Со втор половины 19 века до начала 20 века.
В европ к-ре возникли картины и принципы понимания мира. Понятия «прогресс», «развитие», «эволюция».
Создатели:
· Г. Гегель 1770-1831, лекции по философии истории, издана 1830 гг. создатель гегелианства.
· Карл Маркс 1818-1883, Ф.Энгельс 1820-1895- создатель марксизма. «К критике политической экономии. Предисловие».
Огюст Конт. 1798-1857. курс позитивной философии. Позитивизм — положительное знание.
Основа — труды Ч. Дарвина 1859 год — основа для дальнейшего рассмотрения курса.
Концепция развития = наука. Теория развития — научно должна быть доказана. Научное — мир развивается, мир эволюционирует. Разработан принцип историзма — социальный мир изменяется, не стоит на месте.
К. Маркс «мы знаем только одну науку- историю» - мир изменяется, всё становится историчным.
Идеи
· Идея линейности - движение в одном направлении. Разработка концепции времени. Время = линия, оно необратимо. Христианская концепция истории была одним из факторов формирования линейности исторического процесса. Также возникновение соц слоёв, которые видят перспективы в будущем (пример: предприниматель). Мир движется из прошлого в будущее. Поступательность — каждая новая стадия будет лучше и совершеннее.
· Идея необратимости — каждая стадия имеет место 1 раз и она не повторяется.
· Идея преемственности - вкладывается в идею историзма — особенности каждого нового этапа имеют предпосылки в предшествующем. Позитивисты — всё идёт плавно. Марксисты — идея революций.
· Идея детерминизма — все определено законом, нет случайностей.
Гегель — свобода — осознанная необходимость.
Монизм — стремление объяснить все процессы и их причины к одному доминирующему фактору.
Базис — экономика, надстройка — дух и полит сферы.
Черта теорий прогресса — всемирно исторический характер. все страны и все народы пройдут все эти стадии и исключений не будут, но одни пойдут быстрее, вторые — медленно.
Черта теорий прогресса — естественно исторический характер (законы природы и общ-ва едины, все законы — часть общего эволюционного процесса). Эволюция начинается в природе, а заканчивается в обществе.
Цель движения — у марксистов и гегелианством — цель истории = развитие свободы. Всё человечество проходит 3 стадии: Восток — свободен один, античность — немногие, германский мир — свободны все. Цель истории — переход из царство необходимости в царство свободы. История — осознание человеком собственной сути. Стадия коммунизма — полная реализация сущности человека (свобода творчества и др). Максимум счастья для максимума людей.
Определяли критерии прогресса:
o связано с развитием техники и технологий,
o развитие соц отношение (рост среднего класса),
o прогресс от монархии к республикам, от деспотизма к демократии,
o от религии к науке, от борьбы за выживание к гуманности и альтруизму.
Позитивизм выстраивал линии прогресса. Истоки в природе — борьба за существование. Выживают те, кто приспосабливаются к среде. Прогресс в живой природе имеет истоки в неживой природе. Рост дифференциации (рост сложности и разнообразия) и интеграция (стремление к порядку, из хаоса возникает порядок). Прогресс — движение от простого к сложному.
Понятие эволюции (в неживой природе), но когда люди понимают законы и сознательно пытаются продолжить этот процесс — прогресс
Методологическое значение теории — сформулировала новые темы истории. Идеи движущей силы истории. Гегель — движ силы- последствия — действия порождают последствия. В итоге — история движется. Новые поколения решают новые задачи.
В марксизме — борьба классов — эксплуататоры и экспуатируемые. Их борьбы — движ истории.
Позитивизм — борьбы за выжиывние — люди придумывают новые техники и технологии — в итоге — история движется.
Периодизация истории (этапы, ступени):
теоретика прогресса. У Гегеля 3 стадии. У позитивизма 3 стадии — религия философия наука. В Марксизме 5 формаций. На востоке не действует 5 формаций — ввёл АСП. Роль окружающей среды. Историки и теоретики общ-ва начинают обращать внимание на структуры и процессы — на культурный контекст (анализ процессов, ментальностей)- роль среды. Давали установку исследователям — что искать — только то, что говорило о прогрессе. Личность — воплощение духа эпохи- появление понятия всемирно исторических личностей. Вклад — своими действиями объективно движут историю вперёд. Великий не тот, кто убивает кучу людей, а кто этим движет историю вперёд.
Создана оптимистическая теория движения истории- Гегель — всё действительное разумно, а всё разумное — закономерно. Все лучшие — погибали. Идея у Гегля — опыт истории -никогда никого не учит. Тот кто на историю смотрит разумно, значит и на него история посмотрит разумно. История — последовательная реализация событий. Пала античность, но она внесла свой вклад в развитие прогресса.
Фукуяма Ф. - идея конца истории. Мир = движение к цели, история имеет конец. После падения СССР — двигаться некуда, только один путь развития. Пока ничего нового мы представить не можем.
Критика:
1. универсальность провозглашаемых ценностей. В других культурах — другие ценности (пр- ценность длительности жизни — ток у современной европы). Возражение против абсолютности ценностей.
2. корреляция условий прогресса — действительно ли новые технологии способствуют росту человеческого счастья.
3. насколько можно говорить о прогрессе как о законе. Теории прогресса предлагалт пророчества — будущее будет именно таким.
Историцизм — умение делать пророчества. Историки и философы в поисках законов.
Метанарратив — большой рассказ — рассказ всех рассказов. Попытка сказать последнее и окончательное слово.
Выдвижение альтернативных позиций и концепций — концепция локальных цивилизаций (культур)
Лаппо — Даниоевский. Россия и европа — труд. Пытался обосновать особый путь россии.
О. шпенглер 1880-1936. книга — закат европы. 1918 года. Перевели в 1923 году.
А. Тойнби 1889-1975. постижение истории в 12 томах. Отрицание концепции универсальности прогресса — нет единого всемирно исторического процесса- вся человеческая история — развитие самоценных культур. История — большое поле цветов.
С конца 19 века идея начинает критиковаться и выдвигается альтернативные подходы к пониманию.
Концепция локальных цивилизаций — ист движение — совокупность культур (цивилизаций). Все культуры самоценны и самодостаточны. Нельзя загонять всех на одну лестницу эволюции. Стали выделять культурно-исторические типы — всего 10. у Шпеглера — 9, Тойнби 21 цивилизация.
Хар-ки цивиизационного подхода:
1. культура — единый и ценностный организм, всё пронизано единым стилем.
3. стадии начало — расцвет и конец.- смерть
3. стадия культуры и стадия цивилизаций. Стадия когда цивилизация реализует свой потенциал. На стадии — культура — рост, на стадии цивилизация — развитие. После угасание творческого потенциала культура мертвеет. У Шпенглера была идея — все культуры проходят одинаковые законы. Не закон развития, а структурный закон. Если знаем стадии расцвета и заката — можем предсказать на какой стадии находится наша культура. Если знаем про другие — можем предсказывать своё.
Критика.
Аспект проблемы преемственности — все мыслители полагали, что достижения одной цивилизации не передаётся другой. Прививки не было. Все культуры целостные и без заимствования (особенно идея у Данилевского — Россия не Европа). Подчёркивали идею целостной специфики каждой эпохи и культуры- и это хорошо, это ценно. Идея терпимости и толерантности.
Концепциии — попытка сказать последнее слово по поводу создания мира. Пока концепция претендует быть подлинной и истинной — она претендует на последнее и окончательное видении.
Картина мира эпохи постмодерна.
Неклассическая философия.
«постмодерн» и «Постиндустриальное общество».
Концепция Синергетики (синергия — греч слово — совместное деяние)
идеи были развиты и сформированы изнач-но в естественных науках. Автор Илья Пригожин. 1977 году получил Нобелевскую премию за работу термодинамике неравновесных систем.
«порядок из хаоса».
Общество — открытая система. Большинство систем — открытые. Есть исчислымый список законов в замкнутых и закрытых системах. Можем предсказывать настоящее и будущее в закрытых системах.
Открытая система -
1. любая система находится в состоянии обмена с окруж средой. Система воздействует на среду и среда воздействует на систему. Тем самым вызывает новые последствия, которые 100% мы не можем предсказать.
2. система открыта — исследователь находимся внутри общества, не можем увидеть всей квартиры.Наше мнение ограничено — мы внутри системы, а не снаружи.
Следствия:
1.системы находится в состоянии колебаний- состояние — случайные отклонения от средних величин — флуктуация.
Чем сильнее колебания, тем больше система будет находиться в более неравновесном состоянии. Сильнее неустойчивость.
Причина изменений — человеческая деятельность. Человек преобразует мир сам того не зная. Последствия не могут предсказать и прогнозировать. Но последствия появятся (у каждого действия есть свои последствия).
Система расшатывается и ломается. Наступает Точка Бифуркации — точка выбора пути Вопрос когда наступит это точка. Предугадать нельзя. Понятия неусточивость. Нельзя предсказать решающий фактор.
Одно и тоже являение в разных контекстах даст разные следствия.
Будущее интерпретируется как открытое и многовариантное. Может быть разным, разные альтернативы реализации- нелиненость.
Процесс самоорганизации — остатки рухнувшей системы могут самоорганизовываться. Из хаоса в порядок. Самоорганизация системы # психологи проводили эксперименты. Брали коллектив и изучали. Чтобы он нормально функционировал, коллектив должен делаться натрое: креативщики, исполнители и критики. Убирали критиков. Коллектив снова становился поделенным на три части. Это и есть самоорганизация и реорганизация системы. Чтобы такая самоорганизация имела место, должно сохраняться постоянство каких то факторов или действий. Но что может послужить фактором можно только предполагать.-это и есть сущность процесса самоорганизации. Есть есть стремление- будет самоорганизация.
Современные идеи по истории.
Эволюционизм устарел, линейность признаётся устарелой.
Все строятся для какой-то задачи, именно одной определелённой. Нет абсолютно правильной и единой периодизации европы.
Плюраллизм Для решения разных задач разные системы периодзации. Нет никакой предопределённости в смене одного ист этапа другим. История в каждой точке могла пойти другим путём. Точка Бифуркации — точка выбора пути. Вопрос — как так получилось? Ничего в истории не предопределено.
1Следствие Позволяет понимать нереализовавшиеся альтернативы. И те факты, которые не укладываются в основную концепцию истории.
2 следствие — невозможно объяснить все исторические явления одной причиной. В разные эпохи разные комплексы причин. Нельзя всю историю объяснять однаковымипричинами или факторами (экономика и др).
Гносеология.
Теория познания.
Позволяет получать человеку достоверное знание, возможность его получения. «что есть истина».
Истоки гносеологии:
С момента нового времени получила особую актуальность. Социокультурные основания: Крах авторитета священных текстов и древних авторах. В новое время — появление новых ценностей. Ориентация на самоценности этого мира, а не на религию. Бога нет — никто не может помочь. Надеяться не на кого. Вопрос что я могу и что мне по силам. -( основания интереса к гносеологии)
Радикальный подход — Рене Декарт — принцип радикального сомнения. Отказ от метода опоры на авторитеты — поставили под сомнение. Декарт считл, что вместо того, чтобы копаться в авторитеты нужно взглянуть на источник (человеческий разум и чувства). Всё это нужно подвергнуть рефлексии — что могут чувства и что может разум по своей природе.
Нужно интерпретировать всю прошлую традицию как предрассудок — сомнительное знание. Если очиаем разум — остаются чувства и разум. На основании этой рефлексии надо искать новое знание. Чувства имеют приоритетное значение (получаем информацию через органы чувств).
Выводы теории:
• рефлексия над чувствами как источник познания. Чувствам, предоставленные самими себе не могут дать надёжное знание.
По 2 причинам:
1. влияние чувств на получаемую информацию- влияние страстей (невнимательность, торопливость, первое впечатление, поспешное обобщение).
2. доверие авторитету. Доверие к сведениям сообщаемым другими без их проверки. Беда историков. Пример критика битв.
3. влияние внепознавательных авторитетов. Эгоистические интересы (жажда славы, власти и богатства). Моральные (патриотизм) — знание становится инструментом для достижения цели- выстраивают знания под цели.
Стало основанием для разработки требований, к познающему субъекту — требования профессиональной этики (правила по отношению к коллегам, к знаниям) — критичность, бесстрастность, демонстрация метода получения знания, о
общедоступность знания, запрет на плагиат- ссылка на инфу.
4 критерия Мертона.