Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общие черты философии и религии и различия между ними

Специфика предмета философии. Философия и наука: общие черты и различие между ними

 Предмет - то, чем занимается. Дословный перевод (любовь + мудрость)= любомудрие, любовь к мудрости. Возникновение слова и сферы знаний приписывается Пифагору — 6 в д.н.э.

Понятие «мудрости».

Методология определения мудрости — процедура сравнения с (1)наукой, с другой стороны, (2) сравнение с религиями.

Сравнение — выявление сходств и различий

Среднее между наукой и религией (ничейная земля, между религией и философией).

1. философия и наука. Сходства и различия.

Сходства:

· есть исходная цель — у обоих сходная цель — дать знания (знания — совокупность убеждений (доказанные положения) о существовании и несуществоавнии тех или иных предметов).

· есть объект и предмет изучения. Объект изучения — направленность на что мы изучаем. Любое знание имеет предмет изучения — наиболее существенные свойства, выделенные в изучаемом предмете.

· Методы — способ получения знаний. Сходство — рациональность (разум) — требуют аргументы, обоснованность, доказательность.Если мысль высказана, она должна быть доказана.

· Метод абстрагирования — мысленное отвлечения от свойств, которые исследователь считает несущественными. Не наблюдаем на чувственном опыте. (на высшем образовании цель — научиться отвлекаться от чувств).

Различия:

для науки:

• объект — объективная реальность, окружающий мир, природа и общество (в первобытке такого не было, появление позже, может быть с возникновением цивилизации или религии). Естественные и социальные науки.

• Предмет — поиск и формулировка законов, (законы — всеобщие необходимые связи между какими — либо объектами). (если А, то Б, при условии С). история законы не ищет, но использует (из серии- всегда есть исключения). Матан тоже искл- не изучает окружающий мир.

• Метод науки — типичные методы — теоретическая часть (совокупность абстракций- понятий классы, общины, структура общества) и эмпирическая часть (от греч. Опыт. Отвечает за доказательства достоверности или недостоверности каких-нибудь знаний). Специфика науки — эмпирическая часть — доказательство по средствами опытов, экспериментов, наблюдений, фактов. Если учёный выдвигает гипотезы, то он должен доказать. Наука возникает в 17-18 веках. Наука — систематическое доказательство знаний, путём опытов.

Вывод — если интерес чела или общ-ва направлен на изучение внешнего мира, выявлении закономерности, если интерес предполагает эмпирическую проверку получаемого знания, то это — наука.

Специфика философии:

сократ 5 в д.н.э. «я знаю, что ничего не знаю»: его интересует на окружающий мир, а другой объект и этот объект человек. Сократ обращает внимание на себя (поворот в истории философии — взгляд на человека) — даёт отсылку собственным знаниям. Определяет другой объект интереса. Что представляют наши знания.

Объект философии — не мир, а человеческие представления (наши знания (наука, обыденность), ценности (представления о желаемом) и продукты человеческой деятельности..

Синоним к философии — метафизика. Возникло в древней греции в 1 в д.н.э. - нечто, за пределами физики.

Значения:

• знания о мире, за пределами физического мира — трансцендентный;

• род знания, выходящий за пределы знания о физическом мире.

Лекция 2.

Общие черты философии и религии и различия между ними

Общие черты:

принято считать, что время возникновения сер 1 тыс д н э. Время «Осевое время». Карл Ясперс в 1948 году «истоки истории и её цель». Сущность — время возникновении учений (религии, философии, полурелигии и полуфилософии), которые лежат в основе современного мировоззрения или повлияли на него. «время возникновение современности» в духовном плане, возникновение идей. Христианство повлияло на нас, а вот религии древнего Египта -нет. Некоторые философы — современная философия — комментарии к Платону (нового ничего не было потом создано). Территории от Китая до Греции. Конфуцианство, даосизм, буддизм, раньше возникает религия откровения (религия книги) — иудаизм (время не как цикл, а как линия). В Греции возникает философия 7-6 в д н э. Первые мудрецы. В 1-2 возникает христ-во, в 7 в н э возникает ислам (лекция Мучника).

Общие черты:

• предполагают обращение к личности и человеку, а не к группе

• не слепое подчинение традиции, а к принятию осознанного решения. Личная ответственность. Осмысленное следование традиции.

• Открытие морального измерения человеческого бытия. Появление этических систем. Правил и предписаний к человеческому поведению. Призыв к следованию морали, а не ритуала. Правила требуют выработку от людей специфического умения — применять общие принципы к определённой уникальной ситуации. Применить общий принцип к каждой конкретной ситуации. Моральные правила требуют отказа от бытового рационализма. Пример: жертва Авраама Исаака — просто принеси в жертву ради веры. Показать пределы своей веры. Важная черта в морали — просто выполнять требования. В этом новизна учений.

• Знаменуют появление новых форм сообществ- возникают на основе общности идей (религиозная община). Не на основе территорий и деят-ности как в традиционных обществах.

Осевое время — расцвет (развитие) цивилизаци (более сложно организованные общества, возникновение города, социальной стратификации). Общества, где возникает история и люди болезненно реагируют на её проявления. События невозможно забыть, смириться с ними. 1 тыс период возникновение больших цивилизаций. Период, где ярко проявляются неожиданные последствия такого образа жизни. Приходят на смену первобытных обществ. Мифологическое мировоззрение сменяется религией. Миф — более-менее связанные рассказы о деятельности прошлых значимых людей. Скрытый смысл мифов — что должен делать индивид- повторяй действия предков. Повторение = архетипы, первообразы, первообразцы.Пример: Ленин сходил на субботник — теперь все должны сходить на субботник. Ленин — мифологический герой, он дал архетип, мы должны выполнять.

Возникновение цивилизации породило проблемы, которые не могли представить носители мифологического сознания, и эти проблемы надо было решать. Миф не мог решить данные проблемы (пр: социальное неравенство, как относиться к другим- чужим).

Общая черта:

• у религии и философии формируется общая задача: сформировать психологическую и интеллектуальную готовность человека к сложности и многообразию мира, идейно адаптировать к этому миру и его изменениям, превратить в ценность. Сформировать новое мировоззрение (учение о некоторых целях, на которые должен опираться чел и общества). Религия и наука должны сформировать мировоззрение (но в науке такого нет, наука говорит о том, что есть и чего нет. Не говорит о том, что должно быть). Сходство в попытке формулировать мировоззрение. (твой мир теперь будет таким, научись в нём жить).

• Критикуют житейский опыт человека (здравый смысл) и задача — показать границы житейского опыта. Задача философии и религии — показать ограниченность жизненного опыта. Критика эгоцентризма — убеждение, что все видят мир также, как и я. С другими формами культуры тоже надо налаживать контакты. Неспособность посмотреть на мир глазами других. Также и во времени — тип все так жили и так будут жить. Критика за скептицизм и пессимизм — сомнения в надёжности любых знаний и ценностей. Абсолютизация изменчивости. Всё относительно. Идея меры — не впадать в крайность- умение руководствоваться определёнными учениями или взглядами на мир. Пример: Виктор Франко — создатель гуманистической психологии- в концлагере могли выжить: комунисты, аристократы и верующие. У них были идеи (ну по сути можно вспомнить Гроссмана и Иконников, Мостовский). Концепция давала ответы на вопросы, модели ответов на все возможные ситуации. В христ-ве идея испытаний, коммунизм — Мостовский.

Различия:

• определяющая способность в религии — умение верить. Без доказательств фактами и рассуждениями. Религия вводит особый объект веры — Бог. То, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Пытается нашу логику применить к другой логике- вне наших человеческих способов мышления.

Для философии определяющей способностью человека является разум. Все основные положения достигаются путём рассуждения и доказательности. Философ не получает истину в готовом виде (как пророк). Философ должен уметь доказывать. В основе лежит принцип рациональности. Следствие: с точки зрения религии, там, где разум не может ответить на вопросы- он должен уступить место вере. С точки зрения философии — если разумне может ответить на вопрос, значит, этот вопрос не имеет смысла или неправильно сформулированы. Особенности философской рефлексии: разум возлагает определённые требования. Нужно различать вопросы: осмысленные (есть положит и отриц ответы) и бессмысленные вопросы (их существование с точки зрения разума оспаримо или вообще не существует). - пример: есть ли цель у истории? Историю создаём мы. История — специфический способ осмысления деяний. Смысл зависит от нас. Возможность ставить вопросы и получать овтеты вытекает из осознания границ человеческого знания. Задача философии — рефлексия, что нам по силам, как человеческим существам. Если люди или культура задаёт вопросы, выходящие за пределы человеческой возможность — следует искать не ответы, а причины, побуждающие людей задавать такие вопросы. Люди выстраивают свою картину мира, забывают об этом авторстве и думают, что мир так и устроен. Потом начинают задавать вопросы и искать на них ответы, но забыли, что сами создали систему на мир. пр- есть ли цель у мироздания? Цели есть только у людей. Вопрос бессмысленный.

Место возникновения философии — древняя греция 7-6 в д н э. В средние века философия — служанка религии. Была для религии. В европе начиная с 17 в философия освобождается от религии- секуляризация сознания. С этого времени философия — основа мирооззрения западной цивилизации.

 Специфика философии — условия возникновения:

• возникновение в городской среде- все мировоззрения возникают в городах. Торговцы, ремесленники, протоинтеллигенция. Особенности социальной жизни- постонное возникновение нестандартных ситуаций, разработка методологии решения, а не опред решение. Особый политический строй — республики,и которые построены на условиях демократии. Пример: Аристотель «риторика», «логика». Ораторское искусство возникает в республиках и умирает в империях.

Религия опирается на веру. Философия опирается на разум и не вводит недоказуемые объекты.

Отличия философии и религии:

• религия — учение о 2х мирах: имманентный (есть чувственный опыт) и мир трансцендентный (находится за пределами человеческого опыта). Т. Мир сегда выше, чем имманентный мир, провозглашение иерархии миров. Философия приходит к отрицанию Т. Мира. И провозглашает идею единства мира. Вводит разум как единственную доказательную силу. Религия как базис вводит идею спасения смысла человеческого существования (христ-во и будд), идея посмертного существования. Имманентный мир как средство к спасению. Философия отрицает Т. Мир — все возможные цели чела лежат в имманентном мире. 18-20 века — мучительные поиски целей чела в этом мире.

• Европ философия — основные инструменты для достижения чел целей является рост знаний и рост технологий. Все цели человека лежат в это мире- вот почему рефлексия по поводу знания и техники являются одной из задач светской философии и общ-ва. Философия провозглашает идею свободы как хар-ку, опред человеческое существование. Чем больше философия отрицает получение полное окончат знания, тем больше обосновывает идею свободы. Свобода — право выбора человека. История — осмысление опыта.

История Философии.

Философия возникла в греции. Много философов: Платон (427-347 д н э),Аристотель (384-322)- создатель учения об идеях. Наше видение мира предопределено идеями. Мир таков, какие есть базисные положения нашей культуры. Современная философия — эпоха нового времени и просвещения. Осн фигуры: Френсис Бэкон (1561-1646), Томас Гоббс (1588- 1679). направление сенсуализм — опыт = базисный источник наших знаний. Наука как способ познания мира. Рене Декарт (1596- 1650) — разум= источник наших знаний= рационализм.

Девид Юм. 1711-1776г. Основатель скептицизма (агностицизма)- сомнение в достоверности любого знания. Критика всех обоснований и всех доказательств.

И. Кант 1724-1804. совершил «переворот» (подобный копернику) показал активную роль познания субъекта. Познание не только копирование, не только пассивное восприятие мира. Человек — создатель знания (типо разработчик конструктивизма).

В России. Владимир Соловьёв 1853-1900. русская религиозная философия.

Пример анекдот с верблюдом: англичанин — едет и смотрит, фр — сомневается в верблюде, немец — в кабинете создаёт верблюда.

Классификации.

• Советская философ лит-ра. Правильная классификация от Фридриха Энгельса 1820-1895. Людвиг Феер Бах и конец немецкой классической философии. В 1885 году написал. Основной вопрос философии (считал, что он есть). Все философы — материалисты (первична материя, а дух вторичен, производен) и идеалисты (первоначально был дух и разум, которые всё и произвели. Отголосок религии). Считали, что идеалисты — сторонники реакционных начал, а материалисты — сторонники прогресса. Чем дальше развивалась мысль стало осознаваться, что классификация оч узкая и не охватывает другие эпохи и культуры.

• В отеч лит-ре принято классическая и неклассическая лит-ра. Классическая философия до сер 20 века — убеждены в возможности получения абсолютной истины. Человеч разум может получить полное знание. Попытка сказать последнее и окончательное слово. Универсальная концепция мироздания, тяготела к построению систем. Оборачивался тоталитаризмом — право навязывать всех взгляды и идеи. Причина не психологическая, а убеждение человека в том, что он знает окончательную истину, идея навязать знание из благородных убеждение.

• С 19 века — неклассическая философия — всё знание, претендующие на абсолютную истину превышает возможности человека. Люди выдвигают и впадают в противоречие. пр- все вруг (есть уже противоречие). Следить за своим базаром-дискурс.

• В западной литре. Выделяют континентальую философию (европейская)- грм и франция и аналитическая философия (сша и англия). Основоположник Людвиг Витгенштейн (австриец, но в Англии). Бертран Рассел т1872-1970. Специфика аналитической философии: язык науки и внимание логике. Чисто научный язык и избегает образы и метафор. Континеттальная — философия социального мира, склонна строить теории, есть литературный язык как инструмент философии.

Традиции философии:

• герменевтика — учение об интерпретации, изучение текстов и их толкование. Ищет правильные толкования. Фигура — ганц Гаданер. 1900-2002г.

• Экзистенциализм — учение о существовании. Идея — существование предшествуют сущности. Нет изначальной сущности человека. Клчевые философы — А. Камю 1913- 1960, Сартр.

• Структурализм — Клод Леви- Стросс. 1908-2010. выявить скрытые системы нашего общества. Пример: Пропп «Морфология волшебной сказки» «исторические корни волшебной сказки»- трудная задача и решение, герой и борьба с противником. Сказки. внешнее разнообразие = несколько формул и структур.

• Критическая теория — комплекс идей, направленный на скрытие патологий современного индустриального общества. Скрыть тёмные (оборотные) стороны современной цивилизации. Осн представители — немцы: Теодор Адорио (1903- 1969)- франкфуртская школа, Генрих маркудзе (1858-1979) «одномерное общество», «эра специализаций».

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опровержение контраргумента | Понятие онтологии: картина мира эпохи Нового времени и Просвещения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1663 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.