В предыдущих главах уже отмечалось, что историки, несмотря на все усилия, так и не смогли придти к какому-нибудь определенному заключению об эпохе, когда Горакхнатх и его гуру Матсьендранатх, а также другие прославленные маха-йоги этой сампрадаи жили среди людей и обучали ищущих методам духовной самодисциплины. Точно так же не установлено, в какой части Индии они появились на свет, на каком языке говорили и откуда начали свое великое духовное движение. Исследования ученых сильно отличаются в своих гипотезах, касающихся подобных вопросов, однако нет никаких расхождений во мнении относительно того факта, что духовное влияние Натха-йога Сампрадаи было заметно по всей стране задолго до появления великих лидеров культа бхакти, который распространился в различных областях Индии в XIV-XVI вв. Натха-йога Сампрадая была превосходной и могущественной организацией. Ее центры находились почти везде, очень многие из них поддерживают свое существование до настоящего времени, хотя всегда в большинстве центров недоставало опытных учителей и учеников, серьезно относящихся к йогической практике.
Духовные кандидаты более позднего времени постепенно потеряли интерес к трудным практикам, которые требовали особой подготовки тела и ума, их все более привлекал простой и эмоциональный культ бхакти, а именно, пение религиозных песен, танцы и молитвенный плач, джапа (повторение божественного имени) и т.д. В образовательных центрах йоги – монастырях, матхах, ашрамах, мандирах – церемониальное поклонение Шиве, Шакти, Горакхнатху, Матсьендранатху, другим божествам и маха-йогинам преобрело большое значение, а бхакти-садхана была принята даже членами монашеского ордена. В некоторых монастырях (Джнянапантхах) в линии веданты придерживались метафизического знания. Во всех ответвлениях этой сампрадаи число тех, кто решил посвятить все свое время и энергию систематической практике йоги, представляющей особенность этой школы, значительно сократилось. Тем не менее, почти в каждом поколении находится несколько маха-йогов, обладающих высоким уровнем духовных достижений. Таким образом, слава о великих учителях йоги остается жива.
Вполне вероятно, что величайшее движение, распространяющее вечный идеал Шивы и йогические методы духовной дисциплины, берет свое начало в гималайских областях – Непале и Тибете, и только потом распространилось во всех направлениях. Гималайские маха-йоги обычно избегают простых людей, которые путешествуют без како-либо особой цели и намерения в окрестностях Гималаев. Именно здесь Матсьендранатх и Горакхнатх провозгласили себя сиддха-маха-йогами, явили миру чудеса и духовные способности. Считается, что они появились впервые именно в этих местах. Многие столетия Матсьендранатх и Горакхнатх занимают положение главенствующих Божеств Непала, а следующим по значимости может быть только Пашупати-Натх Шивы, Высший Бог всех Богов. Непал, Тибет, Камарупа (Ассам) и фактически большая часть Гималаев полны славных преданий об обожествленных народом маха-йогах. Им посвящено множество храмов, где регулярно поклоняются их изображениям или символам. Согласно преданиям, Матсьендранатх и следующий за ним ученик Горакхнатх явились в Непале в начале VI столетия, где Горакхнатх спас людей от ужасного природного бедствия. Род Горакха получил это название благодаря людской преданности Горакхнатху. Между тем, самые ранние притчи Непала и Тибета не подтверждают, что маха-йоги были родом из этих мест. Никто не знал, где жили эти таинственные сиддха-йоги, умиротворенные и свободные от всех забот, неприятностей, желаний и тщеславия, обладающие превосходными способностями к управлению всеми силами природы и совершению чудес без каких-либо усилий, откуда они прибыли и где получили духовное воспитание. Людское воображение послужило к созданию множества разнообразных историй.
Вполне вероятно, что из тибетско-непальской области движение постепенно распространялось на восток, запад, юг и захватывало все части огромной страны. Людям, живущим на равнинах, передавались сообщения с Гималаев. На востоке они быстро достигли Камарупы (Ассам), Бенгалии, Манипура и других районов, на западе – Кашмира и Пенджаба, на северо-восточных границах – Кабула и Персии. Поскольку Уттар Прадеш расположен почти рядом с Гималаями, именно на него деяния и учение маха-йогов оказали огромное влияние. На юге, юго-западе и юго-востоке учение Горакхнатха и натха-йогов, а также истории об их удивительных способностях перемещались во все уголки индуистской страны.
Обращение к жизни и учению мастеров йоги было непреодолимым. Они всюду насаждали новую жизнь среди простых людей, пробуждая в них новый смысл духовности, открывая в их сознании новые перспективы для них самих и внешнего окружения. Куда бы ни пришли маха-йоги, вместе с ними Шива являлся в видимых формах и перемещался по земле среди своих творений. Люди одушевлялись присутствием Шивы в среде этих мастеров. Серьезные искатели духовности отказывались от мирской деятельности, приняв аскетичную жизнь, и посвещали ее интенсивной практике йога-ангас (частей йоги) под руководством гуру. Люди же с мирскими привязанностями и чувствами, глубоко укоренившимися во внутренние и социальные обязательства, должны были учиться регулировать свою деятельность в соответствии с духовными принципами, эффективно сдерживая свои страсти, наклонности и желания, практикуя упрощенные методы йоги, а также выполнять свои мирские обязанности в духе поклонения Богу Вселенной.
Одним из замечательных результатов проповеди странствующих йогов было то, что во всех частях обширной страны были установлены высокие духовные идеалы, реализованные маха-йогами посредством глубочайшей медитации, и эти истины стали общим достоянием и собственностью всех людей. Даже самые бесхитростные и неосведомленные люди низких слоев общества, обычно рассматриваемые как неприкасаемые, которых сторонятся представители высших сословий, не были лишены общения с просветленными, свободными от ограничений кастовой системы йогами. Полудикие люди холмов и лесов также получили возможность войти в контакт с ними. Странствующие йоги не были связаны какими-либо правилами так называемого «приличного общества», они свободно перемещались среди всех человеческих существ, очень легко получая доступ к их сердцам, принимая пищу и служение из их рук, когда это было необходимо, откровенно делясь с ними универсальными принципами действительно духовной религии. Благодаря выдающимся йогам истина стала доступна для всех мужчин, женщин и детей во всех частях Бхарата-Варши (Индии). Простые истины, что Бог пребывает во всех существах, что Шива есть истинная душа каждой дживы, что каждый человек, независимо от племени или касты, образования и занятия, может получить свободный доступ к Богу еще при жизни, если взращивает искреннюю и серьезную веру, любовь и преданность к Нему и учится видеть Его в себе и во всех его созданиях, что нашими радостями и печалями, удачами и поражениями, да и всей мирской деятельностью действительно управляет мудрый и великодушный Бог. Среди людей распространилась идея, что мы живем в божественном мире и Бог всегда присутствует во всех нас, хотя мы, возможно, не видим его из-за невежества и привязанности к ограниченным и преходящим вещам.
Местное население было воодушевлено жизненностью, которую учителя йоги поселяли в сердцах людей. Чувства и воображение людей были оживлены новой энергией. В каждом районе развивались поэзия и драматическая литература, в которых не только красочно описывались чудесные деяния и сверхчеловеческие качества прославленных мастеров йоги, но также в простых и доступных формах объяснялись высокие и глубокомысленные моральные и духовные принципы, проповедуемые и практикуемые йогами. Ранняя литература на бенгали, хинди, раджастани, пенджаби и других диалектах при ближайшем рассмотрении кажется вдохновленной натха-йогами. Повествования полны рассказов о Горакхнатхе и других известных йогах, их достойных учениках, а также содержат представления о йогических идеалах. Многие из этих литературных работ были созданы приблизительно в X-XII столетиях, хотя немало столь же древних и ценных литературных творений было написано и на других местных языках с претензией на сохранение и воспроизведение точных изречений великих учителей. Философские размышления также развивались в интеллектуальных кругах на основании духовных достижений маха-йогов. Философия кашмирского шиваизма [5] получила значительный стимул к развитию от учения йогов, таким же образом дело обстоит и с тантрической философией Бенгалии.
Натха-йоги основывали матхи, мандиры и ашрамы по все стране, превращая их в центры йогической культуры. Они восстановили немало мест паломничества в самых удаленных местностях, а также заложили много новых. Святой Амарнатх в снежном Кашмире, храм Хингладж в Белуджистане, Горакх-Кшетра в Пешваре, Горакх-Тилла в Пенджабе, Пашупатинатх в Непале, Чандранатх, Сваямбхунатх и Бирупакшанатх на холме в Читагоне (Восточная Бенгалия), Адинатх на Махешкхали (острове Бенгальского залива) и другие многочисленные святые места особо связаны с Натха-йога Сампрадаей. В Кабуле, Кохате, Джалалаваде существовали большие храмы, посвященные Горакхнатху. Возле Палампура есть святой храм Горакхнатха, и еще живо предание о том, как Горакхнатх таинственным образом исчез. Лахор, Амритсар, Амбала, Харидвар, Наинитал и прочие города были важным центрами йогической культуры. В Восточной и Западной Бенгалии только в двух районах эта сампрадая не имела храма или монастыря, а Горакх-Банши Думдума возле Калькутты по-прежнему остается ее важным центром.
В Раджастане, Мадхья Прадеше, Катхияваре, Куччхе, Гуджарате, Махараштре, Андхре, Карнатаке, Майсуре и всех частях Южной Индии до сих пор сохраняются важные центры Натха-йога Сампрадаи. Существует множество каст и племен, которые поклоняются Горакхнатху как своему Высшему Божеству и неукоснительно следуют его доктрине. В Бенгалии есть особая секта, члены которой известны как йоги или натхи в обществе, и они во многих отношениях следуют традиции Натха-йога Сампрадаи. В других частях Индии есть племена и касты, называющие себя йогами и натхами. История йогов и натхов возникла более тысячи лет назад. Они исполняли религиозные обряды и церемонии иначе, нежели ученые и набожные люди из ортодоксальной касты брахманов. Даже некоторые известные ученики всех джулахас (магометанские ткачи) Северной Индии до мусульманского периода были последователями Горакхнатха. Мусульманские захватчики осуществляли массовое обращение в населения в свою веру, но даже спустя столетия они использовали многие идеи и обычаи, заимствованные из йоги. По всему Уттар-Прадешу можно встретить матхи, монастыри, Шивастханы и Девистханы, основанные прославленными маха-йогами, которые успешно использовались для распространения йогических идеалов и методов духовной дисциплины.