1. Основные правила верстки
Верстка — одна из основных операций в процессе изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки полосы издания приобретают завершенный вид. От того, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания.
В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.
Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существуют четыре группы сложности верстки: верстка простого (сплошного) текста; верстка текста в нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами; верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка; сложная верстка (дополнительно к третьей группе — композиционные выделения).
2. Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями
Основные правила книжной верстки следующие:
1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблицы, формулы и т.д.) рассчитывается сколько полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос.
2. Верстка должна быть приводной, т.е. строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать «на просвет» со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному кеглю шрифта основного текста.
3. При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т.е. не должно быть «висячих» строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.
4. Верстка должна быть единообразной, т.е. однотипные элементы полосы (заголовки, примечания, сноски, колонцифры, таблицы, формулы, иллюстрации и т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь однотипную отбивку по всему изданию. Отклонения в размерах отбивок, в зависимости от кегля основного набора, не должны превышать 4 — 6 п.
Спуск в начальных полосах во всем издании должен быть одинаковым. Чаще всего спуск (отступ от начала полосы) выбирается равным 1/4 части наборной полосы, реже — 1/3 части, иногда, в нестандартных изданиях, и больше. Допустимые отклонения размера спуска — одна строка основного набора с учетом приводности.
Верстка текстовых полос сплошного текста не представляет особой сложности. В настоящее время при фотонаборе и с использованием ПК издательских систем она выполняется автоматически и только в сложных случаях — в диалоговом режиме.
Начальные полосы по оформлению могут быть трех видов: со спуском; без спуска, но с инициалом; со шмуцтитулом в виде «шапки». Вариант оформления начальных полос выбирается художником издательства в зависимости от вида издания.
Инициал представляет собой прописную (заглавную) букву большого кегля, которая заменяет первую букву текста строки. Инициал может быть шрифтовым или рисованным. Иногда предусматривается печать инициала другой краской.
При верстке спусковых полос с внутренним титулом в виде «шапки» он устанавливается в счет спуска.
При заверстке концевых полос выдерживаются следующие правила: если текста мало, его нужно или вместить в предыдущую полосу (вгонка) или увеличить так, чтобы текстом было занято не менее 1/4 высоты полосы (выгонка). Вгонке и выгонке часто подвергается текст не одного, а нескольких абзацев в процессе верстки и переверстки.
Если текста на концевой полосе много, то полоса не должна быть короче полной меньше чем на четыре строки.
На концевых полосах иногда устанавливаются концовки, которые отбиваются от текста одинаково для данного издания в пределах от 3/4 кв. до 2 кв.
Все рассмотренные основные правила верстки действительны и для усложненного и сложного текста. Далее будут рассмотрены только специфические особенности заверстки стихотворений, выводов и таблиц, формул и иллюстраций.
Стихотворения, помещаемые на отдельных полосах или внутри основного текста, заверстываются так, чтобы стихотворная полоса или часть ее оказалась на оптической середине страницы.
Стихотворения внутри прозы заверстываются, как дополнительный текст, с отбивкой от основного текста в пределах одной строки основного текста.
Отбивка строф стихотворений одна от другой, заверстываемых на отдельных полосах, производится на кегль стихотворного шрифта; для предотвращения разрыва строф при переносах допускается уменьшение отбивки до 1 /2 кегельных и увеличение — до 1' /2 кегельных.
При переносе части стихотворения на другую полосу на предыдущей полосе должно оставаться не менее двух строк, лучше, если при переносе стихотворение разбивается по парам стихов.
Строфы стихотворения, набранные в порядке чередования без втяжки и с втяжкой, друг от друга не отбиваются.
Строфы стихотворения, заверстанного на развороте, должны быть единообразно оформлены и отбиты. Рубрики и звездочки, заменяющие рубрики в стихотворных текстах, отбиваются в соответствии с общими правилами отбивки рубрик.
При верстке драматических произведений обращают внимание на следующие специфические требования: имена действующих лиц, набранных отдельными строками, отбиваются от основного текста подобно рубрикам, при этом размер строки с именами действующих лиц и отбивка должны быть кратны кеглю шрифта основного набора. Ремарки, помещаемые среди речи действующих лиц отдельными строками, отбиваются от текста на 2 — 4 п. сверху и снизу (одинаково). При наборе с увеличенным интерлиньяжем (на шпоны) отбивка увеличивается на соответствующий размер.
Полосу нельзя заканчивать строкой с именем действующего лица и ремаркой, а текст переносить на другую полосу; ремарка должна закрываться минимально двумя строками. Реплика, перенесенная на другую полосу, также должна быть закрыта не менее чем двумя строками.
Нельзя начинать полосу ремаркой, расположенной среди речи действующего лица, ремарку в этом случае следует подверстать внизу предыдущей полосы.
Таблицы и выводы заверстываются непосредственно за текстом, к которому они относятся, а если по техническим причинам этого сделать нельзя, то таблицу или вывод заверстывают в любом месте полосы в пределах разворота, для чего в тексте дается ссылка с указанием номера таблицы.
Расположение таблицы на полосе определяется ее размером и форматом полосы.
При заверстке таблиц (выводов) вразрез они должны помещаться на оптической середине полосы и отбиваться от текста в пределах одной строки кегля шрифта основного набора сучетом приводности.
Полосные таблицы могут быть размещены вдоль полосы или поперек (в этом случае таблица читается при повороте страницы на 90° по часовой стрелке). Если ширина таблиц больше формата наборной полосы, их можно расположить на развороте вдоль или поперек с перерывом в корешке издания (размер перерыва должен быть рассчитан таким образом, чтобы таблица точно сходилась на развороте издания и читалась).
Распашные таблицы бывают продольные и поперечные:
продольно-распашные расположены на двух полосах вдоль,
поперечно-распашные таблицы расположены на двух полосах поперек.
Продольно-распашные таблицы по формату строк всегда равны удвоенному формату строк текста с увеличением в каждой половине на 1 — 2 цицеро для выхода в корешковое поле.
Поперечно-распашные таблицы по формату должны быть равны высоте полосы издания или чуть меньше. Высота таких таблиц должна быть равна удвоенному формату строк текста издания, увеличенному в каждой половине на 1 — 2 цицеро для выхода в корешковое поле.
Клочковые таблицы заверстывают вразрез (если ширина таблицы приближается к формату набора) или в оборку (если ширина таблицы меньше формата набора на 2 — 3 кв.). Таблицы отбиваются от текста на 6— 12 п.; от текста сверху на 2 —4 п., а остальная отбивка снизу с соблюдением условий приводности.
Формулы заверстываются строго по разметке оригинала и отбиваются от текста сверху и снизу максимально на кегль шрифта основного набора с обязательным соблюдением условий приводности. Если формуле предшествует короткая концевая строка текста, то формула сверху не отбивается или даже частично (на 2 — 4 п.) входит в предыдущую строку (в компактных технических изданиях).
Полоса формулой не начинается, только в порядке исключения при переносе формул; формулу, состоящую из трех строк, разрывать при переносе нельзя; группу формул из четырех строк при переносе с полосы на полосу делят пополам. Формула или группа формул заверстываются в красную строку. Формулы, входящие в группу, разбиваются между собой не более чем на 4 п.
Чтобы не нарушать приводности верстки, при заверстке формул, так же, как и таблиц, необходимо просчитать сколько строк основного текста нужно изъять из полосы, чтобы поместить там указанный дополнительный текст вместе с отбивками. Число строк должно быть целым, чтобы текстовые строки опять совпали на просвет со строками текста на обороте полосы.
Место расположения иллюстрации на полосе устанавливается в издательстве при разметке оригинала, изготовлении макета, при разметке распечаток, предназначенных для верстки, в процессе изготовления оригинала-макета или репродуцируемого оригинала-макета (РОМ).
Вид заверстки иллюстрации на полосе зависит от формата наборной полосы и формата иллюстрации. Различают следующие основные виды заверстки иллюстраций (рис. 10.1): открытая верстка, при которой иллюстрация устанавливается вверху или внизу полосы и соприкасается с текстом одной или двумя сторонами (а); закрытая верстка, при которой иллюстрация заверстывается внутрь текста и соприкасается с текстом двумя (заверстка иллюстрации вразрез) или тремя сторонами (заверстка иллюстрации в оборку) (б); глухая верстка, при которой иллюстрация закрыта текстом с четырех сторон (двухсторонняя оборка) (в); верстка иллюстраций на полях (г) или с выходом в поле (д); иллюстрация может занимать всю полосу — полосные иллюстрации.
Рис. 4.1. Основные виды заверстки иллюстраций
Иллюстрацию следует заверстывать близко к тексту, к которому она относится, после ссылки на нее.
Иллюстрация, равная по ширине наборной полосе, может быть установлена вверху, внизу или на оптической середине полосы вразрез. При заверстке вразрез двух иллюстраций одна под другой между ними должно быть не менее трех строк текста, не считая подписи, и обе иллюстрации должны быть расположены на оптической середине полосы. Правило приводности при заверстке иллюстраций вразрез также строго выполняется, т.е. размер иллюстрации с подписью и отбивками от текста сверху и снизу должен быть кратен кеглю основного набора.
Большое значение имеет согласованность расположения нескольких иллюстраций на развороте: иллюстрацию лучше выравнивать по нижней линии, располагать их симметрично по диагонали (в отдельных изданиях используется и асимметричное расположение как прием оформления).
Если к иллюстрации большого формата можно подверстать только три-четыре строки, ее целесообразно довести до полосной.
При открытой заверстке вверху полосы под иллюстрацию нельзя помещать концевую строку абзаца, а над иллюстрацией — абзацную строку. Нельзя заверстывать иллюстрацию перед заголовком следующего раздела.
При заверстке иллюстрации в угол или в край полосы внешние линии рисунка иллюстрации должны совпадать с краем текста. На концевых полосах обычно иллюстрации не заверстывают, а если это необходимо, под иллюстрацию должно быть установлено не менее 5 — 6 строк. При заверстке иллюстраций обращают внимание на то, чтобы на оборот рисунков не попали таблицы, выводы, формулы и другой дополнительный текст.
Если иллюстрация по ширине меньше формата набора на 2 — 3 кв., она может быть заверстана в оборку, а при двухколонном наборе — в оборку с двух сторон (глухая верстка). Оборка допускается в том случае, если формат оборки при кегле набора 8 п. больше 2 кв.; при кегле набора 10 п. — больше 2,5 кв. и при кегле набора 12 п. — больше 3 кв. При малых форматах набора (в портативных изданиях) допускается формат оборки 1,5 кв. Лучшей удобочитаемостью обладают строки оборки при кегле набора 8 п — 2,5 кв.; при кегле набора 10 п. — от 3 до 3,25 кв.; при кегле набора 12 п — от 3,5 до 4 кв.
Если на полосе одна иллюстрация в оборку, то она устанавливается к боковому полю, вторая иллюстрация в оборку ставится к боковому или корешковому полю, при этом они должны быть разделены не менее чем тремя полноформатными строками. При закрытой верстке иллюстрация располагается на оптической середине полосы. При заверстке в оборку необходимо соблюдать основное правило — строки оборки должны составлять прямоугольник, то есть не допускается, чтобы строка над иллюстрацией была концевой (неполной), а строка под иллюстрацией не должна быть абзацной. В оборке нельзя размещать рубрики. Иллюстрация отбивается от текста сверху на величину, равную кеглю шрифта основного текста, а сбоку от текста оборки — в пределах цицеро, так чтобы формат оборки был кратен цицеро.
Подрисуночная подпись отбивается от иллюстрации в пределах кегля набора подписи, пробел между подписью и нижеследующим текстом должен быть несколько больше, чем между иллюстрацией и подписью.
Подписи под рисунки набираются шрифтом следующих кеглей: при наборе основного текста кеглем 12 п. — кеглем 10 п. или 8 п.; при наборе основного текста кеглем 10 п. — 8 п.; кеглем 8 п. — 8 п. В целом высота иллюстрации с подписью и отбивками от текста (окно заверстки иллюстрации) должна быть кратна кеглю шрифта основного набора. Исходя из размера окна, можно рассчитать количество строк оборки, т.е. строк, набранных на меньший формат и расположенных сбоку от иллюстрации.
Для фигурных иллюстраций иногда делают ступенчатую оборку. При большом количестве иллюстраций малого формата их иногда заверстывают на отдельной полосе, заключая в общую рамку, что придает полосе законченный вид.
Если набор и верстка выполняются по оригиналу-макету или по расчетному макету, то размер окна для заверстки иллюстраций с подписью или без нее определяется в донаборной стадии, также до набора рассчитывается формат и число строк оборки.
Сноски заверстываются в нижней части полосы, к тексту которой они относятся, с соблюдением приводности верстки, т.е. кегль шрифта сноски и размер отбивки от текста полосы, включая толщину линейки, отбивает текст сноски от текста полосы, должны быть кратны кеглю основного набора. Формат линейки равен 1 кв., от текста сноски линейка отбивается с учетом приводности на 4 — 6 п. Размер отбивки текста сноски от основного текста зависит от кегля шрифта основного текста, кегля шрифта сноски и числа ее строк.
Если на одной полосе расположено несколько сносок, они выравниваются по знаку сноски и друг от друга не отбиваются. Если сноски не умещаются на одной полосе, их можно перенести на соседнюю, где они отбиваются от основного текста таким же образом. Переносимая часть сноски не может начинаться концевой или абзацной строкой.
Примечания в академических изданиях часто заверстываются в виде маргиналов. Формат набора основного текста уменьшается, а текст примечания, который набирается шрифтом меньшего кегля, помещается на полосе напротив ссылки на него. Вся полоса должна быть заполнена основным текстом и текстом примечания; с учетом этого требования и выбирается формат набора примечания.
Цитаты и внутритекстовые примечания заверстываются однотипно по всему изданию. Если они набраны на уменьшенный формат (с втяжкой) кеглем шрифта основного набора, от текста они не отбиваются. При наборе цитат и внутритекстовых примечаний меньшим кеглем, но на полный формат, они отбиваются от основного текста в пределах кегля шрифта основного набора с учетом приводности верстки (кратности кеглю основного набора).
Заголовки, набранные отдельными строками, выключают посередине формата; с выключкой в левый или правый край; ступеньками (~ — _) и выравниванием строк по вертикали слева и справа. Последние два способа расположения заголовков используются в основном в газетах и журналах.
Заголовки, набранные отдельными строками вместе с отбивками от текста, должны быть кратны по высоте кеглю основного набора.
Примерные рекомендации по размеру отбивок от текста сверху и снизу в зависимости от кегля набора заголовка и количества строк заголовка даны в таблице 9 (приложение). Там же указано количество строк основного текста, вместо которых будут заверстаны заголовки.
Заголовки одинакового значения во всем издании должны быть отбиты от основного текста одинаково. При этом отбивка заголовка от предыдущего текста (с учетом приводности) должна быть в 1,5 — 2 раза больше, чем от последующего. Заголовок, расположенный в начале полосы, сверху не отбивается, а при наличии колонтитула отбивается от него на величину кегля основного набора сверх отбивки колонтитула.
Если заголовки расположены один за другим, то условие кратности кеглю основного набора должно выдерживаться для всей группы заголовков и подзаголовков.
Над заголовком, находящимся внутри текста в начале полосы, должно быть не менее четырех строк основного текста; под заголовком, расположенным в нижней половине полосы, должно быть не менее трех строк.
Набор заголовков, врезанных в текст — «форточек», выполняется по следующим правилам.
Формат набора «форточек» не должен превышать 1/4 формата основного набора. Набираются «форточки» шрифтом той же гарнитуры, но кеглем на размер меньшим кегля основного набора текста и полужирным начертанием. Если число строк в подзаголовке не превышает четырех, то число строк оборки (текста, который закрывает «форточку») должно быть на одну больше; если же «форточка» состоит из пяти и более строк, то число строк оборки не увеличивается, так как пробел над и под «форточкой» образуется за счет разницы в размерах кегля основного текста и текста подзаголовка.
Основной текст оборки отбивается от текста подзаголовка на 8 — 12 п. Формат оборки должен быть кратен цицеро.
Строки основного текста, расположенные над и под «форточкой», должны набираться без отступа и перекрывать ее не менее, чем на 1'/2 кегельных.
Строки текста, расположенные справа от «форточки», набираются без абзацного отступа (рис. 4.2, а — правильно, б — неправильно).
Рис. 4.2. Набор заголовков, врезанных в текст: а — правильно, б — неправильно
Текст подзаголовка выключается посередине окна и одинаково отбивается от строк, закрывающих «форточку» сверху и снизу. «Форточки» заверстываются всегда к наружному (боковому) полю.
При определении высоты окна для «форточки» необходимо соблюдать приводность текста, т.е. размер по высоте окна должен быть кратен кеглю основного набора.
Иногда в издательствах при проектировании изданий размер окна под «форточку» выбирается одинаковым для всех подзаголовков вне зависимости от количества строк в них.
Формат подзаголовков, расположенных на полях издания («фонарики»), не должен превышать 1/4 формата основного текста. «Фонарики» применяются в изданиях, оформленных по 3-му варианту, т.е. имеющих самые большие поля.
Заголовки в виде «фонариков» заверстываются начетной полосе слева, а на нечетной — справа от текста, т.е. всегда на боковом поле.
«Фонарики» набираются шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но полужирного начертания, и кеглем на размер меньше кегля основного набора.
Текст «фонариков» отбивается от основного текста сбоку на кегельную. Основной текст набирается без абзацных отступов, если «фонарик» слева, и без неполных концевых строк, если «фонарик» справа.
3. Технологические особенности журнальной верстки
Все правила книжной верстки действительны и для журналов с одноколонным набором, некоторая специфика заключается в верстке многоколонного набора.
Верстка каждой колонки выполняется по рассмотренным правилам: висячие строки не допускаются, правила заверстки формул и иллюстраций также соблюдаются. Дополнительными требованиями являются соблюдение горизонтальности строк основного текста по всем колонкам и выбор средника между колонками. Размер средника — 6, 12 или 24 п., иногда дополнительно для отбивки ставится прямая или узорная линейка, которая отбивается от текста с обеих сторон не более чем на 2 п.
Колонтитулы заверстываются на формат всей полосы и отбиваются от текста на размер средника.
Рубрики, относящиеся к тексту всех колонок, заверстывают в красную строку по отношению ко всему формату. При этом текст по содержанию делят на две части. Если рубрика размещена внутри текста, то расположенный после нее текст нового раздела переносят в другую колонку под рубрикой (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Пример заверстки рубрик Рис. 10.4. Пример заверстки иллюстрации
на общий формат полосы при двухколонном наборе
Рубрики, относящиеся к тексту одной колонки, заверстывают, как в обычном одноколонном наборе, обращая внимание на то, чтобы рубрики в двух или нескольких смежных колонках не размещались на одной горизонтали.
Если иллюстрацию завертывают поперек полосы на несколько колонок, текст из каждой колонки переходит в следующую через иллюстрацию (рис. 10.4).
Таблицы (выводы), заверстываемые на несколько колонок, не всегда могут пересекаться текстом, верстку в этом случае проводят в соответствии с указаниями издательства.
Формулы желательно размещать в отдельных колонках, прибегая при необходимости к переносу формул из строки в строку.
Сноски заверстывают внизу той колонки, где находится знак сноски, если сноска относится к заголовку или таблице, размещенным на формат нескольких колонок, то ее помещают под первой колонкой. Если формат колонок по ширине неодинаков, колонки разделяют линейками или орнаментальными строками.
Многоколонная верстка с заверсткой иллюстраций сложна, ее выполняют только по макету.
В зависимости от метода прохождения изданий в наборном цехе техническая документация к книжно-журнальной верстке может быть в виде:
1. оригинала, размеченного к набору и верстке;
2. размеченных отпечатков, предназначенных для первой корректуры;
3. макета (графического, расчетного, выклейного), выполненного с учетом модульной сетки.
Простые и усложненные тексты при безграночном методе верстают в основном по размеченному оригиналу. При наличии расчетного макета, который можно изготовить на стадии редактирования, верстка значительно облегчается. В макете точно рассчитано число строк основного текста на полосе, указано окно для заверстки заголовков, таблиц, выводов, формул, иллюстраций, размер спуска в начальных полосах. В спецификации и оригинале указывается формат полос, отбивки, вид и кегль колонцифр и колонтитулов, кегль и расположение нормы и сигнатуры, вид заверстки заголовков и других элементов. В спецификации отмечаются также особые виды оформления.
Распечатки, предназначенные для корректуры, размечаются так же, как оригинал, но это уже более точный документ для верстки, чем размеченный оригинал. К размеченным распечаткам прикладывают расклейку с ксерокопий иллюстраций с необходимыми указаниями. Иногда к размеченным распечаткам прикладывают эскизные графические макеты. По размеченным распечаткам и по макету верстают усложненные тексты изданий.
Макетирование — это верстка, выполненная на бумаге. Наличие макета значительно облегчает верстку. Макеты подразделяются на графические, выклейные и расчетные.
Графический макет полосы вычерчивает технический редактор на специальных макетных листах, формат которых соответствует формату издания. На макете указывают точное расположение всех элементов полосы. Графический макет чаще всего применяют при верстке журналов, акцидентных форм и других композиционно сложных изданий.
Выклейной макет выполняется в издательстве на специальных бланках, соответствующих формату полос. Для выклейки используют распечатки или ксерокопии текста и ксерокопии иллюстраций. Выклейной макет нужен при верстке сложных изданий, содержащих разноформатные иллюстрации, таблицы, а также при многоколонной верстке для монтажа, но в настоящее время, в связи с тем что он может быть изготовлен в посленаборной стадии, используется редко.
Методика изготовления расчетного макета издания и программа «Макет» разработаны на кафедре технологии допечатных процессов МГУП. Для его изготовления составлена программа для ПЭВМ, что значительно упрощает и ускоряет процесс макетирования; кроме того, такой макет может быть составлен в донаборной стадии и служит не только для верстки, но и для набора особенно усложненных изданий. Использование расчетного макета также значительно упрощает изготовление выклейного макета (если это необходимо).
Верстка полос по оригиналу-макету — наиболее простая операция, так как при изготовлении оригинала-макета предусматривается его построчное и постраничное совпадение с будущей наборной полосой. Но оригинал-макет в последнее время все реже используется, а изготовление репродуцируемого оригинала-макета — это уже «компьютерный» набор, который должен выполняться с учетом всех правил набора и верстки по необходимой документации (размеченному оригиналу и расчетному макету).
4. Особенности газетной верстки
Композиция газетной полосы. Отдельные части газетной полосы имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций в газете.
Каждая газета начинается с заголовочной части. Основные ее элементы: название газеты, название организации, выпускающей газету, помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы.
Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Текст названия может быть наборным или рисованным. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.
Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Официальные материалы следуют за передовой статьей.
Подборка — материал, однородный по теме; размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком — «шапкой». Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.
Окно — статья (рисунок), заверстанная в верхнем правом углу полосы. Окно отбивается от текста жирными линейками.
Фонарь — статья (рисунок), заверстанная в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой колонки должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.
Подвал — статья, размещенная в нескольких или во всех колонках внизу полосы. Подвал отделяется от предыдущего тек ста линейкой; заголовок подвала располагается над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы.
Стояк — статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.
Уголок — статья или иллюстрация, заверстанная в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.
Чердак — крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.
Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ней не связанный.
Объявления заверстывают в зависимости от вида газеты.
Колонтитулы располагают либо сверху на весь формат полосы, либо внизу заверсткой в углу на формат одной колонки. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.
Газеты чисто рекламного характера композиционно могут иметь другое оформление.
Оригинал и макет газетных полос. В связи со сжатыми сроками производства газет допускаются оригиналы с небольшим процентом правки (телеграммы, информация телеграфных агентств и др.). Для каждой газеты составляют графики сдачи.
Оригинал, поступающий в набор, должен быть тщательно вычитан и размечен; сокращения и условные обозначения должны быть унифицированы.
На оригинале помечают время сдачи материала в производство. Первую страницу оригинала печатают на сопроводительном бланке, но при одновременном наборе нескольких газет штамп с наименованием газеты, кегль набора, гарнитура шрифта и формат набора ставят на каждой странице оригинала.
На первой странице многостраничного оригинала указывается общее число страниц материала (например, 1-12, 1 - 16 и т.п.).
Каждая страница оригинала должна печататься с абзацного отступа. Заголовки размечаются с указанием гарнитуры, кегля и начертания шрифта, формата и заверстки заголовков.
К оригиналу прилагается спецификация, в которой указывается название материала, расчетное число строк. Материал поступает в набор частями. Некоторые материалы поступают в процессе набора и верстки. Все оригиналы поступают в производство в соответствии с графами, разработанными редакцией совместно с типографией. Для правильного расположения и выделения материала составляют макет каждой газетной полосы, на котором точно рассчитано расположение текста всех статей, иллюстраций, заголовков и других элементов. Макет изготавливается в редакции и поступает в производство чаще всего вместе с оригиналом. Макет может быть выклейным или графическим, но может быть и расчетно-графическим. Выклейной макет с использованием распечаток текста и ксерокопий иллюстраций более нагляден, но требует предварительного набора текста всей полосы, что не нужно при современной технологии компьютерного набора и верстки.
При изготовлении графического макета (рис.4.5, а) используют листы-бланки, на которых нанесены вертикальные линейки, делящие газетную полосу на нужное число колонок, и горизонтальные линии, соответствующие определенному числу газетных строк в зависимости от кегля набора. Размеры листа-бланка должны точно соответствовать размерам газетной полосы в определенном масштабе. В графическом макете хорошо видны все особенности размещения и оформления текстовых, иллюстрационных материалов и заголовков. Предварительный расчетный макет с использованием программы «Макет» облегчает изготовление графического макета.
Модульная сетка (рис. 4.5, б) для определенной газеты может быть записана в библиотеку компьютера для постоянного использования.
Текстовая информация на полосе газетного формата может иметь блочную или ступенчатую (ломаную) конфигурацию. Более удобочитаемой является блочная конфигурация, хотя вариант обтекаемости текстом иллюстраций не лишен определенной привлекательности для менее официальных газет и легко выполняется с использованием компьютерного набора и верстки.
Рис. 4.5.Графический расчетный макет (а), модульная сетка (б)
Ломаная конфигурация возникает при разверстке материала на разноформатные колонки или при заверстке иллюстрации в оборку, придавая полосе некоторое разнообразие и легкость композиции, но необходимо при таком оформлении учесть основную задачу газет — наиболее полное восприятие читателем содержания материалов с выделением наиболее важных.
Большинство газет используют блочную верстку: горизонтальную, вертикальную или смешанную (рис. 4.5, а), обладающую большим разнообразием расположения текстового и иллюстрационного материала, заголовков, используя для их выделения все приемы композиционного построения полосы.
В настоящее время при компьютерном макетировании газетных и журнальных полос широко используется модульный принцип построения композиции. Основой композиции является модуль — прямоугольник, исходные размеры которого повторяются во всех элементах полосы (рис. 4.5, б). Правильно выбранная модульная сетка автоматически обеспечивает соблюдение ритма и пропорций в структуре полос и облегчает компьютерный процесс макетирования, набора и верстки. При использовании модульной сетки возможны вертикальная, горизонтальная и смешанная структура композиции полос, облегчается также ступенчатая (ломаная) структура.
Особенности технологии газетной верстки. Первая особенность — сжатые сроки. Верстку выполняют строго по макету. Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все полосные колонки должны быть одинаковой длины.
Многие правила книжно-журнальной верстки приемлемы и для газетной. Исключение состоит в том, что необязательно выдерживать приводность строк, выдерживается лишь горизонтальная приводка строк в одной статье и приводка последних строк всех колонок; допустима разбивка отдельных абзацев на шпоны; допустимы переносы более чем в пяти строках подряд; формат иллюстрации обычно равен одной или нескольким колонкам и др.
Некоторые правила верстки характерны только для газет:
- линейки внутри статьи выравнивают по последней и первой строкам колонки, а линейки, разделяющие статьи, должны доходить до колонтитула и горизонтальных линеек, отделяющих подвал;
- шапки и заголовки отбиваются от колонтитула на 10— 12 п.;
- отбивка рубрик не зависит от условий приводности полос, заголовки от последующего текста отбиваются на 4 — 6 п., а от предыдущего — на 8 — 12 п., строки заголовка часто разбивают на шпоны;
- текст статей, заключенных в рамки, отбивают от рамок на 2 — 4 п., а линейки рамки от текста смежных статей — на 4 — 8 п.;
- линейку над подвалом отбивают от текста подвала на 10 п., а от предыдущего текста — на 4 — 6 п.;
- в качестве знаков сносок используются звездочки, сноски заверстываются внизу колонки, к тексту которой относится сноска.
Газетные полосы, как правило, подвергаются большой правке после введения текста и в процессе верстки. Например, внесение новых информационных сведений может вызвать отступление от макета; возникает необходимость набора некоторых материалов другим шрифтом, на другой формат или выделения какого-либо текста иными графическими или текстовыми приемами. При этом часто возникает необходимость «вгонки»/«выгонки» строк, т.е. новый набор.
Выполненный в донаборной стадии расчетный макет, с учетом модульной сетки конкретных газетных полос, в значительной степени облегчает набор и верстку газеты, с учетом ее удобочитаемости и емкости, и обеспечивает возможность сделать газетное издание строгим и организованным.
5. Рубрикация
Архитектоника книги выражается и в делении ее на части, главы, параграфы и т. д. Это деление отражается в системе заголовков, или рубрикации. Логичное и четкое оформление системы заголовков помогает читателю понять структуру произведения, более продуктивно работать над книгой.
Различают заголовки тематические (представляющие собой название какого-нибудь раздела), нумерационные (например, «глава вторая»), смешанные (состоящие из двух частей — нумерационной и тематической). Тематическая часть заголовка дает читателю информацию о содержании раздела, и поэтому ее обычно выделяют сильнее. Однако в некоторых изданиях и нумерационная часть заголовка играет важную роль. Так обстоит дело, например, в учебниках, где в заданиях учащимся преподаватель обычно указывает именно номера параграфов. В таких случаях нумерационная часть заголовков выделяется не менее сильно, а иногда сильнее, чем тематическая.
Большое значение имеет нумерационная часть заголовка при индексной системе рубрикации. По этой системе перед каждым заголовком в книге проставляется цифровой индекс, который образуется следующим образом. Допустим, книга делится на главы, параграфы и пункты, т. е. имеет заголовки трех степеней. Заголовки первой степени получают индекс, показывающий порядковый номер главы в книге, например, пятая глава — индекс 5. У заголовков второй степени индекс состоит из двух частей: первая — номер главы, в которую входит параграф, вторая — порядковый номер параграфа в этой главе.
Таким образом, индексом 7.2 обозначается второй параграф седьмой главы. Соответственно, заголовки третьей степени имеют индекс из трех частей, и индексом 12.3.1 нумеруется первый пункт третьего параграфа двенадцатой главы.
Такая индексация удобна для читателя, поскольку она показывает, какое место занимает заголовок (и относящийся к нему раздел текста) в архитектонике всей книги. В учебниках снабжен системой заголовков как основной, так и методический текст. Эти группы заголовков должны отличаться по оформлению одна от другой.
Выявить соподчинение заголовков или их различный характер можно как с помощью шрифтовых средств, так и путем различного их расположения.
Шрифтовые средства сводятся к использованию шрифтов различной графической силы, в некоторых случаях — и различного начертания. При прочих равных условиях прописной шрифт сильнее строчного, шрифт более крупного кегля сильнее более мелкого, полужирный сильнее светлого, но слабее жирного. Прописной же кг. 8 и строчный кг. 10 равносильны — такое сочетание для оформления соподчиненных заголовков не подходит.
Если исходить только из сравнительной силы шрифтов, то при многостепенной рубрикации пришлось бы использовать шрифты очень крупного кегля, которые казались бы непропорционально большими на страницах книги. Избежать этого можно путем различного расположения заголовков. Широко применяются следующие способы расположения заголовков (перечисляем их в порядке возрастающей силы):
1. В подбор — заголовок верстается в одну строку с последующим текстом;
2. Вподверстку — заголовок верстается отдельной строкой между окончанием последнего абзаца одного раздела и началом первого абзаца следующего раздела;
3 . Со спуском — заголовок верстается над текстом начальной полосы, с заметным отступом от верхнего края полноформатной полосы;
4 . Шапкой — заголовок верстается вверху начальной полосы, с крупным пробелом между заголовком и последующим текстом.
Заголовок в подбор обычно начинается с таким же отступом, как все абзацы в данной книге; выделяют такой заголовок чаще всего полужирным шрифтом (строчным), а иногда — разрядкой или курсивом; кегль шрифта — такой же, как для следующего за заголовком текста.
Вподверстку могут быть расположены заголовки не только одной, но и двух-трех степеней. В соответствии с их значимостью они набираются шрифтами различной силы. Заголовок, расположенный вподверстку, отделяется (отбивается) как от предшествующего, так и от следующего за ним текста. Поскольку заголовок относится к следующему за ним тексту, отбивка сверху должна быть несколько (примерно в полтора раза) больше отбивки снизу. При этом общая высота заголовка вместе с отбивкой должна равняться высоте целого числа строк. Это необходимо прежде всего для того, чтобы все книжные полосы, независимо от того, имеются ли на них заголовки, могли быть точно равны по высоте.
Два заголовка вподверстку — более высокой и более низкой степени — могут следовать один за другим. В таком случае самый меньший пробел отделяет низший заголовок от последующего текста, пробел между заголовками несколько больше, а самый большой пробел отделяет высший заголовок от предыдущего текста.
Равные по силе заголовки одинаково отбиваются на протяжении всей книги. Заголовок со спуском и заголовок-шапка помещаются на начальных полосах; но первый — с некоторым отступом от верха полосы, второй же — у самого ее верха. Такими заголовками могут начинаться (конечно, в разных изданиях) одинаково крупные структурные разделы (например, главы), и в этом случае их следует рассматривать как равносильные. Но возможен и другой вариант — заголовок-шапка объединяет несколько разделов, каждый из которых начинается с новой полосы спусковым заголовком; в этом случае спусковые заголовки подчинены заголовку-шапке.
Если заголовок не вмещается в одну строку, то для удобства чтения надо делить его на строки по смыслу так, чтобы не разрывать особенно тесно связанные между собой группы слов. Из тех же соображений нельзя заканчивать строку заголовка предлогом, а также не допускаются в заголовках переносы части слов (за исключением многострочных заголовков, набираемых на полный формат).
П ри всех упомянутых способах расположения заголовки разделяют текст, заставляют читателя сделать паузу при переходе к новому разделу. В большей части книг такие паузы необходимы. Но в некоторых книгах изложение отличается такой плавностью, что паузы между мелкими разделами текста мешают чтению. Однако заголовки таких разделов нужны, они помогают читателю ориентироваться в материале, полезны при повторении и конспектировании. В подобных случаях заголовки низшей степени могут быть оформлены в виде «форточек» или маргиналий («боковушек», «фонариков»); перечень таких заголовков может быть помещен и в начале крупного раздела, непосредственно вслед за его заголовком, образуя как бы план раздела.
«Форточка» — это заголовок, врезанный в текст. Ширина врезки по всей книге одинакова и составляет приблизительно ¼ длины строки, высота немного превышает высоту помещенного в ней заголовка. Для компактности такие заголовки набирают шрифтом пониженного кегля, но полужирного начертания. Чтобы полоса с «форточкой» не воспринималась как рваная, строка над врезкой должна начинаться без отступа и перекрывать врезку не менее чем на ширину трех букв. Если концевая строка предыдущего абзаца не прикрывает «форточку», то последнюю начинают не у первой строки своего текста, а несколько ниже. Заголовки, набранные «форточкой», обычно выключают на середину врезки и отделяют от строк, закрывающих врезку сверху и снизу, одинаковым пробелом. При таком оформлении заголовки и выделяются из основного текста, и не мешают непрерывному чтению, и компактны.
М аргиналии (от латинского «марго» — поле) — это заголовки, расположенные на полях, как правило, на наружных боковых. Обычно их набирают шрифтом пониженного кегля, но светлым. Применяют маргиналии редко, так как они требуют значительного увеличения наружных боковых полей.
Заголовки в виде «форточек» и маргиналий должны быть предельно краткими. В противном случае они и плохо воспринимаются, и мешают быстрому чтению текста.
В некоторых изданиях на поля выносят тексты, по сути дела, близкие к развернутым важным заголовкам, которые хотят особенно сильно выделить. Так сделано, например, в книге «Эстетика искусства шрифта» А. Капра («Книга», 1979).
В книге могут встречаться самостоятельные (хотя и небольшие) разделы, которые не имеют ни словесных, ни нумерационных заголовков. Такие разделы отделяют от предыдущего текста «немой» рубрикой, которая обычно представляет собой какой-либо специальный знак (например, звездочку, три звездочки) или просто увеличенный пробел. Особенно часто встречаются такие рубрики в сборниках стихов.
Остановимся на некоторых возможных особенностях строения и оформления рубрикации.
Обычно архитектоника всех разделов книги одинакова. Например, каждая часть делится на главы, каждая глава — на параграфы и т. д. Пропуск одного звена (если, скажем, в какой-нибудь главе нет параграфов, но есть деление на пункты) сразу заставляет усомниться в логичности и обоснованности рубрикации. То же самое относится к таким случаям, когда заголовку высшей степени подчинен только один заголовок, например, в главе только один параграф. Однако нельзя считать недостатком рубрикации, если в каком-нибудь разделе книги нет деления на самые мелкие подразделы; возможно, например, что одни параграфы разделены на пункты, а другие — нет. Возможен и такой случай, когда какой-нибудь раздел текста по структуре сложнее остальных и в нем необходимы заголовки промежуточной степени. Например, учебник географии делится на главы, каждая из которых посвящена описанию какой-нибудь части света. В свою очередь, главы делятся на параграфы, в которых описываются разные страны. Но глава об Америке делится еще и на подглавы, охватывающие описание стран Северной, Центральной и Южной Америки. Заголовки этих разделов должны быть по силе промежуточными между заголовками глав и параграфов.
Кроме рубрик основного текста, в книге могут быть и заголовки, относящиеся к дополнительным текстам. Чтобы читатель сразу отличал такие заголовки от остальных, для их подбирают шрифты, заметно отличающиеся по начертанию (или даже другой гарнитуры), а также выделяют их расположением (например, при выключке основных заголовков в красную строку выключают их в край).
Стройность рубрикации иной раз нарушается особенностями структуры литературного произведения. В «Книге тысячи и одной ночи» заголовки новелл и формальные нумерационные заголовки «Ночь такая-то…» не соподчинены, а перекрещиваются. «Герой нашего времени» включает пять новелл, каждая из которых имеет свое название; вместе с тем М. Ю. Лермонтов разделил свое произведение еще двумя способами: во-первых, на две части (в первую вошли три новеллы, во вторую — две), а во-вторых, последние три новеллы (то есть последнюю новеллу первой части и всю вторую часть) включил в раздел, которому дал заглавие «Дневник Печорина». В подобных случаях не так-то просто установить соподчиненность заголовков. И поскольку тут возможны различные решения, оформление заголовков непременно должно быть полностью согласовано с редактором книги, а если это возможно, то и с автором.
Для того чтобы при техническом редактировании было правильно выявлено соподчинение заголовков, редактор прилагает к рукописи так называемое рабочее оглавление. В него включаются все без исключения рубрики, причем заголовки различных степеней начинаются от различных вертикалей. Особенно необходимо четкое рабочее оглавление при сложной, многостепенной рубрикации.
Лекция №5 (2ч.)