В конце XIX – начале XX века выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.
Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры.
Это дало возможность возникновения принципиально новой философской картины мира и нового стиля мышления. Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.
Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм - философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы.
Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.
Эти два направления развития философии ХХ в. органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом.
Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии).
Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:
· философия науки;
· экзистенциализм;
· психоанализ З. Фрейда;
· некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;
· философский мистицизм.
Философия жизни.
· Всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Всякая телесность есть объективность воли. Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле. Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом.
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) – философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико-антропологического принципа. Человек – это биосоциальное существо, личность психика которого состоит из 3-х структур:
· с помощью сознания человек формирует своё собственное Я (эго).
· оно (ид) – бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на Я).
· сверх - Я (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на Я).
В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе.
Феноменология
Феноменология – философское течение, главным направлением которого является:
· стремление освободить философское сознание от натурфилософских установок;
· достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании;
· выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности.
Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938).
До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте. Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.
Феноменология ориентирует познание на непосредственный опыт сознания – созерцание феноменов как очевидных данностей.
Герменевтика
Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов (от имени греческого бога Гермеса, в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов т.к. боги и люди говорили на разных языках).
Основоположником свободной Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу вживания в текст, дабы понять его смысл лучше, чем сам его автор, т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод герменевтического круга, т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.
В 20 веке Герменевтика оформляется в одну из основных методологических процедур философии в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение.