Отв.: Современная философия - категория науки, которая возникла в Западной Европе в 17 веке, и постепенно распространилась по всему миру. Это не конкретное учение или школа, это общее название для направлений целой эпохи. С 17-го и примерно по начало 20-го века начало и конец современной философии. Если любые взгляды эпохи Ренессанса является предметами для споров, так взгляды этого периода постоянно поддавались критике. Философия нового времени сменилась на философию постмодерна.
Современники этого направления обращались к философии эпохи Возрождения и к Рене Декарту как к основателю "ранней современной философии". Может быть поэтому, так много общего таят в себе предыдущие философские положения. Декарт был во многом прав, пытаясь найти в них что-то общее. Основными фигурами в философии сознания, гносеологии и метафизики в течение семнадцатого и восемнадцатого веков были представители двух основных групп: «рационалисты», в основном философы Франции и Германии, которые утверждали, что все знания должны начинаться с определенной «врожденной идеи» порождённой разумом, в этом и была философия нового времени.
Декарт, Спиноза, Лейбниц, и Николя Мальбранш были основными рационалистами. «Эмпирики», напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Основными приверженцами этой мысли были Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
В конце восемнадцатого века Эммануил Кант изложил идеи новаторской философской системы, в которой утверждал, что должно существовать единство рационализма и эмпиризма. Так или иначе, он был прав.
Идеи Канта вызвали бурю эмоций среди философов в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерные идеи идеализма состоят в том, что мир и разум в равной степени должны быть рассмотрены как похожие категории, идеи нашли своё завершение в работе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди многих других вещей сказал, что «действительное разумно, разумное действительно». В этом также были особенности философии нового времени. Философские идеи Гегеля имели во многих своих направлениях последователей, но при этом поддавались критике.
Шло время, наука развивалась. Серен Кьеркегор отклонил все идеи и положения систематической философии, рассматривая её как недостаточное руководство для жизни, которое теряет смысл. Для Кьеркегора, жизнь должна быть прожита, и тайна жизни должна быть решена. Артур Шопенгауэр теорию идеализма и сделал вывод, что в мире нет ничего не нужного, но бесполезно бесконечное взаимодействие образов и желаний. Он выступал в роли атеиста и пессимизма. Идеи Шопенгауэра были приняты и преобразованы Ницше, который ухватился за их различия и провозгласил на весь мир, что "Бог умер" и начал отвергать все идеи систематической философии. Ницше нашел в новых идеях не повод для пессимизма, а возможность нового вида свободы.
Философия нового времени традиционно начинается с Рене Декарта и его изречения " Я думаю, следовательно, я существую ". В начале семнадцатого века в основной части философии доминировала схоластика, написанная богословами, а также рисунки Платона, Аристотеля. Опираясь на догмы, которые прописала философия нового времени, Декарт утверждал, что многие преобладающие в схоластике метафизической доктрины были бессмысленны или ложны. Иначе говоря, он предложил начать философию с нуля.
В своей наиболее важной работе, «Размышления о первой философии», он пытается объяснить это, в шести кратких эссе. В них скрыта философия нового времени, Декарт тем не менее считал, что он не может сомневаться, так как почти все объяснимо: реальность физических объектов, Бог, воспоминания, истории, наука, даже математика, но он не может сомневаться в том, что он, по сути, сомневается. Декарт считает, что он думает, даже если это не так, и он знает, что он постоянно думает об этом. На этой основе он строит свои знания резервного копирования действительности.
Многие считают, что основоположником и учредителем идей, которым подчинялась философия нового времени был Бэкон. Философа считают основоположником философской методологии экспериментального естествознания. Бэкон же указал на значимость жизненного опыта в постижении истины. Он считал, что философия должна носить преимущественно практический характер, и высшей целью науки является господство всесильного человека над матушкой-природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам».
Отдохни, не напрягай глаза.
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.
Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм ирационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.
Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.
Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.
Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека. Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.
В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.
В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования.
Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.
Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.