Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема №8. Научное познание. Место и роль науки в жизни общества.




 

 План лекции:

     1.Наука как социально-исторический феномен.

     2.Наука: понятие, сущность, функции, критерии.

     3.Структура научного познания, его уровни и формы.

     4.Роль философии в научном познании.

     5.Общество, наука, техника. Сциентизм и антисциентизм.

 

8.1. Основной формой познавательной деятельности, главным её «носителем» является наука. Как форма познания, наука возникла в Новое время, в 16-17вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от неё импульсы для своего развития и сама воздействует на ход практической деятельности и материализуется в ней.

В античности и в средние века в основном происходило философское познание мира. Объединялись знания и сведения о «первых причинах и всеобщих началах», формировалась определенная совокупность логических и математических знаний. Но зачатки этих знаний не сформировались как автономное, самостоятельное целое. Первые ростки науки создавались в древневосточных цивилизациях – Египте, Индии, Вавилоне, Китае. Это были лишь отдельные ветви науки, но не наука в целом. Причина такого положения кроется в общественно-исторических и социально-культурных факторах, они не создавали объективных условий для формирования науки как особого целостного духовного феномена и социального института.

В античный и средневековый периоды существовали элементы, предполсылки науки, но не сама наука как целостная система знаний, которая возникла только в Новое время, в процессе отделения науки от традиционной философии.

Буржуазные революции в Англии и Нидерландах дали мощный толчок для развития новых производственных и социальных отношений. Важным фактором для этих изменений оказывается наука, прежде всего, эксперементально-математическое естествознание, астрономия, механика, физика, химия и др. Понятия наука и естествознание в те времена практически отождествлялись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание. Но различные отрасли наук были еще слабо развиты.

Ограниченность и недостаточность знаний в большинстве направлений частных наук приводило к необходимости рассуждать о многих сторонах природы и общества без достаточной базы знаний, и, следовательно, строить чисто умозрительные предположения. Достижение истины было невозможно без философии.

Наука – явление конкретно-историческое. Прошедшее в своем развитии ряд этапов, которые можно разделить по разным категориям. Категорией (обоснованием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется стиль мышления, специфический понятийный аппарат и т.д.

Классическая наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась устранить все, что относится к субъекту познания, средствам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получение объективного знания о мире. Господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения.

Неклассическая наука (первая половина 20 в.) – учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение этих связей рассматривается в качестве необходимого условия объективно-истинного описания и объяснения мира.

Постклассическая наука (вторая пол. 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая стадия имеет свою совокупность теоретико-методологических и иных установок, свои фундаментальные идеи и свою картину мира:

- классическая – механика, построение мира основывается на принципе

жесткого детерминизма;

- неклассическая – строится на идеях относительности, дискретности,

 квантования, вероятности, дополнительности;

-постклассическая – стадия становления и организации, ориентирование на «синергетическое движение» и глобальный эволюционизм.

8.2. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Наука – культурная форма и социальный институт, в рамках которых осуществляется коллективная деятельность ученых по производству, хранению и трансляции нового объективного знания.

Суть науки – исследование. Содержанием науки является познание-способность человека к постижению истины и дальнейшее развитие познания через применение теоретического знания на практике.

Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание; обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика - это язык науки.

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобыбыть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать", и не только в настоящем. но и будущем.

4. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическая символика, химические формулы).

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование". Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы.

6. Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.

7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т.е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. О некоторых из них уже ранее шла речь - обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые "оккультные науки" и т.п. А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.

В современной теоретико-методологической литературе (Т.Г. Лешкевич, Л.А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания:

-ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

-донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

-паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. пара - около,при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;

-лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;

-квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим;

-антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»;

-псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Наука как форма общественного сознания диалектически связана с другими формами (политическим, правовым, религиозным, философским, нравственным, эстетическим) сознания.

Основные функции науки в обществе:

- мировоззренческая;

- позновательная (гносеологическая);

- аксиологическая;

- прогностическая;

- социальная;

- культурно-воспитательная;

- коммуникативная;

- критическая;

- методологическая.

К особым специфическим функциям науки относятся:

- функция ведущей производительной силы общества;

- социально-преобразующая функция;

- функция получения объективной истины.

8.3. Научное знание своеобразно. Научное познание, во-первых, руководствуется принципом объективности; оно должно отразить объект таким, каков он есть, без воздействия на него каких-либо духовных сил (субъектных, человеческих или божественных). Во-вторых, научное знание обладает таким признаком, как «рационалистическая обоснованность»; оно подчиняется, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, логике и закону (или принципу) достаточного основания. Этот принцип гласит: Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение - справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе; судьей в вопросах истины является разум, а способом ее достижения - критичность и рациональные средства познания. В-третьих, эссенциалистская направленность (от лат. essentia – сущность), т.е. нецеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели). В-четвертых, особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность – упорядочено и обыденное знание, но упорядоченность по осознанным принципам, упорядоченность в форме теории или развернутого теоретического понятия. В-пятых, проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

Структура научного познания может быть рассмотрена в различных ее срезах и совокупности составляющих ее элементов. Ее можно представить как сумму следующих ее элементов:

- фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;

- результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракциях;

- основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);

- законы, принципы и теории;

- философские установки;

- методы, идеалы и нормы научного познания;

- социокультурные основания;

- стиль мышления.

Научное познание – развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных, но качественно различных уровня – эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, систематизация, классификация или иная фактофиксирующая деятельность – признаки эмпирического познания.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мыслительной деятельности. Живое созерцание не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познавание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем обобщений данных эмпирического знания.

Важнейшая задача теоретического познания – достижение истины во всей ее конкретности.

Метод научного познания сводится к совокупности определенных правил, приемов, норм познания в действии. Он является системой предписаний, принципов, требований, которые ориентируют исследователя в решении конкретной задачи. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет выбрать кратчайший путь в поиске результата. Основная функция метода- регулирование познавательной и иных форм деятельности. Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов, который классифицируется по различным критериям.

Все методы научного познания разделяются по степени общности и сфере действия:

1. Философские методы - диалектический, метафизический, аналитически, интуитивный и т.д.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, выступающие в качестве промежуточной методологии, между философией и фундаментальными теоретико-методологическими принципами специальных наук. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, такие как системный и структурно-функциональный, кибернетический и др.

3. Частнонаучные методы- совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяя их в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики и др.

4. Дисциплинарные методы- система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки.

5. Методы междисциплинарного исследования.

Метод считается научным при условии его соответствия объекту познания, целям и задачам исследования. Метод должен соответствовать ряду требований: ясность, детерминированность, направленность, плодотворность, способность давать сопутствующие результаты, надежность, экономичность. Чем совершеннее метод, тем в большей степени он отвечает этим требованиям.

К числу основных компонентов отражающих структуру теоретического познания относится проблема, гипотеза и теория.

Проблема- форма знания, содержание которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Другими словами- это знание о незнании, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Проблема- это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания- ее постановку и решение.

Гипотеза -  хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте выполнить проблемы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока она не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется фактами опыта, приобретая характер истины. Гипотеза становится плодотворной, если может привести к новым знаниям или новым путям познания. Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему догадка находит подтверждение.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знаний. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В теории факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. в такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. Всякому теоретическому познанию присущ момент неуверенности, в силу этого она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности. Считается, что, чем проще теория, тем она ближе к истине.

Любая теория- это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

1. Исходные основания - фундаментальные понятия. Принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2. Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело» и т.п.

3. Логика теории - формальная, нацеленная на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалектика- направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и других форм теоретического знания.

4. Совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

5. Философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Ключевой элемент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности. (О законе шла речь выше.)

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая - любая теория объединяет, синтезирует отдельные достоверные знания в единую, целостную систему.

2. Объяснительная - на основе познанных объективных законов теория объясняет явления своей предметной области. А именно: выявляет причинные и иные зависимости, многообразие связей данного явления, его существенные характеристики и свойства, его происхождение и развитие, систему его противоречий и т.п.

3. Методологическая - теория является средством достижения нового знания во всех его формах. На ее базе формулируются многообразные методы, способны и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная - на основании теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие о тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая - конечное предназначение любой теории- быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1. Теория- это не отдельно взятые научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно: когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины, противоречия и закономерности явлений

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию.

8.4. В вопросе о месте и роли философии в научном познании следует выделить две крайние модели:

1. Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого- прямое выведение исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

2. Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется, либо понижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях достигнуты определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена. История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах:

- Интегративная (синтетическая) функция философии- систематизация, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры- всего опыта человечества в целом. Философское обобщение- это не просто механическое, эклектическое соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

- Критическая функция философии, которая в этой своей функции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом критика должна быть конструктивной «с удержанием в старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социальной действительности. Отсутствие конструктивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой- предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.

- Философия разрабатывает определенные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.

- Философия вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому конкретно историческую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.

- Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу с самого верхнего уровня.

- От философии ученый получает определенные мировоззренческие ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.

- Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики.

- Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от того, какой философией- «хорошей» или «плохой» - руководствуется ученый и какие именно философские принципы он использует. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построения научной теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную (отборочную) функцию.

- Философско-методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.

Воздействие всеобщих философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем- через методы, формы и концепции нижележащих методологических уровней.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Реализация философских функций,  принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации функций философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.

8.5. Будучи важнейшим элементом общества и «внедрившись» буквально во все его сферы, наука (особенно начиная с XVII в.) наиболее тесно была связана с техникой. Тем более это характерно для современной науки и техники.

Техника (греч. Techne - исскуство, мастерство) – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства.

Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности, освобождение человека (частичное или полное) от работы в условиях, опасных для здоровья.

Средства техники применяются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности.

Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией и стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической и биологической технологии, широким использованием компьютерных технологий, робототехники и т.п.

Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и достижениях. Взаимосвязь и взаимодействие науки и техники - одни из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического прогресса и общественного развития в целом.

Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в.

Сторонники сциентизма (от лат. Scientia - наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и автономной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки, как якобы не имеющие познавательно значения, и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой.

«В пику» сциентизму возник антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений – абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники – обострение экологической ситуации, военная опасность и др.

Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволяет более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее.

 

Тема № 8

 Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, сущность, функции науки.

2. Специфика научного познания.

3. Какова роль философии в науке?

4. Структура и уровни научного познания.

5. Основные этапы развития науки.

6. Научные революции в истории развития науки.

7. Сциентизм и антисциентизм: две позиции в оценке места и роли науки.

8. Методология и методы научного познания.

9. Особенности развития современной науки.

10. Системность, диалектичность, всеобщий эволюционизм и историзм как универсальные принципы науки XXI века.

 

Литература по теме № 8

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: учебник – М.: “Проспект”, 2010. – с.300-321.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. – с.356-380.

3. Лавриненко В.Н. Философия:учебник.-М.: Юрист, 2007.-с.295-305.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.168-171.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.292-433.

6. Якушев А.В. Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.188-191.

 

Дополнительная литература

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 312 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.