечал, что человек, его деятельность настолько многогранны, что никакая наука не в состоянии раскрыть эту проблему полностью, поэтому различные науки изучают отдельные стороны личности
и сущности человека. В то же время важен целостный взгляд, обнимающий
физическую и психическую стороны человеческой природы. Педагогическая
и призвана осуществить эту задачу целостного рассмотрения человека, так как педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о предмете воспитания. Зная законы физического и психического развития ребенка, антропология предоставляет педагогу возможности неисчерпаемого влияния на него.
Нельзя, конечно, требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом всех тех науках, из которых могут черпаться педагогические правила, но «можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была
ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется»,– пишет Ушинский в предисловии к своему труду.
С позиций антропологии К.Д. Ушинский решал вопрос о роли наследственности, общественной среды воспитания в развитии человека.
И здесь, используя целостный подход, он утверждает, что все эти три
составляющих одинаково значимы, их учет необходим педагогу в практической деятельности. Ушинский отходит от тех крайностей в суждениях о роли наследственности и среды, которые высказывались различными философами и педагогами. Наследственность, как замечает Ушинский, еще мало изучена, но очевидно, что воспитанников отличают друг от друга наклонности, физические особенности, каждый из них индивидуален. Педагогу следует помнить, что у ребенка нет ни врожденных пороков, ни добродетелей, но он несет в себе задатки наклонностей. «Руководствуясь такой мыслью, воспитатель не предастся растлевающему фатализму и не свалит на природу того, в чем может быть, сам виноват или прямым своим влиянием, или тем, что допустил развиться тем стремлениям, которые бы никогда не развились, если бы он вступил своевременно в борьбу с ними и отнял у них ту пищу, которая дала им развитие. С другой стороны, руководствуясь такой мыслью, воспитатель не будет считать возможным одинаковое воспитание для всех и каждого и будет подмечать, какие наклонности образуются в ребенке с особенной быстротой и прочностью и какие, напротив, встречают сопротивление к образованию в самой природе».
Признание наследственных задатков делает воспитательную деятельность педагога целеустремленной.
Вместе с наследственными данными в образовании человеческого характера громадно влияние «внешних впечатлений», что открывает обширное поле деятельности для воспитания. Человек становится тем, кем он есть, благодаря влиянию всей жизни в самом широком смысле слова. Эта жизнь влияет и на врожденные особенности человека, давая им определенные направления в развитии. «Жизнь в широком смысле слова»
включает в себя и воспитание.
Школа, воспитатель, наставники многое определяют в становлении человека. Но они не единственные воспитатели, есть, может быть, даже более значимые непреднамеренные воспитатели, это природный мир, семья, общество, народ, его религия, его язык, т.е. природа и история. В воспитании ребенка, кроме «телесной природы», важно влияние этих воспитателей – жизненной среды и педагогов; от них во многом зависит, хорошим или плохим, волевым или нравственным или безнравственным станет человек. При этом в процессе жизни человек и сам активно влияет как на среду обитания, так и на собственную натуру, изменяя и совершенствуя их. Воспитание играет тогда большую роль, когда отвечает интересам развития общества, служит им. «Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям...».
Успех обучения Ушинский связывал и с тем, какой деятельностью занят ученик. Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть, он очень скоро уснет; лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго
ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту... Педагог должен прежде всего учиться у природы и из замеченного явления детской жизни выводить правила для школы; заметим же, что чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности. И этот «дар природы» –стремление к активности – необходимо использовать для развития и воспитания ребенка, опираться на него, только тогда обучение будет развивающим и воспитывающим.
Активная учебная деятельность ребенка способствует его умственному,нравственному и эстетическому развитию, и важно научиться, призывал Ушинский, управлять ею, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Вопрос о подготовке к жизни Ушинский рассматривает широко, включая в него такие аспекты, как обогащение учеников необходимыми знаниями и развитие личностных качеств детей: воли, характера, трудолюбия.
Школьные дисциплины. Необходимыми для изучения в школе Ушинский считает те, которые дают многообразные знания о природе и обществе, способствуют всестороннему развитию и подготавливают к жизни. Этой общей задаче целостного и всестороннего развития ученика должна быть подчинена вся деятельность школы и учителя. Материалами, необходимыми для такого развития обладают родной язык, география, история отечества, естествознание, математика, литература, т.е. те дисциплины, которым придавали меньше всего значения в школе в те годы. Но важен не только перечень наук, так же существенны цели их изучения. К.Д. Ушинский возражает против утилитарного подхода к изучению наук, когда в них ищут «не мысли, не пищи духу, развивающей и укрепляющей его, не уяснения воззрений человека на самого себя и внешний мир, а только знаний, которые необходимы для той или другой практической жизни».
К.Д. Ушинский приводит в пример историю, знание которой помогает
человеку уяснить ход исторического процесса человеческого общества, извлечь из нее нравственные уроки; она может подействовать на характер и образ мыслей человека, отразиться в его поступках. Общечеловеческое образование, в отличие от узкоспециального, и ведет к гармоничному, целостному развитию личности, объясняет жизнь и вводит человека в нее.
В то же время, предостерегает Ушинский, не следует упускать из виду
того, что ребенок, обучаясь в школе, будет готовиться жить в «индустриальном веке» с его быстрым развитием наук и постоянно изменяющимися условиями жизни, к которым он также должен быть готов.
Учебный труд. Задача школы состоит не только в передаче знаний и
развитии мышления, она должна вызвать у ученика «жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Человек имеет врожденную способность – потребность в труде. Но уже в детстве, в силу разных обстоятельств, эта потребность может либо развиваться, либо погаснуть. Забота школы и состоит в том, что она призвана
открыть своему воспитаннику возможность найти полезный труд в будущей жизни. «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... должно развить в привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». А чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, нужно внушить ему серьезный взгляд на него. Для человека в детском и юношеском возрасте главный интерес в жизни должно составлять учение.
Как обстоит дело в этом отношении в школе? Нередко учитель приучает своих воспитанников убивать время в классе, толкуя им без воодушевления о том, что они затем найдут в книге; ведь учитель не знает других методов, способных возбудить и поддержать внимание учеников. На
другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трех учеников, а остальные считают себя свободными от каких-либо дел. Так ученик приучается к ничегонеделанью, к бездумному времяпровождению. Наставнику необходимо помнить, что его обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, развитие у них привычки к труду. Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» и предлагает средства, способные развить привычку к труду.
1. Не учить только, помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.
2.Не надрывать сил ребенка в работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать – легко и приятно, думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать к умственному труду.
3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способенлегко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.
4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного трудасостоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и т.д. принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.
«Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское провождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность».
Необходимость использования учителем разнообразных методов. Рекомендации Ушинского о развитии жажды труда в воспитанниках требовали знания наставником соответствующих приемов, способов, методов.
Но этого-то как раз и недоставало учителю. Так объясняет ситуацию этого времени В.Я. Струминский, исследователь творчества Ушинского: «с середине 60-х годов 19 в.в нашем обществе было всеобщее воодушевление педагогическим делом, задачей развития детей, желанием ознакомить их скорее чуть ли не с последними выводами науки, – между тем знакомства с методикой не было ни малейшего даже у специалистов по профессии».
В своих работах «Родное слово», Книга для учащих», «Педагогическая антропология» Ушинский не только изложил дидактику начальной школы, но развил и общедидактические идеи о необходимости наглядности в преподавании, обращении к опыту и знаниям учащихся, последовательности в изучении наук, о продвижении от известного к неизвестному, опоре на интерес, об учете возрастных особенностей детей. Кроме того, Ушинский описал методы, приемы обучения, знания которых так не хватало учителю.
Многие методические приемы, предложенные К.Д. Ушинским, известны сегодня каждому из своей школьной жизни, так как составители учебников и учителя используют идеи Ушинского и в настоящее время.