Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Либертарно – юридический подход к аксиологии

Последовательное преодоление естественно – правовой концепции ведет не к позитивизму, а к иному подходу и форме юридического правопонимания. В рамках данного подхода наблюдается едиснтво юр аксиологии, юр онтологии, юр гносеологии поскольку в их основе лежит один и тот же принцип формального равенства. Данный принцип мы трактуем показывая, что есть права (онтология), в чем ценность права (аксиология), как познается право (гносеология). Право – есть формальное равенство, которое включает в себя формальную свободу и справедливость (онтология). В аксиологическом плане данная концепция позволяет утверждать, что речь идет о правовых, а не моральных, религиозных, ценностях. Правовые ценности в силу абстрактной всеобщности права носят всеобщий и общезначимый характер. Право в этом случае выступает как строго определенное выражение именно правовых ценностей. Такое понимание ценностей принципиально отличается от остальных, т.кпозитивисткая ценность права заключается в его общеобязательности, принудительном характере, а не всеобщности признания его справедливости, обеспечивающий равную свободу всем членам общества.

Данная концепция четко очерчивает специфику права. С позиций равенства, свободы должно оцениваться значение всех правовых феноменов и права в целом. Законы государства должны также подвергаться аксиологической оценке и не избегать этого. Право тогда будет выступать критерием правового содержания в законе и в государстве. Право выступает как цель для закона, для позитивного права и для государства. Степень воплощения этой цели в законе и государстве говорит об их правовом качестве. Таким образом, закон и государство должны быть ориентированы на воплощение требований права, так как в этом их цель и значение. Закон и государство ценны лишь как правовые явления, если они выражают произвол – значит, ценности не имеют. При таком подходе закон и государство значимы лишь на столько, насколько они причастны к праву. Цель права и государства можно сформулировать таким требованием – закон и государство должны быть правовыми – воплощен принцип формального равенства.

 


23. Философско-правовая теория познания.

 

Специфика философской теории познания

Теория познания – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможности познания, отношения знания и реальности. В теории познания исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В философии существует термин для обозначения теории познания – гносеология.

К вопросам познания обращаются и конкретные науки. Их цель – поиск закономерностей существования природы в тех или иных конкретных формах и достижение результатов научного поиска в виде конкретного знания. Цель философской теории познания – поиск всеобщих оснований знания, дающих возможность рассматривать его как нечто, выражающее истинное, реальное положение дел. То есть философская теория познания должна найти такую точку зрения и такие методы познания, которые дадут возможность называть полученное знание истинным. Термин "теория познания" ввел в философию шотландский философ Дж. Терьер в 1854 г.

Любая специальная научная теория относится к ограниченной сфере реальности и исходит из некоторых предпосылок, которые она принимает как данность (это может быть аксиома, теория, материалы предыдущих исследований, эксперимент и др.). То есть она отталкивается от конкретного материала. В отличие от специальных наук философская теория познания никогда не опирается на аксиомы, она всегда стремится к анализу предпосылок знания. Именно поэтому она не может строиться как обычная теория. Поиск предельных оснований идет непрерывно и это приводит к тому, что в философской теории познания существует возможность различной трактовки знания и оснований знания. Они оформляются в концепции рационализма и эмпиризма, интеллектуализма и интуитивизма, скептицизма и догматизма и т.д. Постановка проблем познавательного процесса и различная их интерпретация предстают как анализ, обсуждение трудностей поиска и преодоление заблуждений и ошибок на этом пути.

Поэтому теория познания ближе по смыслу в содержательном плане не к строгой доказательной теории, а к учению. При этом в одних учениях какие-то проблемы оказывались более важными, в то время как в других концепциях эти же проблемы оказывались где-то на втором плане. Так, для одних концепций нет ничего важнее чем поиск методов подлинного знания, для других – выявление критерия истинности знания и т.д. Проблемы, обсуждаемые в одних концепциях, снимаются как ложные, бессмысленные в других.


24. Естественно-правовая гносеология.

 

Гносеология – философская дисциплина, изучающая человека в процессе познавательной деятельности. Для всех юридических дисциплин объект один – государственно – правовая действительность. А предмет познания разных: для ТГП – основные закономерности возникновения, развития государства и права, для философии права – соотношение и различение права и закона в их единстве. Гносеология исходит из решения основного философского вопроса – что первично материя или сознание? По материализму – сознание первично, материя вторична. Цель разума – познание истины. Познание права неисчерпаемо, т.к истина неисчерпаема.

Гносеология – философское учение о познании.

Предметная сфера правовой гносеологии – это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естественно – правовая аксиология | Естественно – правовая гносеология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 123 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2457 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.