Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 9. Функциональные стили речи




Все слова русского языка можно разделить на две группы:

-общеупотребительные в любом стиле речи

-слова, закрепленные за определенным стилем

Функциональные стили
Книжный стиль
Разговорный стиль
научный
Официально-деловой
публицистический
художественный

 

 


Научный стиль

Научный стиль речи отличают следующие особенности:

1) Подчёркнутая информативность

2) Отвлеченность и обобщенность

3) Точность, однозначность и единообразие высказывания

4) Экономное использование образных и эмоционально-экспрессивных средств

5) Логичность, последовательность повествования

Научный стиль речи реализуется чаще в письменной форме, реже – в устной (научный доклад, дискуссия). Для научной речи более типичен монолог (диалог – в научной дискуссии). Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в гораздо меньшей степени, чем в других стилях.

Для научного стиля речи характерны некоторые лексические и грамматические особенности:

1) Большое количество терминов

2) Частое употребление отглагольных существительных (течение, состояние)

3) Интернациональная лексика

4) Использование формы единственного числа в значении множественного числа

5) Употребление вещественных и отвлеченных существительных во множественном числе (смешение масел, сибирские нефти)

6) Использование безличных конструкций (следует указать)

7) Широкое использование ссылок, цитат, сносок

8) Обилие вводных конструкций (итак, таким образом)

9) Хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение на абзацы, параграфы.

 

Выделяют несколько подстилей научного стиля речи:

 

1) академический (собственно-научный);

2) научно-популярный – изложение научной информации для широкой аудитории в доступном виде;

3) научно-учебный стиль – ослабленный академический;

4) научно-технический (используется специфические для каждой области науки термины, графики, таблицы, диаграммы);

5) естественнонаучный;

6) подстиль гуманитарных наук с употреблением фигур речи, слов в переносном значении; разнообразие синтаксиса;

7) подстиль физико-математических наук – использование формул, знаков, символов.

 

Научный стиль речи реализуется в следующих жанрах:

 

· Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы.

· Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений.

· Научная статья

· Словарные и энциклопедические статьи

· Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения.

· Реферат

· Дипломная работа

· Курсовая работа

· Лекция

· Научный доклад

· Реплика – выступление по прослушанному докладу.

Обобщенность и отвлеченность научного стиля не означает, что ему противопоказана образность.

Свидетельство тому – метафоры, которые стали терминами, например, язычок, пестик, зонтик (биол.); муфта, гусеница, лапа, плечо (техника); подошва, хребет (геолог.).Так как оно является одной из форм логического мышления. Так, например, в книге Роджерса «Физика для любознательных» при описании движения молекул используется следующее сравнение: «…молекулы ведут себя подобно мыши, «отщипывая» от медленно движущегося предмета небольшие порции количества движения».

В научно-технической литературе образность представлена слабо. Первостепенную роль здесь играет описание.

В подстиле физико-математических наук на первый план выходит рассуждение.

Различают следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение, аналогия, хронология, ступенчатый.

1.Дедукция (лат. deduction – выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным. Дедуктивное рассуждение состоит из трех этапов:

1) На первом этапе выдвигается тезис – то есть положение, истинность которая должна быть доказана или гипотеза – греческое предположение.

2) Второй этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательства истинности или опровержение.

Здесь применяются различные типы аргументов, служащих основанием доказательства: факты, примеры, статистические данные.

3) Выводы и предложения

3. Индукция (лат. induction – наведение) – это движение мысли от частного к общему или движение от знания единичных фактов к формированию общего правила, к обобщению.

Композиционно индукция представляет собой следующее:

1) Во вступлении определяется цель исследования;

2) В основной части излагаются накопленные факты, рассказывается о технологии их получения, делается анализ, сравнение и синтез полученного материала

3) Устанавливается закономерность, делаются выводы. Дается научный прогноз.

3.Проблемное изложение предполагает активизацию мыслительной деятельности читателя/слушателя путем постановки проблемных вопросов. Последующее решение этих вопросов подводит к обобщению, формулировке правил и закономерностей.

Этот метод имеет давнюю историю и берет начало со знаменитых «сократовских бесед».

Проблемное изложение материала можно рассматривать как разновидность индуктивного метода. Сильная сторона этого метода состоит в том, что он заставляет слушателя/читателя быть сопричастным к исследованию.

4.Метод аналогии состоит в сравнении сходных предметов (явлений). Его суть можно сформировать следующим образом: если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях.

Умозаключение по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер.

 

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль документов, государственных актов, договоров, постановлений, официальных бумаг и деловых совещаний.

Характерные черты:

1. Функционирование преимущественно в письменной форме. В устной форме деловые переговоры, дипломатические заявления.

2. Традиционность и стабильность.

3. Нормированность

4. Единообразие

5. Сжатость и компактность изложения

6. Точность и полнота формулировок

7. Отсутствие авторской речевой индивидуальности

 

Лексические, грамматические и стилистические особенности:

1) Наличие канцеляризмов – специфичных слов и выражений, характерных только для официально-делового стиля (вышеуказанный, нижеупомянутый и т.д.).

2) Широкое использование специальной терминологии, номенклатурных наименований.

3) Употребление стандартных речевых оборотов (на ваш входящий).

4) Активное использование сложносокращенных слов и аббревиатур.

5) Использование стилистически нейтральной лексики.

6) Строгость структуры текста.

7) Использование пассивной залоговой конструкции (нами были приняты меры).

8) Обязательность реквизитов: дата, исходящий номер, название учреждения – отправителя, подпись с расшифровкой.

 

Подстили:

1) Законодательный – стиль государственных документов. Большое количество общественно-политических, юридических, экономических терминов.

2) Административно – канцелярский – стиль документов делопроизводства.

3) Подстиль судопроизводства.

4) Подстиль делового общения – общение на коммерческие, финансовые, производственные темы.

5) Дипломатический подстиль – стиль переписки между государствами; стиль речи на международных совещаниях, дипломатических приёмах.

Официально-деловой стиль реализуется в следующих жанрах: Конституция и законы (кодексы), уставы, приказы, протоколы, повестки, жалобы, разные виды деловых писем, договоры, накладные, устные деловые переговоры, дипломатические письма и т.д.

 

Публицистический стиль

Публицистика имеет многовековую историю. Античные ораторы часто использовали этот стиль.

Русская публицистика восходит к «Слову о законе и благодати» Иллариона (XIвек) и к обличительным речам Максима Грека (XVIвек). В том же XVIстолетии Иван Пересветов в ярких публицистических трудах выступал за централизацию русского государства. Публицистичность проникнута и полемическая переписка Ивана IVс Андреем Курбским.

В XVIIIстолетии образцами вольнолюбивой публицистики служили произведения Новикова и Радищева.

Выдающегося взлёта достигла публицистическая критика в работах Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Салтыкова-Щедрина. На исходе XXстолетия мы все были свидетелями ярких выступлений Лихачева и Солженицына.

Полемическая страстность, эмоциональность публицистического стиля говорят о том, что основной целью его является побуждение людей к определенным поступкам и действиям.

Публицистический стиль используется в письменном и устном общении для передачи информации по каким-либо актуальным общественным вопросам.

Характерные черты:

1) ориентированность на интересы текущей жизни;

2) широкий охват тематики;

3) ориентированность на массового читателя или слушателя;

4) стремление к экономии языковых средств в связи с выполнением информативной функции;

5) проявление авторской индивидуальности;

6) высокая информативная насыщенность;

7) отбор языковых средств с установкой на их общедоступность и общепонятность;

8) проницаемость для лексики других стилей;

9) широкое использование выразительных средств языка для достижения эффекта воздействия.

Сферы применения:

· Общественно-политическая литература

· Периодическая печать

· Ораторское выступление

· Радио, телевидение

Лексические особенности:

1) Широкое использование общественно-политической лексики

2) Помимо стилистически нейтральной лексики, частое употребление эмоциональной лексики

3) Обилие иноязычной лексики

4) Заимствования из других стилей (из церковно-богословного – созидать, претворять, на благо)

5) Проникновение разговорных элементов

 

Синтаксические особенности:

1) чередование конструкций письменной и разговорной речи;

2) преимущественное использование простых предложений;

3) употребление эллиптических конструкций (интернет – в школу);

4) широкое использование вопросительных и восклицательных предложений, а также риторических вопросов.

5) частое использование вводных конструкций, указывающих на источник сообщения.

Подстили:

· стиль современных СМИ;

· ораторский публицистический стиль;

· парламентская речь

Выделяют следующие жанры, ориентирующиеся на публицистический стиль:

Очерк – изложение и анализ различных фактов и явлений социальной жизни с непосредственно их интерпретацией.

Статья – короткое повествование в газете/журнале на определенную тему.

Заметка – краткое сообщение в газете на актуальную тему.

Эссе – общие или предварительные сообщения по какому-либо поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, показывая свою индивидуальную позицию.

Памфлет – произведение со злободневным социально-политическим обличием с элементами сатиры.

Манифест – воззвание, обращение партии/организации, содержащее программу и принципы деятельности.

Фельетон – сатирическое/юмористическое изображение какого-либо явления или лица.

Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы.

Репортаж – оперативное сообщение о каком-либо событии.

 

Художественный стиль

Художественный стиль – стиль произведений художественной литературы (поэзии, прозы).

Особенности:

1) единство коммуникативной и эстетической функции;

2) абсолютная проницаемость для языковых элементов других стилей;

3) наличие внутри художественного стиля большого количества других стилей;

4) использование изобразительно-выразительных языковых средств (тропы, синтаксические фигуры);

5) жанровое разнообразие;

6) проявление индивидуальности автора;

7) отсутствие чётко выраженных грамматических особенностей.

Художественный стиль обладает определенным набором стилистических средств:

1) художественный образ – основное стилистическое средство художественного стиля. Образ – это обобщенное художественное отражение действительности в искусстве, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления. Он задает определенные ассоциации, которые могут не совпадать у автора и читателей.

2) Реминисценция – воспроизведение знакомой конструкции или фразы из другого произведения.

3) Использование традиционного поэтического или иного символа. Традиционные символы – это образы-идеи, регулярно употребляемые многими авторами во многих произведениях (лилия – символ невинности, роза – символ счастья, мирт – символ любви, кипарис – символ смерти, лодка в море – символ христианской веры, туман – символ печали).

4) Стилизация – намеренная имитация какого-либо стиля.

5) Несобственно–прямая речь – передача внутренних размышлений персонажа – формально от себя от автора, но в его авторскую речь врывается речевое и мыслительное своеобразие персонажа.

Традиционные композиционные приёмы:

-параллелизм;

-повтор;

-ретардация – замедление повествования, задержка развития сюжета путем включения в текст других элементов (ожиданий, экскурса в прошлое и т.д.);

Лирическое отступление – отклонение автора от прямого сюжетного повествования вследствие какой-либо вставки эмоционального характера, привязанной к какому-то месту повествования;

-переписка персонажей

-и т.д.

 

Разговорный стиль

Разговорный стиль – стиль повседневного общения.

Характерные черты:

1) Используется преимущественно в устной диалогической речи.

2) Спонтанность речи.

3) Особый лексический состав, дифференцированный по социально-возрастным признакам.

4) Высокая степень экспрессивности.

5) Стремление к сжатости языкового материала.

6) Частое нарушение языковой нормы.

7) Высокая степень индивидуальности устной речи.

8) Лексические повторы.

9) Нанизывание союзов (Она думала, что он знает, что нам нужно).

Подстили:

· литературно-разговорная речь;

· просторечие;

· вульгарно-разговорная речь (употребление жаргонизмов, нецензурной брани, использование кличек, избитых сравнений.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2375 - | 2322 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.