В обучении планируется использовать следующие образовательные технологии:
— РКМ (развитие критического мышления);
— эвристического обучения А. Хуторского;
— ТРИЗ;
— здоровьесбережения;
— поэтапного формирования умственных действий;
— дифференцированного подхода в обучении;
— исследовательской деятельности;
— создания творческих проектов;
— личностно-ориентированного обучения;
— проблемного обучения;
— развития творческих способностей;
— ИКТ;
— педагогики сотрудничества;
— самодиагностики результатов обучения.
Распределение учебных часов
На изучение курса литературы отводится 99 учебных часов. Из них:
— на развитие речи – 4 ч;
— на уроки внеклассного чтения – 3 ч;
— на контрольные тестовые работы – 4 ч;
— на контрольное сочинение – 3 ч;
— на изучение литературы родного края – 2 ч;
— на текстуальное изучение произведений – 83 ч.
Виды и формы контроля образовательных результатов обучающихся
Промежуточный:
— пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица);
— устный монологический ответ;
— выразительное чтение (в т.ч. наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода;
— составление простого или сложного плана по произведению, в т.ч. цитатного;
— составление характеристики по заданным критериям;
— сообщение, реферат;
— викторина, игра.
Итоговый:
— сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода;
— тестовая контрольная работа, включающая задания закрытого типа, открытого типа, на установление соответствий, на установление последовательности, ситуативные задания и направленные на проверку усвоения обучающимися теоретико-литературных понятий и основных сведений об историко-литературном процессе, биографиях писателей, содержании изучаемых произведений;
— творческий зачет, защита проектов.
Основное содержание программы
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч
Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Соотношение мировой и русской литератур. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).Понятие об истории литературы. Развитие понятий о художественной литературе. Литературный процесс. Историко-литературный процесс. Мировая (всемирная) литература. Национальная литература. Художественная литература. Словесный образ. Культурный диалог.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ч
Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная церковная литература.
Переводная светская литература: сборники афоризмов («Пчела»), естественнонаучные произведения («Шестоднев»), исторические хроники и повести («Александрия»).
Оригинальная светская литература. Выдающиеся памятники древнерусской письменности: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати», Иллариона, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Поучение Владимира Мономаха» и другие. Основные периоды развития древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…». Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык «Слова…». Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. Единство содержания и формы художественного произведения. Личность автора в произведении. Ритмическая проза. Система жанров древнерусской литературы. Богослужебная литература и ее жанры. Воинские повести. Хождения, Жития. Канон. Периоды развития древнерусской литературы.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА – 8 ч
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители во французской литературе).
Особенности русского классицизма (культ просвещения, гражданская направленность, патриотический пафос, назидательность, интерес к исторической тематике). Реформа литературного языка и стихосложения. Выдающиеся писатели-классицисты и основные жанры их творчества (ода (М.В. Ломоносов, Р.Г. Державин), комедия (Д.И. Фонвизин), сатира (А.Д. Кантемир), трагедия, басня (М.В. Сумароков)).
Теория литературы. Понятие о классицизме как художественном направлении. Прозаический роман. Повесть. Комическая опера. «Слезная» драма. Сатира. «Высокие» жанры. «Низкие» жанры.
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Содержание оды и особенности русского классицизма.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743 – 1816)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике.
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович КАРАМЗИН (1766 – 1826)
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».
Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).