Как мы уже отмечали, большая часть христиан, как католиков, так и православных, была формальными христианами, которые носили имя для Христа, но, кроме обрядов, ничем не отличались от мусульман и язычников. Немало было таких мусульман и язычников, которые гораздо больше слушались голоса совести, чем формальные христиане.
Но не надо впадать в крайность и думать, что все христиане, как на Западе, так и на Востоке, были таковыми. Во многих сердцах горел огонь любви ко Христу, и этот огонь не могли погасить неверные представления этих христиан по вопросам, не имеющим главного значения. А главное в христианстве - это сердце, преданное Христу.
Светильники Христовы были во все времена и в разных христианских группах, отошедших от официальной христианской церкви. Так, например, в девятом веке подвизались павликиане, которых историки и богословы официальной церкви называют еретиками, отождествляя их с действительными еретиками - манихеями. В одном из предыдущих очерков мы уже говорили о павликианах, говорили о их положительных чертах, о их стремлении идти путем первохристианства. Но мы говорили и о их роковых ошибках, приведших это течение к полному распаду.
Богомилы
В дальнейшем возникли и другие течения, которые не были согласны с официальной церковью, не имели с ней общения и которых можно считать преемниками павликиан. С десятого века в Болгарии стали появляться так называемые "богомилы". Есть предложение, что основателем этого течения был болгарский православный священник Богомил, стремившийся идти путем первохристианства и порвавший связь с официальной церковью.
Богомилы, как и павликиане, отвергали церковную обрядность, отвергали иконопочитание, которое называли идолопоклонством, отвергали поклонение мощам и так называемым святым угодникам, говорили, что все верующие должны из себя представлять всеобщее священство. В этом отношении они, вне всякого сомнения, шли путем первохристианства. У большинства из них, кроме того, появились и свои особенности. Молились они четыре раза днем и четыре раза ночью. Некоторые богомилы установили правило молиться семь раз днем и пять раз ночью, а иным из них и этого показалось мало, и они стали молиться пятнадцать раз днем и десять раз ночью.
Конечно, каждый христианин должен быть в постоянном молитвенном общении с Господом, как и пишет апостол Павел: "Непрестанно молитесь" (1Фес. 5,17). Но это вовсе не значит, что нужно изнурять свою нервную систему бесконечными молитвенными ночами. Господь же не одобряет ревности не по рассуждению. Непрестанно молиться - это значит, что мы должны не только совершать нашу утреннюю молитву, но в течение всего дня, работая или отдыхая, иметь незримую для посторонних глаз молитвенную связь с Господом. А ночь Господом человеку даруется для абсолютного отдыха. Нет, конечно, правил без исключения - можно и ночью помолиться, если в этом возникает необходимость, но богомилы такие изнурительные ночные бдения возвели в обязательное правило. Были среди них и более здравомыслящие христиане, не впадавшие в такие крайности.
К двенадцатому веку количество богомилов в Болгарии умножилось, они стали появляться и в других местах Южной Европы. Многие из них ходили с мешками для сбора милостыни, которую делили между собой, а также старались при этом помогать нуждающимся людям, находившимся в бедственном положении. Сами они вели очень скромный образ жизни, выступая против излишеств в пище и одежде, нередко при этом даже впадая в крайности, проповедуя совсем нищенский образ жизни.
Богомилы, как и их предшественники - павликиане, отвергали Священное Писание Ветхого Завета, признавая только Священное Писание Нового Завета, то есть Евангелие, апостольские послания и Книгу "Откровение". Конечно, Новый Завет должен быть основным руководством для христиан, но нельзя игнорировать и Ветхий Завет, который полон глубоких прообразов и назиданий.
Богомилы порицали любой вид войны, всякое кровопролитие, под каким бы предлогом оно ни совершалось, они объявляли богомерзким делом. Мирно проповедуя свои взгляды, они осуждали социальное неравенство и всякую форму угнетения одного человека другим. Один из деятелей болгарской православной церкви обвинил их в том, что они "учат непослушанию начальству, проклинают богатых, клевещут на бояр, служащих царю, и запрещают рабам работать на господ". Но их проповедь была не проповедью ненависти, а проповедью любви.
Много репрессий обрушивалось на богомилов со стороны властей, однако среди простого народа они вызывали к себе сочувствие. Официальные власти стали клеветнически говорить о богомилах как о политической партии, которая якобы с целью захвата власти проповедует мятежи и вооруженные восстания, и требовали их полного искоренения.
Официальные церкви, то есть католическая и православная, поголовно всех без исключения богомилов стали называть еретиками, гностиками и манихеями. Есть основания думать, что затем некоторая часть богомилов еще больше впала в крайности, которые нарушили их связь с Господом. В среду части богомилов, действительно, проникли гностические представления о том, что вся материя, вся природа является творением диавола, противным Богу. Это лжеучение завело некоторых богомилов в дебри ложных понятий по целому ряду вопросов.
Но никак нельзя утверждать, что все богомилы были таковыми. Официальные католические и православные церковники не были заинтересованы в объективном исследовании этого вопроса. Они ставили своей целью очернить всех тех, кто не принадлежит к официальной церкви, и заблуждение части богомилов приписывали вообще всем богомилам без исключения. Надо думать, что среди богомилов были истинные светильники Христовы. Но были и такие, которые, потеряв огонь Духа Святого в сердце, действительно впадали в ереси, а некоторые богомилы возвратились во время гонений в ряды официальных церквей.
Катары
Богомилы в то время не были единственным течением, стремившимся на путь первохристианства. С десятого века в Южной и Западной Европе стали появляться христиане, называя себя "катарами". Это название происходит от греческого слова, имеющего значение "чистые". Надо сказать, что еще и раньше катарами себя называли некоторые группы манихеев, которые были явными еретиками. Поэтому получилась путаница, которая была очень выгодна господствующей официальной церкви. Она не делала никакой разницы между катарами-манихеями - и катарами-христианами, приписывая еретические взгляды катаров-манихеев вообще всем людям, которые носили название катаров. Очевидно, христиане-катары хотели этим своим названием подчеркнуть, что вот они-то, действительно, чистые христиане, но получилось так, что их стали путать с катарами, далеко не чистыми.
Про христиан-катаров можно сказать, что они похожи на павликиан и богомилов, отличаясь от них лишь некоторыми особенностями. Христиане-катары увлеклись строгим подвижничеством, впадая при этом в крайности. Стремясь к чистоте, многие из них стали считать смертным грехом принятие мясной пищи. Среди христиан-катаров умножались проповедники, которые говорили, что каждый христианин должен быть безбрачным. Это, конечно, не путь первохристианства, а уклонение от него. На первохристиан они были похожи тем, что отвергали церковные обрядовые формы, отвергали иконопочитание; их богослужение состояло из чтения Евангелия на родном языке, понятном для верующих, и из молитв. Причем молились они, как и первохристиане, своими словами, и образцом для всех молитв была молитва "Отче наш".
С конца одиннадцатого века число христиан-катаров умножилось, особенно на юге Франции. Католическая церковь делала усилия совершенно задушить это течение. В двенадцатом веке катары в очень трудных условиях продолжали свою деятельность, доставляя этим большие неприятности католической церкви. Несмотря на их серьезные заблуждения в ряде вопросов, они, как и павликиане и богомилы, могут считаться ранними предшественниками Реформации.
Катары-"альбигойцы"
В Южной Франции катары стали называться "альбигойцами", по имени французского города Альби, где они имели свой центр.
Папа римский Иннокентий II стал обвинять катаров (альбигойцев) в отвержении церковных таинств и в отрицании воскресения Иисуса Христа. Таинства официальной церкви они действительно не признавали, а обвинение в отрицании воскресения Христа являлось клеветническим обвинением. Может быть, среди альбигойцев (катаров) и нашелся кто-то, кто высказал сомнение в воскресении Христа, но это не значит, что все они были таковыми. Прием, которым пользовались враги альбигойцев (катаров), не нов. Он был в течение всей истории, им и поныне пользуются многие люди для борьбы со своими противниками. Римское папство и французские короли организовали настоящие крестовые походы против мощного движения катаров-альбигойцев, которые носят в истории название "альбигойских войн".
Вальденсы
Во второй половине двенадцатого века во Франции появились так называемые "вальденсы". Свое наименование они получили от богатого лионского купца Петра Вольдо, который раздал всё свое имущество бедным и отправился на проповедь чистого Евангелия, не засоренного человеческими преданиями. Вальденсы, как и павликиане, богомилы, катары (альбигойцы), говорили о своем стремлении идти путем первохристианства. И надо отметить, что они действительно шли этим путем. Большие заблуждения были у катаров, были крайности и у богомилов, но вальденсы имели многое от первохристианства. Об одном только надо пожалеть, что вальденсы не дошли до познания необходимости крещения по вере.
С проповедью Слова Божия вальденсы пошли по Франции и Италии. Они не критиковали других христиан, а проповедовали учение Христа в духе смирения и любви. Про них можно сказать, что они высоко подняли христианское знамя любви и излучали свет Христов в своей жизни. Несмотря на их кротость, любовь и чистоту жизни, против них с великой злостью ополчились руководители католической церкви, которые считали, что, кроме католического духовенства, никто не имеет права поучать народ.
Много испытаний пришлось перенести вальденсам, многие из них были убиты. Тысячам вальденсов пришлось покинуть родную Францию и переселиться в Италию. Во времена Реформации многие вальденсы влились в ряды новых реформатских церквей; но в далеких горных районах Италии, как и в долинах Пьемонта, христианские общины, носящие название вальденсов, сохранились и до наших дней.
Раздавались голоса, что церковь нуждается в реформах. Эти голоса становились все громче, пока не выступили вожди Реформации с открытой критикой разложившейся церкви.
Контрольные вопросы
1. Владимир Мономах (1053-1125 гг.).
2. Юрий Долгорукий (ум.1157 г.).
3. Андрей Боголюбский (убит в 1174 г.). Расскажите о его гибели.
4. Когда и почему Киев перестал быть главным городом Руси?
5. Кирилл Туровский - религиозный писатель XII века. Охарактеризуйте его труды.
6. Игумен Даниил - первый русский паломник (XII в.) Его труды.
7. Даниил "Заточник" (XII в.). Его труды.
8. Причина возникновения и суть орденов: тамплиеров, госпитальеров, тевтонского.
9. Причина возникновения второго крестового похода (1147 г.). Роль в нем аббата Бернарда Клервосского.
10. Причина возникновения третьего крестового похода (1190 г.). Роль в нем Фридриха Барбаросса.
11. Ранние предшественники церковной реформации.