Испокон веков внимание разума привлекал вопрос: как противоречивость характеризует диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия? Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.
Абсолютно идентичных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).
Формула "единство и борьбы противоположностей" выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, развития.
Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни являются тождественными с собой и отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции, словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь. Их общие итоги выступают в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.
Используя закон единства и борьбы противоположностей, любой объект можно расценивать как соединение двух гипотетических начал — мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения — анатомической, психологической, философской — есть подвижный результат двух начал. Вспомните миф о Меркурии: две Земли переплетаются в не поддающихся упорядочению узорах, когда же Аполлон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.
Любая ориентация, любое стремление определяют мужское в мужчине, женское в женщине.
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии — мужское. Движение справа налево, вниз, от периферии к центру — женское.
Отсюда, минимум, два вывода:
· любое "слева" уже подразумевает "направо";
· любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны тогда, когда имеется центр.
Противоречие выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов. Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих, взаимно друг друга обусловливающих (взаимодействующих) противоположностей. Единство тождества и различия — такова диалектическая форма противоречия.
Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Гегель говорил, что противоположности "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное". Диалектика противоречия отражает двойственные отношения внутри целого:
· единство противоположностей;
· борьбу противоположностей.
Типы (виды) противоречий:
· внутренние и внешние. Внутренние противоречия — это противоречия между элементами структуры; а внешние — это противоречия различных систем, явлений (общество и природа, организм и среда);
· основные и неосновные, главные и неглавные. Так, например, взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приводит к изменению атома: полярность ядра, электронные оболочки остаются.
Отрицание отрицания
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.
Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:
· деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;
· кумуляции (накопления, суммирования);
· конструкции (формирования, создания нового).
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступательность.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
- Переход от язычества к православию — это отрицание Востока и поворот к Западу.
- Татаро-монгольское иго — переход от феодального Запада к Востоку.
- Петровские реформы — ориентировка России с Востока на Запад.
- Революция 1917 года — вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
- Идет перестройка — признаки идеализации Запада. Неужели опять, уже в третий раз, ориентировка на Запад?