Учение о принципах бытия с 17 века.
Целостное представление о мире- картина. Современная мысль зарождается с эпохи просвещения. Заложила базисные идеи (позитивные и негативные).
Положения:
· Секуляризация сознания- отказ от идеи Бога в объяснении сущностных свойств мира и смысла жизни человека. Процесс, растянувшийся на столетия. Мыслители не используют идеи Бога в объяснении поведения человека. Входят: десакрализация (расколдовывание мира — тайны и загадок в мире нет- идея, что для науки не существует загадок). Нет смысла вступать в диалог с природой (ток с духовными сущностями вступают в диалог- теперь всё это лишается смысла). Идея: природа не храм, а мастерская. Важная черта : антропоцентризм — стиль видения и отношения к миру. Человек есть единственный смысл и цель существования и единственный способ существования мира. Эпоха радикального отказа отбрасывания предыдущей (средневековой традиции- вопрос на какие ресурсы человек должен опереться?). Мироориентированность - осознание того, что это — единственный мир и в нём надо искать цели и смысл. Есть только этот мир. Мировоззренческие искания). Установка на активное преобразовательное отношение. Традиционная культура — приспосабливание, сейчас- мир должен быть переделан, нужно изменить мир. Расширение мира, шаг в новое, поиск ресурсов. Радикальная форма — идея покорения природы.
Принципы:
· Механицизм — как способ интерпретации мира, интерпретации живой и неживой природы как совокупности тел. Мир = машина, человек = машина. Формировал определённые представления о мироздании. Мир — однороден в пространстве и во времени (антиисторизм).
· Детерминизм — для обозначения объяснения причин (почему так?). Предполагал, что природу нужно объяснять через причинно-следственные связи, следует отказаться от идеи цели в объяснении (отказ от Телеологии). Наука ищет не причины, а цели. У природы нет цели. Богу сначала отдавалась функция первотолчка (кто-то в начале должен был толкнуть). Предполагал установку на поиск законов, связей между предметами. Практическая задача — установить элементы предсказания и контроля. Практики.
Можно найти исчислимый список законов. Представления мир-система (система замкнута и закрыта). Задача учёных — найти их. Законы носят универсальный характер (везде одни и те же законы. Общество и природа управляются одними законами. Мир един — всё подчиняется общим закономерностям). Мир — строго определённая цепь природы и следствий. Случайностей нет, они иллюзия. Свобода человека — иллюзия.
Социальная онтология (принципы понимания человека). Отказ от традиционных представлений о человеке как о части целостного (раньше — община, каста. Теперь — человек — автономное существо). Отказ от идеи равенства (люди разные). - радикальный разрыв со всей предшествующий традицией. Следствие — человек такой же атом, как и все остальные. Общество — связанный набор движущихся атомов. Человек движет — удовольствие и страдание. Потом развилось в Бихевиоризм — мир воздействует на нас, вызывая раздражение (от удовольствия и страдания). Общество — сумма атомов.
· Эссенциализм (эссенция — сумма) — убеждения, что есть природа человека — вечная и неизменная (вне зависимости от знания человека). Все люди одинаковые — всегда. Одни знают о природе, а другие — нет. Забота о собственном интересе. Человек стремится к удовольствию, избегая страданий. Цель жизни человека — стремление к счастью. идея свободы. Ни у кого нет обязательств. От природы все люди свободны, как свободен атом. Все люди одинаковы. Мнения правят миром. Следствие — война всех против всех. Специфика человека — идея разума. У человека есть разум. Разум — инструмент самопознания и познания мира, главное поставить знание о человеке и о себе. Разум теоретический (самопознание) и разум практический (действующий). Чел сначала накапливает впечатления, потом начинает их обощать и сортировать. По сути — анализ и синтез.
Разум накопив опыт и осмыслив его способен контролировать и регулировать человеческие страсти. Страсти правят миром, но разум способен познать страсти и поставить их под контроль. Пример — просто говорить, что курить вредно, но надо показать челу грустную картинку про сигареты.
Познание социального мира — тезис — страсти везде однотипны, определяются одними и теме же причинами.
Географический детерминизм- северные и южные страны.
Идея антиисторизма. 17-18 века антиисторичны. История — это поверхность, рябь. Явление, за которым скрывается одна и та же сущность. Одно и тоже, но разные языки и костюмы. Мир — есть совокупность тел. История существует только случайно. Цели в истории нет, история никуда не ведёт. Весь мир — театр, цели в игре нет, всё только повторяется.
Тезис — переустройства общества и человека (чел- разумное сущ-во), суть переустройства — рационализация общественной жизни. Рационализация на основе контракта. Эгоизм каждого, счастье всех. Рыночная экономика- чтобы удовлетворить свой интерес, нужно удовлетворить интерес другого.
Конец истории — такая рационализации возможна в любом месте и в любое время.
Функции интеллектуала — людей надо просветить, не только дать знания, но и открыть глаза на то, кто они есть — все должны осознать, что они свободны и равны.У всех есть свои интересы. Миссия философа — нести свет разума в общество и культуру. Надо сначала просвещать правителей.