Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (1795 – 1829)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера А.С. Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя.
«Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы. Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Широкий обобщающий смысл образов комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Теория литературы. Развитие понятий о драме как роде литературы, комедии, диалоге и монологе, сатире.
Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783 – 1852)
Жизнь и творчество. (Обзор). Основные этапы его творчества.
«Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении.
«Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» – пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Понятие об элегии.
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837)
«Деревня», «К Чаадаеву», «Арион», «К морю», «Я вас любил…», «На холмах Грузии…»; «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…», «Бесы», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пророк», «Анчар», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…» (6-8 стихотворений по выбору учителя).
Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного.
Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"), тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"), философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил…"), тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Россия и пушкинская эпоха в романе. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика – А.А. Григорьев; «почвенники» – Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
Теория литературы. Понятия о романе в стихах, онегинской строфе (начальные представления), мотиве в лирическом произведении. Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1852)
«Парус», «Когда волнуется желтеющая нива», «Смерть Поэта», «Родина», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи – значенье...», «Предсказание», «Нищий», «Я жить хочу!...» и другие стихотворения поэта (по выбору учителя). «Герой нашего времени».
Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах.
Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи – значенье...». Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно».
Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».
Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»).
Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю. Лермонтова в критике В.Г. Белинского.
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.
Теория литературы. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали.
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852)
Жизнь и творчество (Обзор).
«Мертвые души» – история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.
Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823 – 1886)
Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 – 1904)
Слово о писателе.
Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.
«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА – 16 ч
Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе ХХ века. Ведущие писатели ХХ века.
Иван Алексеевич БУНИН (1870 – 1953)
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Из русской поэзии XX века.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии ХХ века.
Александр Александрович БЛОК (1880 – 1921)
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895 – 1925)
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930)
Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Прощанье», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ (1891 – 1940)
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА (1892 – 1941)
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Анна Андреевна АХМАТОВА (1889 – 1966)
Слово о поэте.
«Стихи о Петербурге», «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Я спросила у кукушки...», «Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю», «Что ты бродишь неприкаянный...», «Муза», «И упало каменное слово», «Пушкин», «Клятва».
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ (1903 – 1958)
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905 – 1984)
Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе.
«Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера. Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа. Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.
Теория литературы. Понятие об образе повествователя. Развитие понятия о композиции произведения.
Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890 – 1960)
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910 – 1971)
Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом», «Когда кремлевскими стенами...», «Кому другому...», «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН (1918 – 2008)
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).