60-е годы XIX в. в России были периодом большого общественного движения, обусловленного растущими противоречиями во всех сферах жизни общества.
Педагогическое движение было частью общественного движения 60-х годов. Характерной чертой этого периода можно назвать борьбу общества за непосредственное участие в устройстве народного образования совместно с государственной властью. Общество настаивает на распространении просвещения, на развитии бессословного воспитания и образования.
Широко дискутируются вопросы об общем образовании, об уважении к личности ребенка, о развитии народной школы, о борьбе за женское образование, об автономии высшей школы.
Это была пора большого подъема педагогической мысли, смелых исканий и творчества.
«По яркости педагогических систем, по демократизму, гуманизму и народности нашей педагогики и глубине ее философского обоснования, по оригинальности разрешения методических вопросов, по общественному интересу к вопросам воспитания, по количеству замечательных педагогов-теоретиков русская прогрессивная педагогика 60-х годов, безусловно, превосходила педагогику всех других стран того времени», писал известный историк педагогики Е.Н.Медынский.
Вопросы воспитания оживленно трактовались на страницах прессы – «Современника», «Отечественных записок», «Русского слова» и др.
Возникали педагогические журналы – «Журнал для воспитания» (1857), «Учитель» (1861), «Детский сад» (1866), «Русский педагогический вестник» (1857) и др. Организовывались педагогические общества и кружки, собирались учительские съезды.
Во второй половине XIX в. теоретическая и практическая педагогика сделала огромные успехи, каких в России не было в течение нескольких предшествующих столетий.
В обществе появились деятели в области образования, для которых педагогические вопросы стали делом жизни, делом свободного избрания, которые разрабатывались ими в силу призвания.
Одним из зачинателей общественно-педагогического движения 60-х годов был Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Его знаменитая статья «Вопросы жизни», помещенная в журнале «Морской сборник» в 1856 г., была первым на пороге 60-х годов выступлением в печати, критиковавшим сословную школу дореформенного периода и поставившим вопрос о целях и задачах воспитания.
Статья «Вопросы жизни» имела огромный общественный резонанс. Пирогов в этой статье решительно выступает в защиту общечеловеческого идеала воспитания: «Быть человеком» – вот к чему должно готовить воспитание. Воспитание должно дать ответ на вопросы жизни: В чем цель нашей жизни? Каково наше назначение? К чему мы призваны? Что мы должны искать?
Н.И.Пирогов выдвигает перед русской общественностью задачу – воспитать совестливого, честного, искреннего, самоотверженного и вместе с тем чуткого к нуждам других людей гражданина России.
В погоне за блестящей в выгодной карьерой для своих детей, писал Пирогов, родители чуть ли не с пеленок предназначали детей к той или иной профессии, не считаясь с природными силами и склонностями детей. Утилитарное образование «с колыбели» «для хлеба» Пирогов строго осуждает. Одностороннее прикладное образование с его временными и утилитарными стремлениями рано или поздно вступает в разлад с жизнью, считает он. Вечно движущаяся, беспрерывно меняющаяся жизнь требует полноты и всестороннего развития человеческих способностей.
Стремиться и самому быть человеком и из других образовывать людей – это значит признавать, что воспитание для всех, без различия сословий и состояний, так же необходимо, как хлеб и соль.
Он настаивает, что истинный идеал образования есть общее образование, развитие всех дарованных человеку способностей, всех его высоких и благородных стремлений. Потребность учиться, образовываться и просвещаться должна стать такою же инстинктивною потребностью общества, как потребность питаться, пишет Пирогов. Далее им определяется порядок образования – сначала общее, а потом специальное. Он отмечает, что это самый естественный и непринужденный, самый удобный и для правительства и для подданных порядок. Для правительства, объясняет Николай Иванович, он удобен тем, что все воспитываемые до известного возраста будут образовываться в одном духе и направлении, преследуя одну и ту же цель. Для подданных удобен потому, что воспитываемые... будут дружно пользоваться одинаковыми правами и одинаковыми выгодами воспитания.
Во всех народных, сельских и городских школах общечеловеческое образование должно как можно раньше и как можно прямее переходить в реальное (специальное) и прикладное. А общечеловеческое образование средних и высших классов до перехода в специальное ничем, в сущности, не должно отличаться. Уровень его для этих двух классов может быть понижен или повышен не по сословиям, а по состоянию – в зависимости от того, кто богаче или беднее, кто и в какой степени может обойтись без материальных пособий, доставляемых приложениями науки к жизни.
Выдвигая на первый план общее образование, Пирогов естественно являлся противником сословных школ. Учение до известного возраста должно быть одно и то же для всех сословий и для всех состояний. Поэтому можно считать бесспорным положение, что элементарные школы по числу и свойствам предметов должны быть для всех без исключения одни и те же. Затем, по мнению Пирогова, бессословная школа идет дальше, захватывая следующие ступени образования. Он предлагал построить лестницу школ общечеловеческого воспитания гибко, чтобы учащиеся могли переходить из одного типа учебного заведения в другой. Преемственность образования не исключает законченности образования на каждой ступени. «Каждое из училищ должно быть и преддверием другого и открывать выход в жизнь».
Университет, по мысли Пирогова, предназначен для талантов, «для элит».
Идея общечеловеческого воспитания могла быть реализована, по мнению Н.И.Пирогова, лишь в результате коренной реорганизации всей системы образования на основе предложенного им плана.
Высшую образовательную силу Н.И.Пирогов приписывал исключительно глубокому изучению древних и отечественного языков, истории и математики. Классическое образование, считал он, одно и само по себе уже достаточно образует и развивает дух человека, готовя его к восприятию всевозможных – и нравственных и научных истин; реализм же никогда не мог сам по себе развить все высшие способности духа
Увлекаясь идеей общего гуманитарного образования, устраняя препятствия ее осуществления, Пирогов, естественно, оставил в тени профессиональное, прикладное образование. Оно представлялось ему возникающим самим собой из общего.