Основная цель: развитие классного коллектива; формирование положительного психологического климата, сплочение коллектива
Ролевая игра «Билет с острова»
Участники: от 9 человек до 30 человек.
Время: 15-30 минут.
Материалы: «билеты» на корабль – цветные листочки, в 2-3 раза больше, чем участников в группе.
Из группы выбираем 2-4 участников (по желанию); они будут капитанами. Тренер с капитанами выходит из аудитории и дает им инструкции.
Инструкции капитанам: вы – капитаны. Вы причалили к острову на своих кораблях. У вас есть все, что нужно, вы не нуждаетесь ни в помощи, ни в деньгах, ни в чем бы то ни было! Остальные участники будут подходить к вам и проситься на корабль. Вы берете, независимо от их предложений, каждого третьего. Результатом того, что вы берете к себе на корабль участника, будет ваш билет, который вы отдаете участнику (тренер заранее подготавливает билетики из бумаги 2-х разных цветов). Можно подойти творчески и, например, подготовить вырезанные якоря или что еще.
После инструкция тренер с «капитанами» возвращается к остальным участникам.
Инструкции участникам: все вы потерпели кораблекрушение во время совершения круиза вокруг света 2 месяца назад. Теперь вы живете здесь – на необитаемом острове. У вас сложился свой быт, однако, каждому из вас очень хочется вернуться домой. Все попытки построить корабль, плот и т.п. заканчиваются неудачей. 2 дня назад вы обнаружили на острове просыпающийся вулкан... И тут – о чудо! К вашему острову пристает 2 корабля. Ваша задача убедить капитанов взять на корабль именно вас («продать» себя капитанам, провести самопрезентацию). При этом подходить к капитанам можно сколько угодно раз, предлагать абсолютно любые услуги, подарки, давать любые обещания. Нужно, чтобы вы получили не 1, а как можно больше «входных билетиков» на корабль.
Во время игры тренер следит за временем. Подгоняет, если нужно участников (через 1 минуту корабли уплывают, вулкан просыпается и т.п.)
Итог: сравниваем у кого больше билетов. Спрашиваем, почему, как вы думаете, у вас больше\меньше\нет ни одного? Что помогло\мешало вам их получить? Какие предложения заинтересовали капитанов больше всего? и т.п.
Ролевая игра «Инопланетяне на сельском рынке»
Игра может проводиться как демонстрационная на группу, можно разбить всю группу на пары. Один из пары – покупатель, другой – продавец. Покупатель и продавец получают свои роли на карточках.
Карточка покупателя: Вы – посетитель сельского рынка, где продается всякая всячина. На рынке продаются овощи, мясо, рыба, птица живая и общипанная. У вас есть 1 кг золотого песка. Вы не знаете, как перевести стоимость продукции в золотой песок, который у вас есть.
Информация о вас: Вы – инопланетянин.
Вы прилетели на планету, чтобы собрать образцы флоры и фауны. Вы ограничены во времени – у вас есть всего 1 час и вы можете увезти на корабле не более 2 кг образцов. Вам необходимо собрать как можно больше образцов. Вы выглядите так же, как и земляне, понимаете речь и можете разговаривать.
Важно: Вы не разговорчивы и на все вопросы отвечаете коротко. Сами вы ничего не рассказываете, отвечаете только на те вопросы, которые задаются. Там, где вопрос дает возможность неопределенного ответа, вы отвечаете неопределенно, хотя – правдиво (в соответствии с инструкцией). Если вам предлагают нечто, что не подходит вам, то вы склонны не давать категорического отказа, скорее – покачаете головой.
Карточка продавца: Вы – фермер сельского рынка. Вы привезли на рынок 2 петухов, яйца, корзину яблок и зелень. Вы находитесь в хороших отношениях с другими продавцами рынка и можете одалживать у них ту продукцию, которой у вас нет на прилавке. Вы общительны, любите поговорить «за жизнь». Вы готовы продать все, что у вас есть по сходной цене.
Упражнение «Сказка в шесть кадров»
Цели:
- отработать с группой сразу несколько умений:взаимодействие с партнером, структурирование текста, использование мимики и жестов;
- рассмотреть на практике и проанализировать стиль межличностных отношений в группе и ответственность лидера за их эффективность;
- дать возможность участникам проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;
- попрактиковаться в работе над групповой задачей, эффективно используя вклад каждого члена команды.
Размер группы: достаточно большой, разделяется на малые группы (по 5-7 человек).
Ресурсы: желательно, чтобы каждая подгруппа могла поработать в уединении, а потому нужны либо смежные с учебным классом помещения, либо большое пространство, позволяющее подгруппам работать автономно, не мешая друг другу. Могут понадобиться бумага и ручки для каждой подгруппы. Хорошо также, если тренер подготовит для показа итогов работы элементы сценической одежды (шапки, шляпки, куски ткани, жакеты, юбки), парики – хотя бы минимальный реквизит. Это сделает показ гораздо более эффектным и интересным.
Время: 45-60 минут.
Ход упражнения
Суть задания такова: берется известная сказка и определяются ее сюжетные узлы, т.е. места действия, которые наиболее важны и являются сюжетообразующими.
Возьмем, к примеру, «Красную шапочку». В ней мы обнаружим шесть таких узлов (именно поэтому упражнение и названо сказкой в шесть кадров, хотя есть и другие, гораздо более длинные и сложные истории, где шестью сюжетными узлами мы никак не обойдемся!)
Но вернемся к «Красной шапочке». Каковы сюжетные узлы сказки?
Мама отправляет Красную Шапочку к Бабушке.
Красная Шапочка встречается в лесу с Волком.
Волк попадает в дом Бабушки.
Волк съедает бедную Бабушку.
Волк пожирает Красную Шапочку.
Охотники убивают Волка и освобождают персонажей (торжество справедливости!).
Художники, иллюстрирующие сказки, изображают, как правило, на страницах книг именно сюжетные узлы того или иного произведения. Потому что здесь – напряженное действие, конфликт, а не простое описание.
Теперь вы должны будете сыграть сказку. Но играть ее нужно особенным способом: без движений и слов. Представим сказку как серию рисунков к ней или фотографий, т. е. каждая иллюстрация -это застывшая сцена, остановленный фрагмент действия. Тогда, увидев картинки одну за другой по порядку, мы как будто прочтем всю сказку от начала до конца.
– Скажите, пожалуйста, наши сцены будут играться в движении? – обращаемся к участникам тренинга.
– Нет!
– Вы сможете общаться между собой, разговаривать, спорить? – продолжаем проверку понимания упражнения.
– Нет!
– Как же зритель сможет разобраться в том, что происходит на сцене, каковы взаимоотношения героев?
Тут-то и начинается совместное размышление.
Даже в стоп-кадре, который мы будем называть английским словом «фриз» (заморозка), мы можем сохранить иллюзию движения. Для этого ваши фризы должны быть динамичными – как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия! Все позы, жесты должны быть максимально выразительными.
Мимика – вот второй ваш помощник. Нейтральное, ничего не выражающее лицо не несет зрителю информации. Эмоции героя, его отношение к происходящему мы обязаны выразить лицом-маской.
Мизансцена, т.е. картинка, которую выстроит группа, должна быть внятной и четкой. Для этого всегда нужно помнить о зрителе.
СТАРАЙТЕСЬ «РАБОТАТЬ НА ЗАЛ» ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство площадки тренинга, не скучиваясь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.
Прежде чем начать работу над постановкой картин, предлагаем участникам следующий порядок работы.
Обсуждаем количество сюжетных узлов-картинок в сказке.
Определяем количество действующих лиц. (Выясняем, кто из героев действует на протяжении всех сцен, а кто появляется лишь в части из них. При необходимости решаем, кто из участников тренинга будет играть несколько ролей в разных сценах.)
Все те, кому не досталось ролей, все равно участвуют в картинке-фризе. Они исполняет роли зверей, предметов, деревьев и т.д.
Выстраиваем кадры-фризы по очереди, один за другим. Запоминаем мизансцены. Шлифуем мимику, жесты. Отрабатываем четкость и быстроту перехода от сцены к сцене.
...После 20-30 минут репетиций приглашаем группу (или группы) на сцену. По команде «фриз!» участники застывают в первом кадре-сцене. Вместе со зрителями (это группы, ожидающие своей очереди) обсуждаем картинку. Пытаемся определить, какую роль исполняет каждый из актеров. Обращаем внимание на выразительность и точность мизансцен. По хлопку ведущего группа перестраивается на следующую картинку. Вновь команда «фриз!» и разбор.
Когда показ закончен, аплодисментами благодарим группу за спектакль и приглашаем "на площадку следующую группу с ее вариантом сказки без слов.
Завершение
На самом деле это упражнение универсально. Работая с тренинговой группой, в рамках этого задания вы можете рассматривать эффективность невербального общения, можно использовать «Сказку в шесть кадров» для развития и тренировки спонтанности и творческого воображения. В рамках лидерского тренинга нас, естественно, будет больше всего интересовать то, как участники решали проблемы коммуникации, как (подспудно, без всякого нажима с нашей стороны!) группа работала как КОМАНДА, насколько эффективным было именно групповое взаимодействие.
Упражнение «Пессимист, Оптимист, Шут»
Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.
Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, – только факты и действия.
Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).
Тренер зачитывает в группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.
Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием – пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.
Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.
После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Игра «Две группы»
Цель: развивать лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе.
Размер группы: желательно небольшой. Группа 8-15 человек идеальна.
Ресурсы: не требуются.
Время: 15-30 минут.
Ход игры
Это задание помогает участникам развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков – доброволец – выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом – нет. Или в одной группе – те, у кого на руке есть часы, в другой – участники без часов...
После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать «картинку» и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.
На продвинутом этапе тренинга можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов и т.п.
Упражнение «Личный багаж»
Цели:
- развивать способности составления психологического портрета человека;
- осваивать активный стиль общения и развивать в группе отношения открытости и партнерства;
- помогать членам группы преодолевать внутренние барьеры, неуверенность, скованность.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: бумага и ручки для всех игроков.
Время: в зависимости от количества участников.
Ход упражнения
Группа уже немало времени провела вместе. Вы познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж.
Мы будем собирать рюкзак вместе. При этом договоримся: класть в него не вещи, а личные качества товарища. Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать. Что положит в рюкзак товарища группа?
Есть у этой игры еще несколько правил.
Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.
Второе: мы не можем положить в рюкзак качество характера, за которое не проголосовала вся группа. Даже один человек из вас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в багаж вашего товарища.
Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем собранному в дорогу игроку.
Завершение
Что вам понравилось в игре?
Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа? Какие вещи, данные вам в дорогу группой, явились для вас неожиданностью?
Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Что из багажа вы хотели бы все же оставить?
Игра «Один день из жизни»
Количество игроков: от 6-8 до 15-20
Упражнение проводится в кругу.
Время – от 15 до 25 минут.
Основные этапы игры следующие:
1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию «фотомодель».
2. Общая инструкция: Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника – фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – скандал – урок – отличники – звонок – дом – постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным «ради хохмы», дурацким существительным) испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.
3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков мало (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.
4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?).
Упражнение «Мозаика»
Цель: повышение групповой сплоченности, успешности групповой работы.
Взять пазл, не показывая картинки того, что должно получиться, разделить наугад элементы пазла между 3-4 участниками группы и дать задание на время – сложить картину, при этом переговариваться нельзя, пользоваться можно только своими кусочками пазла.
Игра «Встречают по одежке»
Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».
Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.
Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы:
Что помогло догадаться о содержании надписи на карточке?
Что мешало понять содержание надписи на карточке?
Какие самые тонкие и остроумные высказывания или вопросы звучали в адрес владельцев карточек?
Игра «Ближе – Дальше»
Цели игры:
- получить представление о психологической структуре группы по принципу принятия-непринятия и сверить его со своими представлениями;
- научиться критически относиться к результатам игры;
- научиться объективно и достойно воспринимать психологически неблагоприятную информацию.
Ведущий разъясняет, что у каждого из участников игры есть свое представление о структуре группы с самим собою в центре. Оно может совпадать с представлением одних и отличаться от представления других. Ведущий просит одного из участников расставить всех остальных вокруг себя на определенном расстоянии и с учетом того, где, по его мнению, удобнее стоять каждому члену группы, например, к кому ближе, от кого подальше. Затем ведущий просит поднять руку всех, кто не согласен с указанным ему местом.
Обсуждение: проводится путем обмена мнениями между теми участниками, которые не согласны со своим местом; обращается внимание на то, кто с кем был не согласен и по каким мотивам.
Игра «Скрытый мотив»
Цель игры: научиться понимать проблему собеседника, открыто им не высказываемую.
Игра проходит в парах. Ведущий вручает каждому из них карточку с текстом, состоящим из трех частей.
Посвящена общему описанию ситуации, зачитывается до начала разговора; в ней подчеркнута роль, которую будет играть обладатель карточки.
Содержит текст, который обладатель карточки будет открыто говорить своему партнеру.
Излагает истинную причину поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать.
Задача второго участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, – понять истинную позицию собеседника. Для достижения этой цели он использует уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника и т.д. В его задачу вовсе не входит решать проблему собеседника, необходимо только понять, в чем дело. В каждой паре состоится два разговора: сначала один из участников будет разбираться в проблеме другого, потом – наоборот.
Примеры текстов карточек:
Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в санаторий. Мать (отец) живет вместе с семьей сына (дочери).
Мать (отец) отказывается, говоря что семье сына (дочери) будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.
На самом деле у матери (отца) появился новый знакомый (знакомая), с которым (которой) мать (отец) расставаться сейчас вовсе не желает.
Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.
Он говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.
На самом деле он считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и поэтому решил уволиться.
Заведующий кафедрой написал заявление ректору академии с просьбой освободить его от обязанностей заведующего.
Он объясняет, что хочет сосредоточиться на написании и издании учебных пособий для студентов.
На самом деле он не хочет работать с начальником учебного отдела, который ведет себя с ним казенно-бюрократически, авторитарно и недоброжелательно.
Обсуждение: все по очереди обмениваются результатами беседы -удалось или не удалось понять проблему другого. Насколько использование в беседе приемов активного слушания помогает разобраться в скрываемой партнером проблеме.
Игра «Министры и конструкторы»
Цель игры:
- установить зависимость продолжительности общения от личного обаяния;
- научиться определять и развивать личностные ресурсы влияния на собеседника.
Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга. Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы», придумавшие «летающие» велосипеды и обратившиеся к «министрам» с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача «конструкторов» – убедить «министров» принять нужное им решение. Задача «министров» – по возможности заявку отклонить или потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов. После завершения первой части игры стороны меняются ролями.
Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы:
Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и убеждать или принимать «министерское решение»?
В каких случаях отказывать было сложнее?
Как звучал самый примитивный отказ?
Как выглядел самый блестящий отказ?
В чем особенность внутригруппового взаимодействия обеих сторон в обеих ролях?
Что помогало (или, напротив, мешало) реализовывать поставленные задачи?
Игра «Конфликт в транспорте»
Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.
В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди. Участников игры - трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.
Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:
Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?
Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?
Какие чувства испытывали играющие?
Чей способ решения проблемы самый успешный?
Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?
Игра «Узкий мостик»
Цель: Упражнение выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать различные стратегии поведения в ней: конкуренцию, сотрудничество, компромисс, приспособление.
Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров.
Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».
Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».
Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т.п.) длиной не менее 3-х метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией.
Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Какие в принципе есть способы «разойтись на узком мостике»? Чем «упавшие в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто, прежде всего, стремился помочь партнеру.
Упражнение «Последний герой»
Цель: оценка собственной толерантности, психодиагностика.
Время: 30 минут.
Материалы: Карточки с ролями для двух групп.
Ход упражнения:
Выбирают десять добровольцев (1-я группа).
Члены 1-й группы выходят с тренером из комнаты и получают роли и инструкцию.
Оставшиеся участники (2-я группа) становятся в круг и тоже получают роли и инструкцию.
Игровое время.
Обратная связь.
Задание:
1-я группа: «Вы – пассажиры корабля, получившего пробоину; на обломках корабля вы подплываете к красивому острову, который оказался неподалеку, – здесь вам, возможно, придется остаться надолго. Ваша задача попасть на остров, т.е. в круг. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием роли себе на грудь); в роль необходимо вжиться и вести себя в соответствии с ней. Каждый сам решает, каким образом он пройдет в круг. Объединяться нельзя».
2-я группа: «Вы – жители острова, ваши предки жили тут с незапамятных времен. На острове у вас есть все, что нужно, вы не голодаете, но и не имеете излишков. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием своей роли себе на грудь), вам хорошо и дружно вместе. Но вот на ваш остров приплыл корабль, и, возможно, его пассажиры захотят остаться здесь. Каждый из вас решает сам, пустить кого-нибудь на остров или нет».
Участники 2-й группы поворачиваются спиной к центру круга и сцепляются локтями. Тот, кто принял решение кого-нибудь пропустить, разворачивается лицом в центр и не участвует в дальнейшей игре. При этом если «островитяне» не согласны с его решением, они могут «прогнать» своего соседа с острова (расцепиться с ним, вытолкнуть его за пределы круга и вновь сомкнуться).
Примеры ролей для пассажиров:
домохозяйка
матрос
потребитель наркотиков
судья
коммивояжер
секс-работница
капитан корабля
школьник из маленького города и другие
Примеры ролей для островитян:
холостой фермер
школьник
пенсионер
многодетная мать
судья
дворник
полицейский
глава муниципалитета и другие.
Тренер наблюдает за ходом игры.
Обсуждение:
Тренер задает вопросы:
Что чувствовали:
а) пассажиры, проникшие в круг;
б) пассажиры, оставшиеся вне круга;
в) островитяне, которые пропустили кого-то из потерпевших крушение;
г) островитяне, не пропустившие пассажиров на остров;
д) островитяне, которых «выгнали», и те, кто «выгонял».
Как и какие изменения происходили в жизни на острове? С чем это связано?
Ожидаемые результаты: Участники увидят модель реального отношения общества к маргинальным группам.
Упражнение «Интервью»
Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача – подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.
Игра «Машина с характером»
Цель: сплочение группы.
Время проведения: 20 минут.
Этапы игры:
Расскажите о целях игры. Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать.
Попросите одного добровольца (игрок №1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами».
Когда игрок №1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.
Игрок №2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок №1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок №2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок №1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку №1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох».
Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.
Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.
Обсуждение игры:
Смогла ли группа создать интересную машину?
Функционировала ли машина некоторое время без перебоев?
В какой момент вы стали деталью машины?
Как вы придумали свои действия?
Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы?
Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?
Трудно ли было разобрать машину?
Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?
Варианты:
Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т.д.
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.
Предложите участникам игры выбрать себе профессию: (врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).
Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.
Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.
Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.
Упражнение «Телефакс»
Цель: проработать умения активного слушания.
Это упражнение похоже на игру «Испорченный телефон», но в ней есть своя изюминка.
Время проведения: 15 минут.
Подготовка:
Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.
Этапы игры:
Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний - карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).
Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.
Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!». После этого можно сравнить обе карточки.
Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.
В конце игры обсудите несколько вопросов:
Слаженно ли работала команда?
Как можно было повысить эффективность работы?
Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?
Варианты:
Игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова: «да», «нет», «алло», «ура» и т.д.
Приложение 6