Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема №7. Диалектико-философское учение о развитии.




 

 План лекции:

     1.Диалектика: понятие, сущность, функции.

     2.Структура диалектики: основные категории, законы и принципы.

     3.Детерминизм и индетерминизм.

     4.Альтернативы диалектики.

     5.Основные модели развития.

 

7.1. Уже первые натурфилософы стремились выделить процессы развития в ряду других изменений. Философами Древней Греции давалось несколько значений диалектики:

- Диалектика как методологическое опровержение тезисов про­тивника (Зенон Элейский);

- Диалектикакак самоцель опровержения в софистике и эристи­ке (искусство вести спор);

- Диалектика как «диа» и «лог» - единство опровержения и майевтики (от Сократа) - заключительной фазы диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и помогает «душе» найти истину»;

- Диалектика - метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта) (по Платону);

- Диалектика это аналитика и логика возможного, сходная с диа­лектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);

- Диалектика - часть логики по соотношению с другой ее частью - риторикой (стоики и др.).

В философии XX в. понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:

- Диалектика - совокупность объективных закономерностей и процессов,

действующих в мире в ходе его движения и разви­тия - объективная

диалектика. Часть познанного в этом аспек­те систематизирована в

философском учении (теории), которое и называется диалектикой;

- Диалектика - это взаимосвязь и развитие образов в мышле­нии человека.

Данный процесс изучается диалектикой мышле­ния, логикой;

- Диалектика - один из всеобщих методов познания, который используется

не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения

подходов к изучению бытия.

Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внимание обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей - развитие.

Диалектика в философии - учение о всеобщих связях и разви­тии бытия: природы, общества мышления человека; бытия мате­риального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики, что определило ее историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.

В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Объективная диалектика - это развитие реального мира (при­роды и общества). Субъективная диалектика -это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий), отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вто­рых, теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, как внешнего мира, так и самого мышления.

Существует и так называемая «субъективистская диалекти­ка» (особенно характерная для софистики и эклектики) - это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалек­тика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т.е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.

Познание, диалектикапонятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики) Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам - законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих ре­зультатах, а должны согласовываться между собой.

Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика те­оретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через свою структуру, законы, категории, принципы. Главная проблема диалектики – проблема развития.

Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве, в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Диалектика (дословно - «разговор двоих») - необходимый для философии метод развертывания мысли, умение правиль­но задавать вопросы и ставить проблемы.

Рассматривая, как тот или иной философ ставит вопросы и очерчивает проблему, можно говорить о его собственной диалектике. Важной особенностью диалектического движе­ния мысли является то, что она идет через установление про­тивоположностей (мнений говорящих; мнения и факта; того, что говорится, и того, что имеется в виду. Эта осо­бенность получила приоритетную позицию в гегелевской диалектике и далее в марксизме, которые трактуют диалектику как уче­ние о единстве (и борьбе) противоположностей, а противоречие рассматривается как источник всякого развития. В этой форме диалектика устанавливает свою собственную противополож­ность метафизике. БлагодаряГ. Гегелю диалектика получила онтологическое значение. Гегель видел в ней не только способ мышления, но и способ мирового существования, т.е. бытия. Этого назначения диалектики придерживается материализм.

Основные функции диалектики:

1.Онтологическая: нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.

2.Гносеологическая: изучение закономерностей познавательно­го процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.

3.Логическая: исследование всеобщих форм мышления, прин­ципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.

4.Методологическая: разработка на основе всеобщих объективных законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), на­правляющих познавательную и практическую деятельность людей.

5.Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов.

6.Праксеологиче ская (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» в его изменении - опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нем.

7.2. Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой об­разует структуру диалектики. Ее элементы - это категории, за­коны и принципы, которые в своем единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих ха­рактеристиках.

Категории диалектики - формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории -материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие и др.

Категории диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических, проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукт познаватель­ной и практической деятельности человечества.

Связь и взаимодействие определенных категорий выражают законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное, сущностное в развитии его источник, каким является противоречие (единство противоположностей).

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает сущность развития. Показывает, что любое целое (предмет, явление или процесс) состоят из противоположных частей. Эти противоположности находятся в постоянной «борьбе». В результате «борьбы» противоположностей происходит разрешение противоречий между ними и как результат - дальнейшее развитие (движение). Единство и борьба противоположных начал-внутренний ис­точник движения и развития всего сущего.

Противоположности - это такие стороны, моменты, пред­меты, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимо­исключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и, при определенных условиях, переходят друг в друга (положительное и отрицатель­ное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материаль­ное и идеальное и др.).

Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое). Суть рассматриваемого закона может быть выражена фор­мулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предста­ет как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, дви­жущей силы их развития.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изме­нений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок.

Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накоп­ление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространствен­ных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предме­та (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на ха­рактер и темпы количественных изменений (например, превраще­ние одних химических элементов в другие в зависимости от изме­нения величины заряда ядра атома и т.п.).

Закон отрицание отрицания выражает направленность, пре­емственность развития и его форму. Важнейшей категорией за­кона является категория «отрицание». Она выражает: а) процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, т.е. прекращение существования данно­го предмета, конец его развития (внешнее, «зряшное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («сня­тие»). В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвя­заны, но определяющую роль, в конечном счете, играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, пре­емственный, циклический характер развития и его форму: «спи­раль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более вы­сокой основе.

Форма циклического развития - триада: исходный пункт - его отрицание - отрицание отрицания (тезис - антитезис - синтез; теория - практика - новая теория, и т.п.). Каждый цикл высту­пает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в це­лостном относительно завершенном процессе развития. Закон от­рицания отрицания нельзя представлять как жесткую схему, при­годную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действительность в ее полноте и живой, много­гранный процесс познания.

Важными элементами диалектики являются ее принципы.

Принцип (начало, основа) - фундаментальное теоретическое положение (в диалектике - наиболее общее), отражающее наи­более существенные характеристики реальной действитель­ности и являющееся одновременно системой определенных методологических требований (правил, норм, предписаний), регулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются принципы объективности, системности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детерминизма, всеобщности развития, всеобщих универсальных связей и др.

Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны.

7.3 Детерминизм (лат. determine - определяю): а) система взглядов об объективной закономерной взаимосвязи и всеобщей обуслов­ленности всех явлений окружающего мира; б) учение о всеобщей причинной обусловленности всех явлений (причинность - глав­ное в детерминизме, но она не исчерпывает данное понятие).

Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный характер взаимосвязи явлений, либо, в край­ней форме, вообще отвергают детерминизм как таковой (а зна­чит, и причинность). Они считают, что имеются состояния и со­бытия, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятель­ности, рассуждает о «свободе воли» электрона, о том, что про­цессы микромира управляются телеологическими силами и т.п. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно, механический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще.

Современный детерминизм включает в себя два основных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых в свою очередь «воплощается» в многообраз­ных формах детерминации.

Первый тип - причинная детерминация, выступающая реша­ющей по отношению к непричинной, все формы которой складываются, в конечном счете, на основе причинности - краеугольного камня детерминизма.

Сущность принципа причинности (каузальности) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, кото­рые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойс­тва, связи и отношения, его своеобразие.

Реализуя принцип причинности, познание проходит следую­щие основные ступени:

1.Вычленение предмета исследования как своеобразной целост­ной системы из многих других взаимодействующих с данной системой.

2.Анализ данной целостной системы в качестве определенно­го результата некоторого процесса развития, т.е. в качестве следствия.

3.Изучение механизма причинной детерминации в плане одно­стороннего порождающего воздействия одного объекта на дру­гой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участ­вовали в порождении данной системы; выявляются много­образные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина.

4.Исследование механизма причинного обуславливания, как процесса самодетерминации данной системы, т.е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внут­ренняя причинность).

5.Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней. Особое внима­ние здесь должно быть проявлено к движущим силам, источ­нику развития - к противоречиям (прежде всего внутренним).

Именно взаимодействие противоположностей, противоречие являются, в конечном счете, самым глубоким источником, ос­новной и коренной причиной взаимодействия (самодетер­минации), самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам.

Второй тип детерминизма - отношение между взаимосвязан­ными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного со­бытия (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следу­ющие основные формы непричинного обуславливания:

1.Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую.

2.Связь состояний, т.е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т.п.), при котором от­сутствует генетический (порождающий) аспект.

3.Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статисти­ческих законов.

4.Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаи­мосвязи, пространственные и временные корреляции и другие, рассматриваемые в рамках общенаучных подходов.

5.Взаимоотношения между определенными «парными» или лю­быми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действитель­ности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа).

В современной науке происходит переход к более глубокому осмыслению детерминизма  с пониманием неоднозначности бу­дущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.

7.4 Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом фи­лософского интереса (развитие), которые также являются философс­кими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике. К альтернативам диалектики относятся: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, «негативная» диалектика.

Метафизика является, как и диалектика, развитой теорией, которая рассматривает всё сущее движение, но вне развития, вне связей, односторонне, замкнуто, обособленно.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их ос­новные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движе­ния, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, от­ношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые филосо­фы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим. "Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов обще­принятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями "негативной" диалек­тики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905- 1980).

Можно выделить главные идеи "негативной "диалектики, отличающие ее от обычной "консервативной":

- диалектика может быть только "негативной” - критической, диалекти­ка не

должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;

- диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для 

критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

- новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергать­

 ся критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и

 вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

-"негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значе­ния, она

имеет отношение только к сознанию, поскольку все отверга­ет и критикует

только сознание;

- отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахожде­ние 

идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления

действительности.

Релятивизм - интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусствен­ных интеллектуальных конструкций.

Софистика - выведение ложного по сути, но воспринимаемого пра­вильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, кото­рые некорректно подаются как правильные.

Догматизм - восприятие каких-либо положений изначально как бездо­казательных, но абсолютно истины; негибкость в мышлении, рас­суждениях, отношении к окружающему миру.

7.5. Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Преж­де всего, это всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается «как возникно­вение качественно новых возможностей, не существовавших ранее».

Инаконец, направленность изменений означает, что любые, даже кажущиеся случайными, изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь дру­гие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечива­ет преемственность «между качественными изменениями на уров­не системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей».

Таким образом, можно сказать, что развитие - это упорядочен­ное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с воз­никновением новых тенденций существования системы. Понятие раз­вития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осу­ществлять прогнозы деятельности человека, развития общественной структуры, направления развития мира, космоса и т.д.

В модели развития, выдвинутой Г. Спенсером, обосновывалось положение о всеобщей постепенной эволюции природы. В ее основе «лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородно­сти». Недостатки и ограниченность такой модели имеют историче­ское оправдание и связаны с абсолютизацией эволюционного подхода в биологии и его переноса на общество или природу в целом.

Суть моделей «творческой эволюции»,или «эмерджентизма», (Л. Морган, А. Бергсон) заключалась, наоборот, в абсолютизации момента скачков, характерного для развития общества. Возникаю­щее при этом новое качество объявлялось не сводимым к предшест­вующему и выступало «результатом внутренней творческой силы, по-разному называемой и по-разному истолковываемой». Человек не может предсказать наступление нового качества, в результате оказывается, что действительность функционирует как система спонтанно образованных уровней.

Натуралистская модель, характерная для второй половины XIX в., иногда обозначается как стихийная диалектика естество­испытателей. Она основана на абсолютизации частнонаучного пони­мания эволюции (например, биологической), которое затем рас­пространяется на объяснение мира в целом.

Антропологическая модель развития - это противополож­ный предыдущим вариант диалектики, основанный на резкой кри­тике науки и научных методов познания в процессе постижения духовной сущности человека. Выразителями данных представле­ний выступают концепции экзистенциализма, персонализма и т.п.

Равновесно-интеграционная модель - вариант трактовки развития, исходящий из абсолютизации параметров физических равновесных систем. Такая система подчиняется физическим за­кономерностям. Поскольку все другие системы являются частью физической, то законы последней объявляются всеобщими. Посте­пенно данный подход стал базироваться не только на физике, но н на данных биологии, информатики и других наук, которые под­ходят к исследованию объектов как систем различной степени слож­ности. Поэтому физическая «теория равновесия» стала рассматри­ваться как общий принцип объяснения мира, выражающий тенденцию любой системы к равновесию. Так, при объяснении общества противоречия или не учитываются, или рассматриваются лишь как негативный фактор, нарушающий общественное рав­новесие.

Диалектико-материалистическая концепция характеризует­ся обычно как политизированная модель диалектики.

Таким образом, вершиной в построении диалектической моде­ли развития и проведения принципа развития была и остается кон­цепция Гегеля.

 

Тема № 7

 Вопросы для обсуждения:

1. Диалектика как учение о развитии. Объективная и субъективная диалектика.

2. Структура диалектики и её основные функции.

3. Детерминизм и индетерминизм.

4. Общее понятие универсальных законов диалектики.

5. Закон единства и борьбы противоположностей.

6. Закон единства перехода количественных изменений в качественные.

7. Закон отрицания отрицания.

8. Метафизика и релятивизм как альтернативы диалектики.

9. Основные категории диалектики как наиболее общие сущностные понятия.

10. Диалектика как логика, гносеология и теория познания.

 

Литература по теме № 7

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2010. – с.446-491.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. – с.254-260.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник.-М.:Юристъ, 2007-с.262-277.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 240с.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.163-187.

6. Якушев А.В. Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.161-169.

 

Дополнительная литература

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 188 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.