Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Разномыслия, но не разделения!




Самое главное в христианстве - это любовь ко Христу и к людям. Если сердца христиан полны самоотверженной любви друг к другу, то никакие разногласия не страшны. Они приведут христиан к взаимному обогащению друг друга духовным опытом. Где любовь - там не может быть вражды. Выдающийся богослов Августин в пятом веке провозгласил великий принцип, основанный на духе Евангелия: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, а во всем остальном - любовь". Главное - это Христос, Его искупительная жертва, исполнение всего Его духом любви. Во второстепенных же вопросах, не имеющих спасительного значения, христианин может иметь свое мнение, в зависимости от своего духовного уровня, но при этом его сердце должно пламенеть огнем любви, при котором не может быть разделения, несмотря на все разномыслия. Если же на почве разномыслии появляется вражда,то это говорит об угасании духа любви. В таких случаях люди ставят своё мнение выше мнения других, почитают себя большими других, хотят, чтобы все беспрекословно подчинялись их мнению; хотят всех учить, сами ни у кого не учась.

Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства

В четвертом веке, как мы уже говорили, начался быстрый уход соединившейся с государством христианской церкви от первохристианства. В течение последующих веков в церковь стало формально зачисляться все население стран, объявленных христианскими. Большинство таких "христиан" совсем не интересовалось никакими богословскими вопросами, они формально исполняли установленные обряды и по своей жизни и мышлению ничем не отличались от язычников. В этом отношении они были единодушны и не спорили ни о каких богословских проблемах, которые их не интересовали.

В живой евангельской церкви духовная жизнь должна бить ключом; там могут быть и богословские споры, но надо стремиться к тому, чтобы они были исполнены духом любви. К сожалению, христианская церковь в духовном смысле становилась все больше похожей на кладбище, где царит мертвая тишина, где о духовных проблемах основная масса христиан не дискутировала, в то время как среди руководителей церкви царила борьба за духовную власть.

Претензии папства на руководящую роль в христианстве

Особое положение создается в христианстве с пятого века, когда стал возвышаться Римский патриархат католической церкви. В шестом веке при папе римском Григории Великом папский престол стал достигать особого могущества. Папы настойчиво стали претендовать на руководящую роль в христианстве. Мы уже говорили о том, что к четвертому веку произошли значительные отступления от первохристианства в церковном устройстве, в появлении обрядовых форм и даже в некоторых вопросах догматики. Отойдя от первохристианства в течение второго - четвертого веков, восточная часть христианства (православие) в основном на этом остановилась, но западная часть (католичество) пошла ещё дальше. Римские папы стали вносить ещё большие новшества в обряды и порядки Западной церкви - в форму богослужений, в покрой облачений, во введение целибата (безбрачия) для всего западного духовенства и многое другое.

Потасовка между папой Николаем I и Византийским патриархом Фотием

Всё больше и больше становилось внешнее различие между этими двумя частями христианства, и все больше усиливалось их притязание на руководящее положение церкви. Большие столкновения происходили в девятом веке в борьбе за первенство между римским папой Николаем I и византийским патриархом Фотием. Дело едва не дошло до полного разрыва между Западной и Восточной церквами.

Прерванные переговоры

В начале одиннадцатого века папство, попав в некоторую зависимость от светских руководителей, на время пришло в упадок. В 1024 году римский папа Иоанн XIX за деньги хотел даже официально признать первенство константинопольского патриарха, который называл себя вселенским патриархом. Но эта уступчивость римского папы вызвала страшную бурю в Западной церкви, и он вынужден был прервать переговоры с Восточной церковью.

Полный разрыв

Наконец, при римском папе Льве IX и константинопольском (византийском) патриархе Михаиле Керуларии в 1054 году совершился полный разрыв между этими двумя историческими частями христианства, который продолжается до сего дня. Патриарх в своем послании упрекнул папу во введении ряда новшеств. Римский кардинал Гумберт перевел послание патриарха на латинский язык и показал его папе. Папа потребовал у патриарха ответа: как он смел судить ту кафедру, которую судить никому из смертных не положено!

В мае 1054 года в Константинополь для переговоров прибыли папские легаты (представители) во главе с кардиналом Гумбертом. Они потребовали полной покорности константинопольского патриарха римскому папе. Оскорбленный патриарх 15 июня 1054 года отказался продолжать переговоры. Римские легаты всенародно на другой день положили в алтаре собора святой Софии акт отлучения патриарха и всех тех, кто его поддерживает. Этот акт был написан совсем не христианским языком, изобиловавшим бранными словами. Тогда патриарх Михаил решил не оставаться в долгу перед папой римским и предал анафеме его и присланных им легатов, написав об этом послание всему Востоку, то есть Константинопольской церкви, находившейся в Византийской империи, Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской церквам, оказавшимся на территории, захваченной арабами. Весь Восток предупреждался от церковного общения с Западом.

Во всех восточных церквах с этих пор перестали вспоминать папу при богослужениях. Западная церковь, уже давно называвшая себя католической, то есть вселенской церковью, после этих событий 1054 года назвала Восточную, так называемую православную церковь греческой схизмой, то есть греческим расколом. Многие православные иерархи пошли ещё дальше и стали именовать католическую церковь "латинской ересью". Ересь - это уже нечто большее, чем раскол.

Восточные епископы и богословы выступали главным образом против главенства римского папы, против введения на Западе причащения пресным хлебом и против утверждения западных богословов, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

Древняя христианская церковь обычно при хлебопреломлении употребляла обыкновенный квасной хлеб, но примерно с девятого века на Западе при причащении стал употребляться особый пресный хлеб, то есть без закваски. Восточное духовенство не соглашалось с этим западным нововведением, ссылаясь при этом на древнюю христианскую церковь, в которой при хлебопреломлении употреблялся квасной хлеб, то есть хлеб испеченный из теста, замешанного на дрожжах и имеющего в себе соль. По мнению многих древних толкователей Слова Божия, такой хлеб не только говорил о ломимом теле Христа, но имел и другое символическое значение. Соль, имеющаяся в нем, символически говорила о том, что ученики Христовы являются солью земли, а закваска, положенная в тесто, напоминала о "закваске" Духа Святого, которую должны иметь в своих сердцах последователи Христовы. Три меры муки в притче Христа о закваске, по мнению большинства толкователей, говорили о том, что все существо человека, то есть дух, душа и тело должны войти в соприкосновение с этой "закваской".

Очень скоро богословы как Востока, так и Запада стали учить, что при хлебопреломлении хлеб и вино буквально превращаются в тело и кровь Христа. И при этом богословы продолжали считать, что хлеб должен быть квасным, как и в древней церкви. Но вот Западная церковь сделала нововведение - стала употреблять пресный хлеб, что вызвало большое нарекание со стороны восточного духовенства.

Наиболее же крупный спор у западных богословов с восточными получился в вопросе, от Кого исходит Дух Святой. Этот вопрос о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, так называемый "филиокве", был поднят в Западной церкви по настоянию императора Карла Великого, которого в данном вопросе консультировали некоторые западные богословы. Само собой разумеется, что это толкование вопроса о Духе Святом не должно было бы быть причиной для разделения церкви. Большинство восточных богословов считало, что Дух Святой исходит только от Отца.

Сам Христос так сказал о Духе Святом: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ев. Иоан. 15,26). Здесь мы, с одной стороны, видим утверждение, что Дух Святой исходит от Отца, а с другой стороны, Христос говорит, что Он (Христос) пошлет Духа Святого. Если сказать, что Христос пошлет Духа Святого, то вполне можно сказать, что Дух Святой в этом смысле исходит и от Христа. Ведь Христос сказал: "Я и Отец одно" (Ев.Иоан. 10,30).

Подлинной причиной разделения между Западной и Восточной церквами был как вопрос о Духе Святом (филиокве), так и борьба за власть в христианстве, борьба за первенство между Западной (католической) и Восточной (православной) церквами.

После разделения западная часть христианства продолжала идти ещё дальше по пути удаления от первохристианства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 243 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2394 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.