Философия отходит от традиционных ориентиров. Связь философии с наукой подвергается жестокой критике. Возникает огромное количество школ, направлений, концепций:
Иррационализм(Шопенгауэр)
Марксизм (Карл, Маркс, Фридрих, Энгельс)
Философия жизни (Ницше, Бергсон)
Позитивизм и неопозитивизм (Конт, Рассел,Витгенштейн)
Философия прагматизма (Пирс, Дьюи)
Феноменология (Вуссерль)
Герменевтика (Гадамэр)
Философская антропология (Шеллер, Тейяр деШарден)
Экзистенциализм (Хайдегер, Сатр, Ясперс)
Структурализм (Леви-стросс)
Критический рационализм (карл Поппер)
Психоанализ (Зигмунд Фрейд, Юнг)
Артур Шопенгауэр 1788 – 1860
Немецкий философ, создавший систему, объединившую в себе иррационализм, волюнтаризм, пессимизм) «Мир как воля и представление» Всю жизнь философ занимался ее комментированием. Лишь к концу жизни получил признание. Опираясь на учение Канта Шопенгауэр доказывает, что мир зависит от познавательных способностей субъекта. Однако, интеллект при этом неосознанно работает по указке мировой воли, которая признает себя единственной энергийной основой всех личностных проявлений и даже объективного мира. Мир как вещь-в-себе можно познать. Феномены видимого мира указывают на то, что мир сам по себе есть Мировая Воля. Воля и движение едины, акт воли и действие тела – это не причина и следствие, а одно и то же действие. Воля составляет внутреннюю сущность не только психических явлений. Сила тяготения, сила магнитного поля также рассматриваются как Воля. Воля как вещь-в-себе ничем не ограничена, безосновательна, беспричинна, существует вне времени, проявляется при благоприятных условиях. Борьба в природе обусловлена расщеплением Воли
Добро возможно благодаря способности человека отождествлять себе с другим. Источник добродетели – сочувствие.
Фридрих Ницше 1844-1900
Немецкий философ, проповедник индивидуализма, волюнтаризма, иррационализма.
Волюнтаризм – философское направление, рассматривающее волю как высший принцип бытия.
Внимание сосредоточено на проблемах этики и эстетики. Принципиальная асистематичность делает творчество Ницше протестным по отношению к философской традиции. Мир с точки зрения Ницше – это постоянное бесцельное становление, т.е вечное повторение одного и того же. Миром управляет Воля-как-порыв, воля к власти, воля к расширению собственного я, воля-как-экспансия. Мир представляет противоборство двух начал: Апполонического и Дионисийского.
Агюст Конт(1798-1857) – французский философ, популяризатор науки. Основатель позитивизма, социальный реформатор. Определял позитивизм как нечто среднее между эмпиризмом и мистицизмом. Полагал, что философия и наука не имеют права ставить вопрос о причинах явлений или о сущности вещей. Размышлять следует о том, как то или иное явление возникает.
Позитивное по Конту:
Реальное в отличии от иллюзорного, исследует лишь то, что доступно разуму.
Полезное в отличии от негодного («Необходимое предназначение всех наших мыслей беспрерывно улучшать условия нашего существования...»)
Достоверное в отличии от сомнительного. Тоесть, способное создать логическую гармонию.
Точное в отличии от туманного. («Достичь везде степени точности, которая совместима с природой явления и отвечает нашим настоящим потребностям.»)
Противоположное негативному, пытается не разрушать, а организовывать.
Все явления подчинены и обусловлены неизменными законами природы. Открытие которых и сведение к минимуму и есть задача философии. Для завершенности системы созерцательных наук Конт предложил создание социальной философии(социологии), которую отнес к фундаментальным наукам. Очень влиятельной оказалась идея Конта о контекстуальности человеческого разума и о его способности изменять социальную реальность.
Чарлз Сандерс Пирс.(1839-1914) – американский философ, логик, математик, основатель прагматизма.
Прагматизм (от греческого pragma, действие) – философское учение, которое рассматривает целенаправленную человеческую деятельность, как определяющую характеристику человеческой сущности. Любой вид нашего знания всегда не завершен, гипотетичен.
Принцип Пирса (прагматическая максима) – мы постигаем предмет нашего мышления, рассматривая те его качества, которые предположительно имеют практическое значение; наши представления об этих качествах создают представление о предмете в целом. Пирс отрицает механистический детерминизм, придает особое значение творчеству случайного. Истина – это ясное, непротиворечивое на данном этапе развития знание. Истинность знания является залогом успешной практики. Ценность истины в ее полезности. Цель поисков истины связана с практической заинтересованностью.
Высшее воплощение духа – Бог, к которому человек обращен всеми своими духовными силами: чувством совершенного, любовью, верой. Рациональные доказательства Бога не имеют смысла, поскольку в поведении человека всегда есть нечто непонятное (излишек, который направляется верой). Одним из основателей математической логики и симеотики. Человеческое мышление по пирсу состоит из знаков, и сам человек может быть интерпретирован как знак. Мышление невозможно вне знаковой среды. «Как сделать наши мысли ясными» «Познания логики» «Фиксация веры».
Симеотика – дисциплина, изучающая создание, структуру и функционирование различных знаковых систем, Сохраняющих и транслирующих информацию.
Герменевтика(толкование) – направление философии, рассматривающее понимание как условие социального бытия.
Фридрик Шлейермахер (1768 - 1834) – рассматривал герменевтику как искусство понимания чужой индивидуальности «другого». Предмет герменевтики – сфера выражения, воплощающая неповторимость индивидуальности ее и проявлений. Это метод интерпретации, который основывается на эмпатии.
Эмпатия – чувствование субъективности автора и воссоздание его творческой мысли.
Вильгельм Гильтель (1833-1911) – Полагал, что герменевтика является исторической интерпретации. Человек по Гильтелю не имеет истории – он сам история. Задача философии – понять жизнь исходя из нее самой. Понимание – это постижение духовного мира благодаря сопереживанию. Если понимание собственного внутреннего мира возможно через интроспекцию(самонаблюдение), то понимание мира «другого» требует сопереживания. По Гильтелю основу герменевтики составляет понимающая психология, направленная на постижение целостности духовной жизни личности. Герменевтика способна постичь культуру, реконструируя жизненный мир этой культуры. Вжиться в нее, и лишь таким способом понять смысл ее артефактов.
Универсальный смысл герменевтике придал Ганс-Георц Гадамер (1900-2002). (Главная его работа – «Истинна и метод») Видел задание герменевтики не в разработке метода понимания(Гильтель), а в том, чтобы прояснить природы понимания и условия в которых оно способно случиться. Он противопоставляет понятие опыта теоретико-познавательным установкам. Опыт раскрывается через историчность и конечность человеческой жизни. Гадамер реабилитирует понятие предрассудков, которое составляет историческую действительность человеческого существования и является условием понимания. Он настаивает на том, что понимание всегда контекстуально. Понимание является не только репродуктивным(воссоздающим), но и продуктивным и имеет многообразный характер. Герменевтика рассматривает ситуацию открытого диалога между пересказом и нами. Герменевтическая среда – язык. Философское значение герменевтики в том, что она постигает истину, недоступную научному познанию. Формами ременевтического опыта являются: опыт философствования, опыт искусства, опыт истории. Центральным понятием в герменевтике Гадамера является игра, способная увлечь и удерживать человека в зоне понимания.
Феноменология
Эдмунд Вуссерль (1859-1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Феноменология – учение о феноменах, как смыслах предметов и событий. «Исключительно научная философия о феноменах сознания как чистых сущностях, которые создают мир идеального бытия» Рассматривая логику и математику, как наиболее достоверные науки, Вуссерль считал задачей философии теоретическое обоснование конкретных наук и науки в целом. Феноменология стала методом, который был направлен на реализацию данной задачи.
31. Становление русской философии в XI–XVIII вв.
Отв: