Класс II полугодие
В конце 19 века одновременно сосуществовало 5 стилей:
импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм, символизм и модерн.
Импрессионизм возник раньше всех остальных стилей, при этом некоторые долгожители импрессионисты, например, Клод Моне (ушел в 1926 г),пережили основателя неоимпрессионизма Сёра (1891) и всех постимпрессионистов (Сезанн 1906, Ван Гог 1890, Поль Гоген Тулуз-Лотрек 1901,Поль Гоген 1903).
Неоимпрессионизм –стиль живописи конца 19 века, его появление связано с Восьмой выставкой импрессионистов. Центральным событием на ней было полотно «Воскресенье на острове Гранд-Жатт» молодого художника Жоржа Сёра, приглашенного Камилем Писсарро. Новую манеру, в которой писал Сёра, сначала причислили к импрессионизму, но вскоре возник специальный термин «неоимпрессионизм», введенный критиком Феликсом Фенеоном. Этот стиль называют еще по-другому: пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — «точка»). И еще одно название того же стиля – дивизионизм (фр. divisionnisme, от deviser – «делить»). Сразу три названия для одного стиля.
Художники- неоимпрессионисты: Жорж Сёра и Поль Синьяк.
Неоимпрессионизм (от греч. «неос» - новый) открытия импрессионизма – живопись чистыми цветами - развил и дал им научное объяснение, опираясь теоретически на закон оптического восприятия. Если импрессионисты и начали первыми писать локальными цветами, располагая радом мазки разных цветов, то делали они это скорее интуитивно и по наблюдению за природой. Неоимпрессионисты же сознательно следовали научной теории восприятия цвета, логике и точному умозрительному расчету: они целенаправленно разлагали сложный цветовой тон на спектрально чистые цвета, которые в виде точек разного цвета и различной конфигурации наносили на холст рядом друг с другом. Затем при восприятии картины зрителем с определенного положения оптически эти точки сливаются в нужный художнику цвет в сетчатке глаза. То есть художники не стали смешивать краски на палитре, а эффект смещения цветов происходил в восприятии зрителя.
В отличие от импрессионистов, ценивших эффект случайности, неоимпрессионисты наоборот случайности исключали, и предлагали сугубо научный способ живописи. Дивизионизм противопоставил живости мазков импрессионистов четкую систему вычисления и наложения точек, что делало работу художника очень сложной и трудоемкой, а способ письма строгим и сухим, но в тоже время привел к эффекту создания более интенсивных цветов, тонов и света в живописи.
Жорж Сёра (1859-1891) – глава движения, опирался на последние научные теории цвета. Разработка Сёра новой живописной системы, раздельными мазками в виде точек, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Произведения Ж. Сёра: «Купание в Аньере» 1883-1884(1), «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» 1884 – 18862х3 метра (2), «Порт-ан-Бессена» 1888(3). Фрагмент картины Сёра: техника пуантилизма (4)
1 2
3 4
Новая теория цветовосприятия описывала способность человеческого глаза самостоятельно составлять нужный цвет, соединяя световые лучи. Следовательно, и художник может не смешивать краски на палитре. Он должен просто нанести основные составляющие сложного цвета в определенных сочетаниях и в нужных количествах прямо на холст отдельными маленькими мазками. Количество точек каждого цвета высчитывалось математически. Было заранее известно сколько точек какого чистого цвета нужно поставить, чтобы зритель увидел задуманный сложный цвет. Живопись превратилась в точную науку, или имитировала ее.
Позже на основе этого метода создали первые растровые мониторы.
Такая кропотливая работа уже не могла вестись на пленэре, она требовала наличия мастерской. Картину «Воскресенье на островке Гранд-Жатт» Сёра писал с подготовительным этапом – полгода по воскресеньем он посещал это место для натурных зарисовок, в поиске образов и пейзажа. А затем на 2 года затворился в мастерской. Она вся была соткана из мелких точек и пульсировала множеством оттенков. При размере 2х3 метра. Колоссальная работа. Композиция статичная – все основательно смоделированные фигуры словно застыли по взмаху волшебной палочки. Но в ней не было уже ставшего привычным импровизационного артистизма и изящества импрессионистов. Поэтому картина вызвала недоумение, насмешки и споры.
Монументальность построения и новая техника письма. Стремление возродить благородство египетских и греческих композиций, соединив классический идеализм с современными выразительными средствами. Создание плоскостно-декоративных картин: «Парад» 1887-1888 (1). «Цирк» 1890-1891 (2)– последняя работа художника. интерес к ритмической организации холста.
1 2
Жорж Сёра умер внезапно, в возрасте 31 года. Но за несколько лет творчества собрал вокруг себя группу единомышленников. Самым верным новому стилю оказался Поль Синьяк.
Творчество Поля Синьяка (1863 – 1935) – французский художник, с его именем было связано дальнейшее существование неоимпрессионизма после ухода Сёра. Он стал пропагандистом этого направления. «Гавань в Марселе» около 1906-1907(1), «Сосна» 1909 (2), «Большой канал в Венеции» (3,4).
1 2
Камиль Писсарро, который на короткое время присоединился к неоимпрессионистам, называл их «научными импрессионистами», тем самым подчеркивая принципиальное различие между ними и своими прежними товарищами («романтическими импрессионистами»).
3 4
Синьяк написал несколько статей о новом методе и до конца жизни остался верен его принципам. Книга П. Синьяка «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899). В ней художник передал суть нового направления, где «развивали технику так называемого разделения (la division), пользуясь приемом оптического смешения тонов и цветов». «Женщины у колодца» (5, 6 - фрагмент)
5 6
Уже в романтизме Эжен Делакруа стал прибегать к научной теории цвета и использовал метод дополнительных цветов. За колористическую смелость французского романтика называли лунатиком, а его картины — мазней и пачкотней. Его последователи — импрессионисты, отказались от земляных тонов и писали, по словам Синьяка, «только цветами радуги».
Дивизионисты делают ещё один решительный шаг, они руководствуются уже не впечатлением от натуры, а возвращаются к точному научному методу, который практиковал Делакруа. В поисках яркости, силы и свежести краски — Синьяк и другие художники-неоимпрессионисты накладывают на холст ровные мазки чистого цвета.
"Живопись нельзя нюхать", — сказал Рембрандт, имея в виду то, что требуется определенное расстояние, чтобы зритель смог увидеть целое. Чтобы слушать музыкальную симфонию, садятся не среди медных инструментов, а в том месте, откуда звуки различных инструментов сливаются в созвучие, желанное композитору. Потом можно разобрать партитуру нота за нотой, чтобы изучить оркестровку. Точно так же и перед картиной, написанной техникой разделения, можно сначала стать достаточно далеко, чтобы получить общее впечатление, а затем, если хочется понять технические подробности, приблизиться, чтобы изучить игру красочных элементов», — писал Синьяк о неоимпрессионизме.
Но Поль Синьяк обладал иным талантом и характером, нежели Сёра. Он не был склонен к тщательным математическим расчётам. Его живопись – более эмоциональна, хоть и декоративна. Постепенно он ушел от живописи точками и стал рисовать небольшими квадратными мазками, напоминающими кубики мозаики. Морские пейзажи Франции: Сен-Тропе, Коллиура и др.«Место ристалищ, Сен-Тропе» (1)Поль Синьяк. «Портовые строения, Сен-Тропе» (2)
1 2
В зрелые и поздние годы Синьяк превращал свои картины в декоративные панно, которые имели мало общего с реальностью, но радовали глаз интенсивным звучанием цветов.
Как движение дивизионизм получил развитие помимо Франции в Бельгии (Тео Ван Риссельберге) и особенно в Италии (Джованни Сегантини) в конце 19 века., став там одним из источников появления футуризма – направления модернизма.
Мастера дивизионизма: Жорж Сёра, Поль Синьяк, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Анри Эдмон Кросс, Шарль Теофил Ангран, Максимилиан Люс, Ипполит Птижан, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.