Комментарий:
Шрила Баладева Видьябхушана, великий комментатор «Бхагавад‑гиты», пишет: йе индрадй‑ангатайавастхитам йаджнам сарвешварам вишнум абхйарчйа тач‑чхешам ашанти тена тад деха‑йатрам сампадайанти, те сантах сарвешварасйа йаджна‑пурушасйа бхактах сарва‑килбишаир анади‑кала‑виврддхаир атманубхава‑пратибандхакаир никхилаих папаир вимучйанте. Верховный Господь, Вишну, которого называют ягья‑пурушей (наслаждающимся всем, что приносится в жертву), является повелителем всех полубогов, служащих Ему, как различные части тела служат всему организму. Индре, Чандре, Варуне и другим полубогам поручено управлять различными ведомствами материального творения, и Веды предписывают людям приносить жертвы этим полубогам, чтобы те давали достаточно воздуха, света и воды, необходимых для роста злаков. Однако, поклоняясь Господу Кришне, мы тем самым поклоняемся и всем полубогам, которые являются различными частями Его тела, поэтому нет необходимости поклоняться полубогам в отдельности. Вот почему преданные Господа, обладающие сознанием Кришны, прежде чем принимать пищу, предлагают ее Господу. Такая пища насыщает их тела духовной энергией. В результате они не только освобождаются от последствий совершенных в прошлом грехов, но и делают свое тело невосприимчивым ко всем видам материальной скверны. Подобно тому как во время эпидемии прививка надежно защищает человека от болезни, пища, предложенная Господу Вишну, ограждает нас от скверны этого мира, и того, кто ест только такую пищу, называют преданным Господа. Итак, человек, обладающий сознанием Кришны и принимающий только пищу, которая была предложена Кришне, может полностью очиститься от материальной скверны, которая является результатом его прошлых грехов и мешает его духовному развитию. Тот же, кто не следует этому принципу, продолжает грешить, и за это ему придется расплачиваться: в следующей жизни он родится в теле собаки или свиньи и будет пожинать плоды своих грехов. Материальный мир полон скверны, но тот, кто принимает прасад (пищу, предложенную Вишну), становится неподвержен осквернению. Он надежно защищен от оскверняющего влияния этого мира, тогда как человек, который ест пищу, не предложенную Господу, неминуемо оскверняется.
Основой любой пищи является зерно и другие растительные продукты. Человек питается злаками, овощами, фруктами и т.п., а домашний скот ест отходы переработки злаков, а также траву, кормовые овощи и другие растения. Люди, употребляющие в пищу мясо, тоже зависят от производства растительной пищи, которая служит кормом для скота. Поэтому в конечном счете все мы зависим от того, что родит земля, а не от продукции фабрик и заводов. Урожай зависит от количества выпадающих дождей. Дождями повелевают такие полубоги, как Индра, бог Солнца и бог Луны, которые являются слугами Верховного Господа. Чтобы удовлетворить Господа, необходимо совершать жертвоприношения, иначе мы всегда будем жить в нужде – таков закон природы. Поэтому, чтобы спасти себя, по крайней мере, от голода, мы должны совершать жертвоприношения, и прежде всего санкиртана‑ягью, предписанную шастрами для нынешнего века.
Бг 3.15
карма брахмодбхавам виддхи
брахмакшара‑самудбхавам
тасмат сарва‑гатам брахма
нитйам йаджне пратиштхитам
карма – деятельность; брахма – из Вед; удбхавам – рожденная; виддхи – знай же; брахма – Веда; акшара – Верховным Брахманом (Личностью Бога); самудбхавам – явленная; тасмат – поэтому; сарва‑гатам – вездесущее; брахма – трансцендентное начало; нитйам – вечно; йаджне – в жертвоприношениях; пратиштхитам – присутствующее.
Предписания, регулирующие деятельность людей, содержатся в Ведах, которые исходят непосредственно от Верховной Личности Бога. Поэтому вездесущее Божественное начало вечно присутствует в акте жертвоприношения.
Комментарий:
В этом стихе еще отчетливее выражена идея необходимости ягьяртха‑кармы, деятельности, направленной исключительно на удовлетворение Кришны. Чтобы действовать ради удовлетворения ягья‑пуруши, Вишну, надо следовать предписаниям, направляющим эту деятельность, которые содержатся в трансцендентных Ведах (брахма). Веды – это свод законов для человечества. Всякое действие, совершенное вопреки ведическим предписаниям, относится к категории викармы, запрещенной, или греховной, деятельности. Поэтому, чтобы наша деятельность не имела греховных последствий, мы должны всегда следовать указаниям Вед. В обычной жизни люди подчиняются законам государства, и точно так же мы должны руководствоваться законами высшей державы, во главе которой стоит Господь. Законы, записанные в Ведах, появились из дыхания Верховной Личности Бога. В шастрах сказано: асйа махато бхутасйа нишваситам этад йад рг‑ведо йаджур‑ведах сама‑ведо ’тхарвангирасах – «Четыре Веды: „Риг“, „Яджур“, „Сама“ и „Атхарва“ – возникли из дыхания всесильной Личности Бога» (Брихад‑араньяка‑упанишад, 4.5.11). Всемогущий Господь может говорить дыханием. «Брахма‑самхита» подтверждает, что каждый из Его органов чувств способен выполнять функции любого другого органа. Например, Господь может говорить дыханием и оплодотворять взглядом. В шастрах сказано, что, бросив взгляд на материальную природу, Господь зачал в ее лоне всех живых существ. Сотворив мир и поместив обусловленные души в лоно материальной природы, Господь дал им наставления в форме Вед, чтобы указать путь, ведущий домой, к Богу. Не следует забывать, что в этом мире все обусловленные души ищут материальных удовольствий. Однако предписания Вед составлены таким образом, что, следуя им, человек может утолить свои извращенные желания и, покончив с так называемыми удовольствиями этого мира, вернуться к Богу. Так обусловленные души получают возможность вырваться из материального плена. Поэтому они должны стараться совершать ягьи, развивая в себе сознание Кришны. Даже те, кто никогда не следовал предписаниям Вед, могут встать на путь сознания Кришны, и это заменит им ведические ягьи, или кармическую деятельность.
Бг 3.16
эвам правартитам чакрам
нанувартайатиха йах
агхайур индрийарамо
могхам партха са дживати
эвам – так; правартитам – предписанный Ведами; чакрам – цикл; на – не; анувартайати – принимает; иха – здесь (в этой жизни); йах – который; агха‑айух – тот, чья жизнь полна греха; индрийа‑арамах – находящий удовольствие в чувственных наслаждениях; могхам – впустую; партха – о сын Притхи (Арджуна); сах – он; дживати – живет.
О Арджуна, тот, кто, получив тело человека, не совершает предписанного Ведами цикла жертвоприношений, несомненно, ведет жизнь, полную греха. Стремясь лишь к чувственным удовольствиям, такой человек проживает жизнь впустую.
Комментарий:
Здесь Господь осуждает философию служителей мамоны, призывающую людей работать до седьмого пота и наслаждаться жизнью. Тем, кто ищет мирских удовольствий, необходимо совершать цикл жертвоприношений, о котором говорится в этих стихах. Если человек пренебрегает этими наставлениями, он подвергает себя огромному риску, вступая на путь деградации. По законам природы человеческая жизнь предназначена прежде всего для духовного самопознания. Тем, кто непосредственно посвятил себя достижению этой цели, избрав один из трех путей – путь карма‑йоги, гьяна‑йоги или бхакти‑йоги, нет необходимости совершать все ведические ягьи, ибо такие люди уже поднялись над пороком и добродетелью. Но те, кто поглощены мирскими удовольствиями, должны очиститься, совершая жертвоприношения, о которых говорилось выше.
Существуют разные виды деятельности. Люди, не обладающие сознанием Кришны, одержимы жаждой чувственных удовольствий, и потому им необходимо заниматься благочестивой деятельностью. Система жертвоприношений построена таким образом, что те, кто хочет наслаждаться мирской жизнью, могут делать это, не запутываясь в сетях кармы. Благополучие мира зависит не от наших усилий, а от воли Верховного Господа, исполнителями которой являются полубоги. Вот почему ягьи посвящены тем или иным полубогам, названным в Ведах. Хотя этот путь не является прямым, он также ведет к сознанию Кришны, поскольку, научившись совершать жертвоприношения, человек обязательно разовьет в себе сознание Кришны. Если же, совершая ягьи, человек не стремится обрести сознание Кришны, предписания, которым он следует, превращаются в обыкновенные моральные заповеди. Поэтому не следует ограничивать свое духовное развитие соблюдением моральных норм; мы должны подняться над ними и обрести сознание Кришны.
Бг 3.17
йас тв атма‑ратир эва сйад
атма‑трпташ ча манавах
атманй эва ча сантуштас
тасйа карйам на видйате
йах – который; ту – но; атма‑ратих – черпающий наслаждение в самом себе; эва – безусловно; сйат – будет; атма‑трптах – самоудовлетворенный; ча – и; манавах – человек; атмани – в себе; эва – только; ча – и; сантуштах – полностью умиротворенный; тасйа – его; карйам – долг; на – не; видйате – существует.
Но для человека самоудовлетворенного, который черпает наслаждение в самом себе, который посвятил жизнь постижению своего «я» и ничего не желает, не существует никаких обязанностей.
Комментарий:
У того, кто в полной мере обладает сознанием Кришны и, действуя в таком сознании, полностью удовлетворен, не остается никаких обязанностей. Обретая сознание Кришны, человек сразу очищается от всей материальной скверны, тогда как другим людям, чтобы очиститься, нужно совершить многие тысячи жертвоприношений. Очистив таким образом свое сознание, человек в полной мере осознаёт свою роль в вечных отношениях, связывающих его со Всевышним. Так по милости Господа для него становится очевидным, в чем его долг, и ему больше не обязательно следовать предписаниям Вед. Такого человека больше не интересует материальная деятельность и не привлекают женщины, вино и прочие мирские соблазны.
Бг 3.18
наива тасйа кртенартхо
накртенеха кашчана
на часйа сарва‑бхутешу
кашчид артха‑вйапашрайах
на – не; эва – безусловно; тасйа – его; кртена – исполнением долга; артхах – цель; на – ни; акртена – неисполнением долга; иха – здесь (в этом мире); кашчана – что‑либо; на – не; ча – и; асйа – его; сарва‑бхутешу – среди всех существ; кашчит – какое‑либо; артха – ради выгоды; вйапашрайах – обретение прибежища.
Выполняя предписанные Ведами обязанности, человек, осознавший свое истинное «я», не преследует никаких целей, однако нет у него и оснований пренебрегать своими обязанностями. Живя в этом мире, он не зависит от каких‑либо других существ.
Комментарий:
У человека, осознавшего свою духовную природу, не остается никаких обязанностей, кроме деятельности в сознании Кришны. Сознание Кришны не подразумевает отказа от деятельности, как станет ясно из последующих стихов. Тот, кто обладает таким сознанием, не ищет покровительства ни людей, ни полубогов. Действуя в сознании Кришны, он тем самым уже исполняет свой долг.
Бг 3.19
тасмад асактах сататам
карйам карма самачара
асакто хй ачаран карма
парам апноти пурушах
тасмат – поэтому; асактах – лишенный привязанностей; сататам – всегда; карйам – являющуюся долгом; карма – деятельность; самачара – выполняй; асактах – не имеющий привязанностей; хи – безусловно; ачаран – совершающий; карма – деятельность; парам – Всевышнего; апноти – достигает; пурушах – человек.