Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смысл диалектики. Искусство творческого спора. Идея развития.

       Под диалектикой в античности понималось искусство вести беседу, спор; Диалектика - это философский диалог, противостоящий софистике и риторике. Сам термин “диалектика” впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита. Он придал мыслям об изменении абстрактно-всеобщую форму. Большой вклад в становление античной диалектики внесла элейская школа, которая выявила глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий. Развивалась диалектика и в учении Платона: он осмысливал диалектику движения и покоя, различия и тождества, а само бытие трактовал как активно самопротиворечивую координированную раздельность. Диалектические идея Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме, диалектически трактовавшем основные иерархии бытия.

       В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. В это время диалектика культивировалась как проповедническое средство и как средство выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

       Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философия была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самую развитую форму эта диалектика получила у Гегеля. Но у истоков этого метода стоит Кант с его антиномикой чистого разума. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Диалектику или метод развития, по Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Противоречие, по Гегелю, это не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это - двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия и его разрешение, когда исходная антиномия одновременно осуществляется и снимается. Высшая ступень развития включает в себя, т.о., низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом действенном смысле.

       В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

       В философии 20 века диалектика была подвергнута достаточно жесткой критике за ее притязания на универсальную всеохватность и избыточную абстрактность.

       Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с законами и потребностями человеческого общества. Развитие связано с конкретными материальными и духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.д. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии материи можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем и реализацию бесконечного множества возможностей к новообразованиям, заключенным в материи.

       Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но из развития исключается момент возникновения самой системы и момент ее распада, ликвидации. Возникновение целостной органичной системы хотя и связано с развитием, но не есть еще собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление. Становление - это и отсутствие качества (наличного бытия) и в то же время существование и формирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества. Наличное же бытие системы есть уже определенное качество, впоследствии изменяемое, но сохраняемое на всем протяжении ее существования. Развитие есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния.

       Рассмотрим черты развития. Развитие характеризуется своей неотрывностью от движения, изменения. Но это - не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре. Кроме того, развитие характеризуется не единственным разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Наконец, развитие есть особого рода связь состояний. Эта связь не беспорядочна, изменениям присуща внутренняя связность. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, т.е. развитие соотносится с направленными преобразованиями. Таковы основные признаки развития: 1) качественный характер изменений; 2) их необратимость; 3) направленность. Следовательно, развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы.

 

       2. Универсальные связи бытия. Категории диалектики. Единичное и общее. Явление и сущность. Диалектические закономерности.

       Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. В поле внимания диалектики универсальные связи, пронизывающие все бытие. Формой познания сложных, гибких. противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Категории диалектики - это философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их противоречивой динамике. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих полярные стороны целостных явлений и процессов: “единичное-общее”, “многое-единое”, “сходство-различие”, “качество-количество”, “простое-сложное”, “часть-целое”, “конечное-бесконечное”, “форма-содержание”(группа категорий, выражающих организованность бытия); “явление-сущность”, “причина-следствие”, “случайность-необходимость”, “возможность-действительность”(группа категорий, выражающих универсальные связи детерминации). В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и др.) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь, т.е. существует единство онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смыслов категорий.

       “Единичное-общее”. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в т.ч. подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер, она фундаментальна и для всего человеческого мышления. Познание мира с т. зр. соотношения “единичное-общее” предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, однотипность и разнотипность, осознавать отдельный, единичный характер реальных предметов, классифицировать их. Реальные предметы единичны, практически не бывает абсолютно одинаковых предметов, каждый предмет индивидуален. Общее же представлено не конкретными пространственно-временными предметами, а чертами их сходства, подобия. В связи с этим до сих пор ведется спор о природе универсалий (общих понятий).

       “Явление-сущность”. Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия вязан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительности, которое выражается с помощью категорий “явление” и “сущность”. Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, т.е. как внешние свойства и их системная структурированность. Под сущностью понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Сущность и явление взаимообусловливают друг друга, неразрывно друг с другом связаны. Они связаны и тогда, когда сущность проявляет себя неадекватно. в форме видимости. Видимость проистекает из-за обмана органов чувств, из-за недостаточной осведомленности, искажающей картину реальности, из-за социально-групповой позиции субъекта познания и т.п. Эти заблуждения имеют реальную основу, это субъективная кажимость. Существует и объективная кажимость, которая имеет непосредственное основание внутри структуры действительной сущности или во взаимодействии таких сущностей. Напр, зарплата выступает как оплата всей произведенной работы; на самом деле она представляет собой денежное выражение стоимости рабочей силы и детерминирована структурой производственных отношений (внутрисущностная кажимость). Межсущностная кажимость (кондициональная): напр., кажущийся излом предмета, частично погруженного в воду; здесь нет обмана органов чувств, они верно передают преломление лучей света от разных поверхностей. Эта кажимость вызвана взаимодействием двух сущностей, двух структур и является следствием соответствующих условий.

       Т.о., явления бывают двух типов: 1) адекватные и 2) неадекватные. Неадекватные подразделяются на 1) видимости и 2) кажимости, а последние подразделяются на 1) внутрисущностные и 2) межсущностные (кондициональные).

       Диалектика соотношения явления и сущности раскрывается в нескольких планах, наиболее значимыми из которых будут взаимодействие (движение) систем, развитие систем, познание систем.

       1. Вне взаимодействий системы остаются “вещами-в-себе”, не “являются”, и об их сущности ничего нельзя узнать. Только взаимодействие раскрывает их природу, их характер, внутреннюю структуру. Однако явление выражает лишь одну из сторон сущности, никогда полностью не совпадая со всей сущностью.

       2. В диалектике сущности и явления в развивающихся системах основная роль принадлежит сущности; проявления же последней, сами по себе многообразные, оказывают влияние на развитие своей основы, своей сущности.

       3. Познание идет от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности. В процессе познания важно в главном, в основном схватить сущность, выявить ее общую, ведущую структуру, выражаемую основным законом системы. Процесс познания сложных систем в природе многоступенчат, труден и связан с поиском главных, определяющих сущностных структур. Познание сущности важно не само по себе. а для овладения ею, для управления системами.

       Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют законами. Признание универсальной законосообразности вещей и процессов, наличие в них устойчивых регулярностей является непременной предпосылкой всякого рационального познания и целенаправленного преобразования реальности. Открытие регулярных связей явлений концентрирует в себе наиболее важные процессы и результаты познавательной деятельности людей. Категориальные структуры, выражающие универсальные связи бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих закономерностей реального мира и тем самым принципов его познания, осмысления.

 

       3. Структурные связи. Часть и целое. Принцип целостности. Форма и содержание. Элементы и структура. Понятие системы. Системные объекты. Принцип системности.

       Как устроен этот мир, из чего вес состоит и во что превращаются вещи при их разрушении? С древних времен считалось, что для того чтобы понять тот или иной предмет, нужно узнать из чего все состоит. Для осуществления этой задачи использовались категории “часть” и “целое”, “простое” и “сложное”. Под частями понимали предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета, т.е. целое считалось простой суммой частей. Но ведь целое - это нечто большее, чем просто сумма частей. “Целое” и “часть” - это не совпадающие, противоположные категории. В части - не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие, зависящее от природы исходного элемента. Часть отделена от целого, обладает относительной автономностью, выполняет свои функции в составе целого (одни части - более существенные функции, другие - менее существенные).

       В трактовке соотношения части и целого имеют место две прямо противоположные позиции - меризм и холизм. Первая абсолютизирует в этих взаимоотношениях роль частей, вторая - роль целого. Диалектическая же концепция говорит о несводимости целого к простой сумме частей, и свойств целого к сумме свойств частей. Принцип целостности заключается в связи, объединяющие предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Различным типам связей частей соответствуют разные типы целостности. Связям строения (кристалл, здание), функционирования (жизнь организма, действие машины), развития (растения, эмбриона) соответствуют структурный, функциональный и генетический типы целостности, тесно связанные между собой.

       Для понимания структурности материи важное значение имеет уяснение соотношения формы и содержания. Диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей. Под “ содержанием ” в философии понимается все, что содержится в системе: элементы, отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Для выражения фрагмента содержания системы используется слово “ компонент ” системы. Форма есть внутренняя и внешняя организация системы.

       Существуют различные типы содержания (существенное и несущественное, необходимое и случайное, материальное и идеальное и т.п.) и соответственно различные типы формы.

       Диалектическую позицию в трактовке соотношения формы и содержания выражают следующие положения: 1) неразрывность содержания и формы; 2) неоднозначность связи; 3) противоречивость единства; 4) оптимальность развития - при соответствии формы содержанию, содержания - форме.

       1. Форма и содержание неразрывны в том плане, что нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы. Форма содержательна, содержание оформлено. Одно без другого не существует.

       2. Неоднозначность связи: одно и то же содержание может иметь разные формы, или одна и та же форма может иметь различное содержание.

       3. Противоречивость единства формы и содержания: у содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы (как внутренней структуры системы) - тенденция к устойчивости. До некоторых пор эта тенденция находится в гармонии: сама форма как внутренняя структура детерминирует развитие содержания и развитие самой себя. Но существуют рамки для изменения формы, обусловленные ее качеством. Она может не быть своевременно преобразована. Тогда форма как внутренняя структура системы становится тормозом развития содержания, наступает конфликт формы и содержания, требующий соответствующих средств своего преодоления.

       4. Форма может не соответствовать измененному содержанию. Но и в этих условиях сохраняется единство содержания и внутренней структуры системы. Возникает потребность в разрушении одной из сторон противоречия как средстве преодоления конфликта. В условиях же гармонии формы и содержания обе стороны противоречия, будучи противоположными по тенденциям своих изменений, объективно содействуют укреплению друг друга и системы в целом. Они, т.о., соответствуют друг другу.

       Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования выступает понятие “ система ”. Существует более 40 определений понятия “система”. Наиболее базисным можно признать определение, данное основоположником общей теории систем Л. Берталанфи: система - это комплекс взаимодействующих элементов.

       Но что же такое - “ элемент ”? Критериальное свойство элемента - его необходимое, непосредственное участие в создании системы: без него, т.е. без какого-либо одного элемента, система не существует. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения.

       В представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Структура - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.

       Системность представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Последние не отделены резко от оформленных образований, но включены в них и подчиняются в конечном счете действию электромагнитных, гравитационных, других материальных сил, действию. частных и общих законов. Организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах. Структурность же - это внутренняя расчлененность материального бытия.

       Уровни структурной организации материи. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критерием для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки: пространственно-временные масштабы, совокупность важнейших свойств и законов изменения; степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира. Неорганическая природа структурирована так: субмикроэлементарный уровень - микроэлементарный (уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий) - ядерный - атомарный - молекулярный - уровень макроскопических тел различной величины - планеты - звездно-планетные комплексы - галактики - метагалактики. Уровни живой природы: биологических макромолекул - клеточный уровень - микроорганизменный - органов и тканей - организма в целом - популяционный - биоценозный - биосферный. Общая основа жизни - органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой) - специфицируется в каждом из выделенных уровней. Социальная действительность представлена следующими уровнями: индивидов - семьи - различных коллективов (прежде всего производственных) - социальных групп - классов - национальностей и наций - государств и системы государств - общества в целом.

       Материальные системы, существующие в природе или обществе, неравнозначны прежде всего по характеру связей между элементами, по степени интегрированности элементов и структур. Здесь можно разграничить два класса образований суммативные и целостные. В суммативных образованиях элементы обладают значительной автономностью по отношению друг к другу и к самой системе; связи между ними внешние, несущественные, преимущественно случайные. В целостных системах четко выражена элементность состава, зависимость генезиса и существования системы от каждого элемента и, наоборот, зависимость элементов от системы, от ее общих свойств.

 

              4. Связи детерминации. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Концепция детерминизма.

       В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу детерминизма. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. В зависимости от ответа на этот вопрос философские учения распадались на два направления: философский детерминизм и философский индетерминизм.

       Термин “детерминизм” происходит от латинского “determinare“ - “определять”, “отделять”, “отграничивать”, он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов, т.е. обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. Философский детерминизм предполагает определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире.

       Общетеоретический принцип детерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

       1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которого каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.

       2. В основе всего многообразия отношений детерминации (или обусловливания) лежит генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, каждое событие порождается, производится другим событием, и этот процесс порождения сопровождается переносом вещества, движения и информации. Т.е. принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента включает принцип причинности.

       3. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании непричинных отношений детерминации.

       4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания. Каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования и изменения.

       Отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Причина есть взаимодействие. Возможны два типа взаимодействий: 1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существующих объектах; 2) порождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины.

       Существуют следующие виды цепей причинения: 1) однолинейные цепи причинения, в которых одно и то же явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом; 2 ) цепи причинения двулинейные с обратной связью. Материальные системы, в цепях причинения которых перенос вещества, энергии и информации от следствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы в целом, называются системами с обратной связью; 3) разветвляющиеся цепи причинения. Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может давать сеть причинения. Причинная сеть - это такое отношение между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной, и следствием.

       В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности. Необходимость - это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Случайность же - то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

       Под действительностью в широком смысле понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В узком смысле под действительностью понимают бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта - это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность - это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Если действительность есть актуальное бытие, то возможность - потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. Имеются разные виды возможностей:

       1. Обратимая возможность - возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью.

       2. Необратимая возможность - возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью.

       3. Формальные возможности - возможности, которые обусловлены случайными свойствами и связями.

       4. Реальные возможности - возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта.

       5. Абстрактные возможности - возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии развития.

       6. Конкретная возможность - возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия.

       Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. Вероятность - это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы. в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переход количества в качество | Системность. Уровни структурной организации.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 854 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.019 с.