Закон количественных и качественных изменений имеет следующие категории.
- Качество — это совокупность свойств, которые указывают на то, что представляет собой вещь, чем она является; такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
- Количество — это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры. Характеристика по степени развития или интенсивности присущих вещам свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество.
Мера — диалектическое единство качества и количества; такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачок — переход количественных изменений в качественные, переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.
Свойство — сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.
Свойства бывают:
· специфическими и общими;
· главными и неглавными;
· необходимыми и случайными;
· существенными и несущественными;
· внешними и внутренними;
· совместимыми и несовместимыми;
· отдельными и неотдельными;
· естественными и искусственными.
Категории диалектики
Категории диалектики разнообразны, сложны по своей природе. Они выражают:
· универсальные связи бытия;
· единичное и общее;
· явление и сущность.
В мире все является взаимосвязанным. Эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.
Формы взаимосвязи могут проявляться в связи единичного и общего; части и целого; индивидуального и варьируемого и т. д. Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи бытия.
Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики.
Эти категории, как правило парные, отражают "полярные" стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:
· первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: единичное и общее, многое и единое, сходство и различие, качество и количество, простое и сложное, часть и целое, конечное и бесконечное, форма и содержание и т. д.;
· второй категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: явление и сущность, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.
Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальным", а второй — "вертикальным".
Смысловое разъяснение категорий
Единичное и общее
Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других, называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет (явление, вещь), отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то, что неповторимо в явлении, присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным. Общим является то, что повторяется в других явлениях, что присуще не одному, а многим явлениям. Общее — это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.
Общее существует в единичном, единичное выражает черты общего. Над единичным властвует общее. Оно безжалостно заставляет последовательно гибнуть единичное, чтобы сохранить себя; единичное умирает, но род живет.
Явление и сущность
Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.
Явление — внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета. Сущность — внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предмета, определяющие его природу. Эти явления выступают как совокупность.
Одни утверждают, что форма проявления и сущность вещей совпадают. Если бы это было верно, тогда наука была бы излишней. Другие предполагают, что явление и сущность не имеют общей связи. Если это считать верным, то тогда невозможно познание сути вещей. Кант считал, что явление — это форма опытно постигаемого человеком бытия. Платон писал, что сущность тождественна идее (эйдосу), она не сводится к телесным, чувственно воспринимаемым формам бытия. Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.
По мнению Аристотеля, сущность — это вещи, наделенные особой активностью форм; некоторый принцип, олицетворяющий косную материю, в совокупности с которой и образуются все вещи.
Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей, и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него.
Структурные связи:
· часть и целое;
· форма и содержание;
· элемент и структура.
Расположение вещей бывает либо структурное, либо хаотическое.
Любая структура составляет целое, которое состоит из частей. Целое рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета, а части — как такие "предметы", которые в своей совокупности образуют новые, сложные предметы.
Такое утверждение примитивно, прямолинейно. Целое может быть и сбором составляющих частей, где части могут быть собраны спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Целостность имеет различные типы:
· структурный тип целостности отражает связи строения;
· функциональный тип целостности — принципы действия;
· генетический тип целостности характеризует развитие.
Целое представляет собой предмет, включающий в себя в качестве составных частей другие органически связанные между собой предметы, обладающие такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.
С категориями сущность и явление, часть и целое тесно связаны категории содержание и форма. Под содержанием понимается категория материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех взаимодействий и обусловливаемых ими изменений, свойственных явлению. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его структура. Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи и взаимозависимости. Понятие "часть" представляет собой характеристику, "винтик", "клеточку" целого.
Связи детерминации.
Детерминизм — это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений. В основе этого утверждения лежит универсальная связь всех явлений.
Исходной категорией детерминизма являются понятия связи и взаимодействия.
Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования следующих категорий: "причина", "следствие", "закономерность", "сущность", "явление", "необходимость", "случайность", "свобода", "возможность", "действительность".
Эти категории используются как парные категории.
Их характеристики:
- Причина и следствие. Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обусловливающее соответствующие изменения. Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.
- Необходимость и случайность. Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств.
- Возможность и действительность. Возможностью называются тенденции, предпосылки возникновения и развития, а действительностью называется то, что уже появилось реально.