Мир – это духовный порядок, самовыражение единой знающей, чувствующей и волящей Высшей Духовной Силы. Весь мир, состоящий из различных сил, различных видов сознательных и бессознательных ограниченных существ, различных форм переживающих субъектов и переживаемых объектов, различных физических, биологических и разумных феноменов, во всем своем изумительном многообразии порожден, поддерживается, развивается и в конечном счете растворяется и объединяется в единой Высшей Духовной Силе. Таким образом, это игра самораспространения, осуществляемая во множестве пространственно-временных взаимозависимых форм бесконечно-вечной самоосознающей Силы Абсолютного Духа. Все события мира служат вечному самоудовлетворению этой Высшей Силы. Происходя из единой Высшей Духовной Силы, существуя в ней и для нее, сложная космическая система очевидным образом должна рассматриваться и оцениваться по существу, как прекрасный и возвышенный духовный порядок, как космическое воплощение Шивы, Абсолютного Духа. Такую величественную концепцию мира хранят и проповедуют просветленные йоги школы Горакхнатха. В данном отношении их точка зрения совпадает со взглядом просветленных учителей шактийской тантрической школы. Йоги медитируют на Высшую Духовную Силу Шивы и преданно поклоняются ей как Матери Вселенной.
Высшая Духовная Сила, разворачивающаяся в целую Вселенную, была названа Маха-Кундалини-Шакти. Таким образом, с одной стороны, мировой процесс представляет собой самораспространение Маха-Шакти, а с другой – самосокрытие духовного характера, присущего Маха-Шакти. Поскольку она развивает изнутри себя все более низкие уровни пространственно-временного существования и проявляется в виде все более низких ментальных, жизненных и материальных сил, постольку ее истинный характер как самосознающей и самонаслаждающейся Божественной Силы, пребывающей в вечном союзе с Абсолютным Духом, все более скрывается за этими проявлениями. В материальном мире мы испытываем воздействие разных механических, химических, магнитных, электрических и прочих сил, в то время как единая Духовная Сила, благодаря которой они развиваются, поддерживаются и направляются, скрыта ими от нашего внимания. Точно так же в мире живых существ мы обнаруживаем действие витальных и ментальных сил наряду с физическими, и все они скрывают от нас Высшую Духовную Силу, которой они обязаны своим существованием, будучи лишь ее проявлениями. Как представляется, Божественная Маха-Шакти, оставив мироустройство под управлением этих низших сил, наслаждается глубоким сном «за сценой» – в основании космической системы. Вечно активная Маха-Кундалини кажется спящей и отделенной от своей Души и Господа, Абсолютного Духа.
В действительности мы приходим к такому выводу из-за нашего невежества или духовной слепоты, вот почему Божественная Маха-Шакти кажется спящей, бездействующей или безразличной к делам мирового порядка. Перед просветленным взором мaха-йогов Maха-Шакти всегда активна, бдительна, спокойна и раскрыта, она наслаждается собой во всех силах и явлениях своего космического воплощения. Маха-йоги постоянно чувствуют ее всепронизывающее и всеозаряющее духовное присутствие. Переживание присутствия Maха-Шакти вызывает также ощущение великолепного присутствия Шивы, Абсолютного Духа, ее самосияющей Души и Господа. Йога – самый эффективный метод достижения духовного видения, ее часто описывают как метод пробуждения (садхана) Божественной Маха-Шакти ото «сна» в глубине Вселенной.
Согласно йогической системе, Maха-Кундалини-Шакти трансцендентна и находится в вечном блаженном единстве с Высшим Духом, Шивой, представляя собой динамический источник феноменальной Вселенной, которая реализуется внутри человеческого тела (Вьясти-Пинда). В своем индивидуальном существовании мы обычно ощущаем на себе воздействие очень многих физических сил наряду с жизненными и психическими силами, поэтому мы не чувствуем присутствия Духовной Силы, которая выступает реальным источником их проявления на низших планах. Духовная Сила кажется спящей позади всех явлений, в самом их основании. Пока не пробуждено наше духовное сознание и нами управляют всяческие физические силы, жизненные убеждения и ментальные импульсы, Божественная Сила остается спящей и инертной внутри нас. Духовное сознание должно быть пробуждено и активизировано, а посредством эффективных методов дисциплины мы способны обрести силу, позволяющую проникать через завесы сил низших планов бытия, чтобы реализовать Maха-Шакти, которая является Матерью и Кормилицей космической системы и вечно играет в замечательные игры со своими детьми, явно присутствуя во всем своем великолепии в каждом индивидуальном теле. Когда духовное сознание полностью озарено, тогда блаженный союз Шивы и Шакти, Абсолютного Духа и его динамической Духовной Силы, полностью реализуется внутри ограниченного и смертного психофизического организма. Символически процесс пробуждения духовного сознания описывается йогами как процесс пробуждения внутри тела Высшей Духовной Силы, Kундалини-Шакти.
Просветленные йоги и большинство религиозных учителей, благословленных духовным опытом высшего порядка, терпеливо разъясняют духовные истины и излагают опыт глубочайшей реализации в символической форме при помощи сравнений, метафор и поэтических образов. Непосвященные люди часто наслаждаются их творениями как всего лишь литературными шедеврами, но не в состоянии глубоко проникнуть во внутренний дух подобных высказываний. Им остается удовлетворяться поверхностными значениями глубокомысленных высказываний великих учителей.
Высшая Духовная Сила, явленная в обычной природе в форме ментальных, жизненных и физических возможностей, истинный характер которых не очевиден для нашего сознания, представляется как Змея, дремлющая в самой низшей точке центральной Сушумна-нади – в Муладхара-чакре. Описание дремлющей Змеи, ее местоположения и сопутствующих обстоятельств – все это имеет особое духовное значение. Процесс йоги предначен для того, что пробудить дремлющую Змею и заставить ее постепенно подниматься по очень тонкому проходу Сушумна-нади, проводя через чакры (букв. «колеса») и падмы (букв. «лотосы») – высшие центры духовного опыта до тех пор, пока Змея не объединится с Шивой в самой высшей точке Сушумны – в Сахасрара-чакре («колесе» с тысячей «спиц») и Сахасрадала-падме («тысячелепестковом лотосе»). Дремлющая Змея есть Кундалини-Шакти, которая находится в основании нашего существа и поддерживает наше существование, управляет жизнью и умом, но из-за загрязнений и непробужденности духовного сознания остается неявной в повседневной жизни. [3]
Сушумна-нади представляет собой путь соединения между спящей Кундалини-Шакти, отдыхающей в ее основании, и трансцендентным Шивой, сияющем в самом себе, пребывая в Сахасрара-чакре в ее высшей точке. Здесь становится очевидным объективное расстояние, созданное между Шивой и его Шакти в процессе ее самораспространения, саморазличения и самосокрытия. По существу, Шива и Шакти едины, и мы обнаруживаем естественное доказательство их союза даже при явном разделении. В природе Шакти заложено сильное желание воссоединения с Шивой, ее Душой и Господом, на высшем уровне трансцендентного бытия, хотя «во сне» эта тоска неосознана и неощутима. Сушумна-нади есть путь воссоединения Шакти с Шивой. Этот сияющий и прекрасный путь называют Брахма-нади, Брахма-марга или Йога-марга, и, проходя по этому чудесному каналу, Шакти освобождается от скрывающих ее сил, созданных ею самой, поднимается к высшим планам бытия, постепенно возвращаясь к своей истинной духовной природе, и достигает блаженного воссоединения с Абсолютным Духом.
Сушумна-нади, или Брахма-марга, – чудесный путь в центре психофизического организма, проходящий от самой нижней Муладхара-чакры до самой высшей Сахасрара-чакры, с низшего физического плана к высшему духовному плану, с уровня «спящей» Кундалини к уровню блаженного единения Шивы и Шакти, – подразделяется на несколько уровней, в центре каждого из которых есть тонкая чакра («колесо») и падма («лотос»). Чакры отличаются друг от друга количеством «спиц» (ара), а падмы – количеством лепестков (далс). Обычно перечисляют шесть чакр, особо выделяя наивысшую Сахасрара-чакру, которая располагается над всеми остальными. Эти шесть чакр таковы: Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддха и Аджна. В проекции на физическое тело они расположены, соответственно, следующим образом: в основании позвоночника, в корне органа воспроизведения, в области пупа, в области сердца, в области горла и в области межбровья. Следует помнить, что поверхностное описание лишь указывает на положение чакр, позволяет описывать их структуры и качества, однако оно предназначается для обычных непосвященных людей. Чакры суть различные центры опыта, полученного на высших планах несравненно прекрасной Сушумна-нади – на пути духовного прогресса, и их невозможно описать в терминах материальной реальности. Для того чтобы хоть как-то донести их смысл до непросветленного интеллекта простых ищущих, просветленные учителя йоги описывают их подобным образом. Серьезный ищущий должен проникнуть умом сквозь материалистические описания в их духовное значение. Как отмечалось, йоги не настаивают на том, что чакр именно шесть. Хотя в классических трактатах перечисляются шесть чакр, в других авторитетных источниках также встречаются системы из восьми, девяти и большего числа чакр. Описания самих чакр и падм, а также их местоположений тоже различны.
Следует обратить особое внимание на то, что Божественная Шакти, постепенно спускаясь по мере процесса творения к низшим планам самопроявления, явно отдаляется все больше и больше от Высшего Духа, постепенно лишается блаженного самосознающего духовного характера, пока, наконец, не уменьшится до бессознательной физической силы. Вот почему «лепестки лотосов» обращены вниз. Духовная самодисциплина, или йога-садхана – это процесс самореализации той же самой Божественной Маха-Шакти, но в противоположном восходящем направлении. Пробуждаясь, Маха-Шакти поднимается к высшим стадиям духовного пути, постепенно восстанавливает свою истинную духовную природу, достигая объединения с Высшим Духом. [4]
Во внутренней природе человека присутствует врожденное стремление к возвышению над ограничениями и несовершенствами физического, жизненного, умственного и даже интеллектуального планов сознания. Каждый человек сознательно или подсознательно ищет выход из страданий материальной природы к блаженной свободе духовной самореализации. Он желает превзойти влияние ограниченности и смерти, множественности и дуальности, слабости и невежества, нереализованных желаний и постоянно нарастающего вожделения, он стремится утвердится в царстве бесконечности и бессмертия, единства и недвойственности, изобилия силы и мудрости, совершенного удовлетворения всех желаний и стремлений, совершенного мира и спокойствия, свободы и радости. Человеческой природе присуще врожденное духовное сознание, неизменно побуждающее человека изнутри. В обычной жизни оно пребывает «во сне» или состоянии покоя, а интеллектуальное сознание обычно интерпретирует внутреннее побуждение в терминах физических, биологических и умственных потребностей и направляет его на соответствующие цели. В результате, в повседневной жизни человек не свободен от горя, не пребывает в мире и гармонии внутри себя и не способен направлять свою жизнь в соответствии с событиями окружающего космического порядка.
Согласно йога-видье, внутреннее духовное побуждение, присущее человеку от природы, представляет собой выражение Божественной Силы, Кундалини-Шакти, которая «спит» в глубине его психофизической природы, но желает блаженного воссоединения с Высшим Духом в трансцендентном состоянии сознания. Весь процесс йоги предназначается для очищения, утончения и концентрации физических, жизненных, умственных и интеллектуальных способностей человека и управления ими, направления их к пробуждению, укреплению и просветлению духовного сознания, чтобы пробудить божественную Кундалини-Шакти, постепенно поднимая ее по Сушумне и проводя через все чакры и падмы, т.е. все уровни опыта. Тогда она постепенно сможет освободиться от покровов и недостатков низших планов ее самопроявления – физического, жизненного, чувственного, ментального, интеллектуального и даже низшего духовного плана, чтобы в конце концов восстановить свою истинную совершенную духовную природу в единстве с Абсолютным Духом, Шивой. Духовное сознание йога едино с Кундалини-Шакти. Когда Маха-Шакти поднимается к высшим «лотосам» духовного опыта, по пути она обращает их «лепестками» вверх и превосходит их, а сознание йога также поднимается вместе с ней. Единство Маха-Шакти с Шивой подразумевает единение сознания йога с Шивой. Когда посредством постоянной длительной практики осознание единства с Шивой становится естественным для йога, он достигает Божественности (букв. «Шивости»).