В конце 80-х - 90-е гг. ХХ в. научную сферу и сектор наукоемкого, высокотехнологичного производства охватили глубокие кризисные процессы.
- Спад наукоемкого производства достиг от 70 до 80%.
- К середине 90-х гг. Россия утратила более 300 перспективных технологий в аэрокосмической, биотехнологической областях, в производстве новых материалов, в сфере информатики.
- Гигантские разрушительные процессы произошли в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР): распались уникальные, мирового уровня научно-исследовательские коллективы, выдающиеся научные школы.
- Из-за неуклонного снижения финансирования и низкой заработной платы численность исследователей в разных отраслях российской науки сократилась в 1989-1997 гг. с 1 млн. 106 тыс. чел. до 452 тыс., т.е. почти в 2,5 раза.
- За период с 1980 по 2007 гг. высокотехнологичный сектор экономики серьезнейшим образом сократился − с 30% практически до 18%.
- Расходы на научные исследования в Российской Федерации за предыдущие 18 лет сократились более чем в пять раз и приблизились к уровню развивающихся стран.
Между тем, в России есть прорывные исследования и разработки в области критических технологий:
- Технологии производства программного обеспечения
- Технологии создания биосовместимых материалов; технологии создания мембран и каталитических систем
- Технологии биоинженерии; биокаталитические, биосентетические и биосенсорные технологии
- Технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы; технологии оценки ресурсов и прогнозирование состояния литосферы и биосферы
- Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом; технологии водородной энергетики
- Технологии создания новых поколений ракетно-комической, авиационной и морской техники
Эксперты выделяют следующие возможные стратегии инновационного развития России:
─ опора на собственные силы - с одной стороны, очень дорогостоящий и весьма затратный во времени вариант, с другой, − возможно его сфокусированное, «нишевое» использование в тех областях, где можно, «обгонять, не догоняя»;
─ путь заимствования (проходили многие страны в ХХ в., в том числе, Советский Союз в 30-40-е годы), по которому в настоящее время активно движется Китай;
─ локализация (этот путь, в частности, использовала Норвегия, в итоге став одним из мировых лидеров в области геолого-разведочного и бурового оборудования);
─ двойные инновации, то есть одновременная ориентация инноваций на военные и коммерческие приложения (классический пример − JPS, система глобального позиционирования).
Очевидно, что с выбором одной или комбинации нескольких стратегий следует определиться как можно быстрее, поскольку от этого зависит преодоление технологического отставания нашей страны от ведущих мировых стран, создание инновационной экономики.
Ключевым вопросом для современной России был и остаётся вопрос о переходе от экономики, отторгающей НТР, к цивилизации «постиндустриальной», нерасторжимо связанной с НТР.
- У России есть все необходимые предпосылки для постиндустриального обновления своего технологического базиса:
- Россия унаследовала от СССР преобладающую (не менее 60 процентов) часть производственного потенциала, особенно в самых важных для технического прогресса сферах, в том числе, топливно-энергетический, сырьевой и машиностроительный комплексы и разветвленную инфраструктуру. Страна и сейчас располагает мощным научно-техническим потенциалом в ряде важных областей (космическая промышленность, мощные авиастроение и атомная промышленность). Отдельные разработки и заделы прорывного характера имеются также в лазерной технике, электронике, информатике, телекоммуникациях, биотехнологии.
- Сохраняются сравнительно высокие позиции и в отношении человеческого капитала, особенно в части образовательного уровня и профессиональной квалификации.
- Создана инфраструктура национальной инновационной системы.