Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Искусство «варварских» государств

Империи франков 5-10 вв.

Билет 8.В.1.

Периодизация: 1.Эпоха «великого переселения народов» (конец 4-5 вв.). 2. 395 г (4 в.) – распад единой Римской империи на Восточную - Византию (395-1453 гг., просуществовала 1 тысячу лет). и Западную (просуществовала 80 лет). 3.Падение Западной Римской империи в 5 веке и образование «варварских» государств империи франков: эпоха Меровингов (5-8 вв), 4. Империя франков эпохи Каролингов (8-9вв), 5. Оттоновское возрождение (кц 10 в) в Германии.

Эпоха империи Меровингов. Взаимодействие римской городской культуры с искусством и верованиями кочевых народов. Принятие христианства и его ведущая роль в формировании искусства западноевропейского средневековья.Архитектура: крипта (подземная усыпальница) в Жуарре (1), гробница остготского короля Теодориха в Равенне 6 в. (2). Скульптура. Рунические камни 7-11 вв. в Скандинавских странах, Ирландии, Британии: мраморная «Плита Зигуальда» 8в.(3).Орнаментально-декоративный характер плоского рельефа. Характерные мотивы: плетения из лент и жгутов, изображения виноградных лоз, декоративных крестов, венков с монограммой Христа, птиц.Распространение «звериного» стиля (6-8 вв.), орнамента «варварская плетенка» (4).

1 2 3 4

Распространение резьбы по дереву: предметы из Осеберга -кургана эпохи викингов (9 в.) на юге Норвегии, женское погребение в корабле-драккаре (1) с богатым инвентарём, деревянными предметами, покрытыми резьбой в зверином стиле(2,3,4).Драккар викингов в Средневолжье: «Заморские гости» НиколаяРериха 1901, Третьяковская галерея (5).

1 2 3 4 5

Драккар

Развитие книжной миниатюры меровингов. Скриптории – мастерские для создания рукописей при монастырях:Луксейль, Флер и Корби. Характерные черты: орнаментальный характер, «ковровые страницы», зооморфические инициалы – «Геллонскийсакраментарий» (1); ирландская миниатюра, ее характерные особенности: абстрактность изображений, линеарно-плоскостная трактовка форм: «Книга из Дурроу»стр с символом Иоанна (2), Книга из Келлса или Келлское Евангелие; конец 8 – начало 9 в.(3,4,5) «Евангелие из Эхтернаха» 8 в. стр со львом Святого Марка (6)

1 2 3. 4 5 6

Декоративно-прикладное искусствокочевников Евразии в хунно-сарматскую эпоху: «филигранный» и «полихромный» стили. Филигрань: ювелирная техника создания изделия в виде узорчатой сетки из тонкой кручёной проволоки -распространение мотива плетения(1). Полихромный стиль – дополнение золотых и серебряных украшений вставками из цветных камней.Характерное сочетание золота или золоченой меди с гранатами и рубиново - красным стеклом: фибулы из Чезены в Италии (2). Фибула - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением.Мотив пчел – в искусстве Меровингов (3). Позолоченная курочка г.Монца в Италии, 6 в. Предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг,вотивные (символические, приносимые в дар Богу) короны (корона Рецесвинта – символ признания правителем власти Бога над собой и народом).

1 2 3. 4  5

Эпоха Каролингов (последняя четверть 8 – первая половина 9 в.) - искусство периода империи франков, основанной Карлом Великим (768 – 814), объединившим земли совр.Франции, Германии, Италии, Испании (1).«Каролингское» Возрождение: культ образованности и рукописных книг, обращение к античной и раннехристианской традиции, подражание античности и одновременно смешение восточных, византийских и «варварских» влияний и традиций в искусстве.Монастыри и церкви - культурные центры эпохи.

Архитектура. Новый тип сооружений: бург– укрепленный военный лагерь, прообраз будущего замка; монастырского комплекса: сторожевая башня 8 в. в Нормандии (2). Базилика свыраженным движением с запада на восток, от входа к абсиде. Вестверк -это монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Вестверки характерны для церквей эпохи Каролингов, Оттонидов и церквей, построенных в романском стиле. Вестверк состоит из основной башни и двух примыкающих башен. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения. Если восток (место восхода Солнца) ассоциируется с Христом, то запад (место заката) ассоциируется с силами зла, которым нужно противостоять. Часто в вестверке располагается алтарь Архангела Михаила — борца с силами зла.Старейший вестверк в Германии - в аббатстве Корвей (3). «Дворцовая капелла в Аахене в Германии (мастер Эйд из Меца, 805г.; место захоронения Карла Великого) (4) и «Ворота монастыря в Лорше» ок. 800 г.(5) - уникальные нетипичные сооружения.Монументальная живопись. Мозаика в оратории Теодульфа Орлеанского в Жерминьи-де-Пре в совр. Франции- одна из немногих сохранившихся времени Каролингов. На ней два ангела с распростертыми крыльями указывают на Ковчег Завета (6).

1 2 3. 4 5 6

       Аахен –столица империи Карла Великого -славился циклом исторической живописи, которая не дошла до нас. Известно, что позже частные покои императорского Дворца в Ингельхайме на Рейне Людовика Благочестивого (сына Карла Великого) были украшены сценами из мировой истории.

Возникновение церковных росписей как «Библии для неграмотных». Расположение сюжетов в церкви: Христос Пантократор (Вседержитель). Фрески церкви св. Иоанна в Мюстайре в Швейцарии (1,2). Мозаики греческих мастеров абсид базилик Санта-Мария - ин – Доминика: мадонна с платком (2), Базилика Св.Пракседы с мозаикой «Райский сад», обе 817 – 824; Рим (3), подземной церкви Сан-Клементе (847-855; Рим). Фрески среднего яруса Базилики с надписями на итальянском (4).

1 2 3 4. 5

Расцвет книжнойминиатюры. Слово «минюра» (от латинского названия киновари – красной краски (minium), которой было принято выделять начало текста). Сочетание декоративного и иллюстративного принципов. Возникновение центров изготовления рукописных книг при монастырях (скрипториев) в Ахене, Реймсе, Туре и др. «Евангелие Годескалька»781 – 789 гг., Ахен (1). «Утрехтская Псалтирь» 9 в. (2) – новое – изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ. Евангелие Эббона: изображения евангелистов (3)Библия императора Карла II Лысого (846 – 851, Тур): сюжет поднесения книги императору - одно из первых изображений реального события (4).

1 2 3 4.

       Декоративно-прикладное искусство и пластика. Литургический гребень(1) со сценой «Распятия» (9-10-вв.), изделия из серебра: Палиото (2) базилики Амброджио в Милане (835). Палиото -облицовка стенок алтаря с применением серебра, золота, скульптурных и чеканных рельефов, эмалей, поделочных и драгоценных камней. Выполнялась мастерами-ювелирами, чеканщиками.Культ священных реликвий, связанных с жизнью Христа. Богоматери, апостолов.Статуарная пластика: реликварии -фигура св. Веры в аббатстве Конк конец X в.(3), конная статуэтка музея Клюни (или Карла Великого; Париж). Реликварий из Аахенской капеллы с бюстом Карла Великого. Ювелирное искусство, предметы христианского культа: корона Карла Великого. Бронзовая и деревянная пластика малых форм. Распад империи Карла Великого. Образование феодальных государств на территории Франции, Германии и Италии.

1 2 3 4 5 6.

Оттоновское возрождение- краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни в Германии при императорах-франках из Саксонии—Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и соборах возникли школы.

 

- разработана оттоновская каллиграфия. Возрождение Римской империи

Искусство Каролингов стало прологом романского периода в искусстве.

Романский стиль (11-12 вв.)

Билет 9. В.1.

Возрождение Римской империи. Ведущая роль церкви в политической и общественной жизни эпохи.В «оттоновское возрождение» 10 в. восстановлена Римская империя (с 1512 года-Священная Римская империя германской нации), просуществовавшая с 962 по 1806 годы (с 10 по 19 век) и объединявшая ряд территорий Европы: Германиястала её ядром, + северная и центральная Италия, Чехия, часть Франции. Империя рассматривалась как продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого, но была децентрализованной со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Во главе стоял император. Этот титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца 15 века — рейхстагом, представлявшим интересы сословий империи. Священная Римская империя существовала до 1806 года и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн, когда был сформирован Рейнский союз, а последний император Франц II Габсбург отрёкся от престола.

11-12 века: романский стиль. Расцвет феодальных государств Европы, средневековых городов, формирование городской культуры. Термин «романский» возник в 19 веке, когда была установлена связь архитектуры 11-12 вв. с древнеримской архитектурой (круглые арки, бочкообразные своды, апсиды, аканты и т.д.), что связано с возрождением Римской империи при франкских правителях Оттонах в Германии в 10 веке. Ведущая роль архитектуры и еесинтез со скульптурой и живописью.Христианская культовая и светская архитектура–массивная, основательная, имела дополнительно оборонительное значение. Монастыри-крепости и замки-крепости были каменными сооружениями и служили убежищем крестьянам деревень в дни войн. 3 типа романских храмов:основной –базилика,+купольный, зальный. Базилика – существовала в римскую эпоху для светских нужд, была переосмыслена. В романской архитектуре базилика вытянута по оси запад-восток, восточная часть – алтарь, западная – основной вход. Основной вектор: горизонталь, в плане крест (символ крестного пути). План базилики усложнился по сравнению с античной эпохой за счет прибавления трансепта (поперечного нефа) и башен. + каменные свободы вместо пожароопасных деревянных. Внутри ряды колонн делят пространство на нефы. Центральный неф на востоке завершается полукруглой апсидой с алтарём. В восточной же части перед апсидой нефы пересекаются трансептом. Над пересечением нефов и трансепта – средокрестии – стоитглавная башня-призма. Западная часть базилики – вестверк, это наследие каролингов. Небольшие окна–внутри сумрачно. Трансепт по краям также оформлен башнями, которые часто украшеныопоясывающими их аркатурными поясами из маленьких арок. Монастырские храмы – хранилища реликвий. Начались массовые паломничества в Иерусалим к месту воскрешения Христа и с целью поклонения священным реликвиям по пути во время остановок в крупных монастырях, способных вместить паломников. Так возникли паломнические церкви -базилики, с нововведениями романского стиля: они отличались наличием в восточной части хора с венцом капелл -хранилищ реликвий + появление на западном фасаде трех входов – порталов. На смену плоским деревянным потолкам с балочными перекрытиямипришел цилиндрический свод и крестовый свод (пересечение цилиндрических).Как и сама базилика такой свод уже был в Древнем Риме (в романском стиле возвращение к римским архитектурным элементам).  Возникли крупные городские Кафедральные соборы, с кафедрой архиепископа, где проходили и светские церемонии – свадьбы, приемы послов с его участием, а также с участием герцога, или короля Кафедральный собор в г.Пиза, Италия (1,2, 3,4).

1 2

3

 

4

Зальный храм - однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов): соборНотр-Дам ла Гранд в Пуатье, Франция(2). Купольный храм – храм с купольным перекрытием, центрическая постройка, восходящая к древнеримской архитектуре. Пример: Кафедральный собор Св.Петра в Ангулеме, Франция(3). Все эти три типа романских храмов получили развитие в рамках трех соответствующих архитектурных школ.

2 3

Светская архитектура: замок – жилище и крепость феодала (бург), средневековые города.

Скульптура: на порталахбазилик со сценами Страшного суда и спасения души и резные капители колонн – повествовательные капители. (в соборе Сен-Лазар в Отёне изображения на темы Библии и басен древнегреческого поэта Эзопа). Романский рельеф восходит к орнаменту периода «варварских государств» -варварская плетенка, но если раньше фигуры были частью орнамента, то в романском стиле они выходят на первый план. Считалось, что творец всего сущего один – Бог, поэтому имена архитекторов этой эпохи до нас не дошли.

Романский стиль Германии. Архитектурные школы: саксонская: базиликаСв.Михаила в Хильдесхайме(1), базилика Св.Кириака в Гернроде (2); хирсауская: базилика в Гурке(3), рейнская(Кафедральные соборы в Шпейере, Майнце, имперская базиликаСв.Петра вВормсе (4), Бонне, хор Страсбургского собора, аббатство с базиликойСв.Мариив Лаахе(5), вестфальская-кёльнская: купольная церковь Св. Марии на Капитолии в Кёльне(6).

1 2 3

4 5 6

Бюргерское строительство в городе.Развитие скульптуры, обилие скульптурного декора на фасадах храмов (Вормс: рельеф со сценой рождественского вертепа (1), скульптура «лев нападает на ранних христиан» (2), листья аканта(со времен греков, исп. в капители коринфского ордера 3).«повествовательные капители» (4,5)

1 2 3 4 5

Романский стиль Франции. Цилиндрическкая базилика Сен-Сернен в Тулузе(1). Купольная церковь Сен Фрон в Перигё (2). Зальная церковьНотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье(3). Экспрессивный характер декора порталов церкви Св.Петра в Муассаке (4), тимпан портала собораСв.Лазаря в Отёне (5), главная реликвия собора по преданию– мощи Лазаря, воскрешенного Христом. Скульптуры порталов церквей вМуассаке, Шартре, Отене.

1 2 3

4 5

Романские замки и крепостные сооружения: крепость Каркассон (1,2). Монументальная и миниатюрная живопись: Каркассон(3). Замок Сюлли (4)

1 2 3 4

Романский стиль вИталии. Античные и раннехристианские традиции.«Инкрустационный» стиль Флоренции:базилика Сан Миньято аль Монте (1), флорентийский баптистерий (2). Декорировка фасадов храма и башен архитектурными поясами: Пизанский ансамбль (3). Живопись: византийские и западные элементы: фреска Битва архангела Михаила с драконом, Сен-Савенсюр Гартан.Пуату,12 в. (4).

1 2 3 4

Англия: книжная миниатюра: «Три волхва» из псалтыря Св. Олбана, Англия, 12 век. (5)

Винчестерская библия (Нью-Йорк, коллекция Моргана), 12 в.: фризовая композиции. «История царя Давида»(6), инициалы (7).

5 6 7

 

История искусства Западной Европы: готический стиль (13-14 вв.)

Билет 10. В.1.

Современники называли новый стиль «французской манерой», потомки – готикой. Термин "готический "впервые в употреблениеввелДжорджоВазАри - основоположник искусствознания, живший в эпоху Возрождения (16 в), обозначив искусство «варварских» государств, отошедших от римского классического эталона.Первоначальное название стиля «французская манера» указывает на то, что готика родилась во Франции. Периодизация: ранняя кц 12 в, базилика аббатства Сен-Дени в пригороде Иль-де Франс под Парижем (1); зрелая, или высокая 13в., соборы Парижской богоматери, Шартра (2), Реймса, Амьена; поздняя«лучистая» готика: по более сложному узору «готической розы», расходящемуся лучами; Сен-Шапель (Святая капелла) в Париже (3), а затем поздняя «пламенеющая» готика кц14 - нч15вв. Миланский собор в Италии, окончен только в нч19 веке, оформлением фасада по распоряжению Наполеона (4).

1 2 3 4

Готическая эпоха – время рыцарства и Крестовых походов против мусульман с целью отвоевать Иерусалим, и против Византии, чьи императоры в военных конфликтах иногда принимали сторону соседей-мусульман. Заимствования: из мусульманской архитектуры в Европу пришли стрельчатые арки, из Византии особое понимание роли света в храме. Ведущая роль архитектуры. Расцвет средневековых городов с их коммунами. Типы планировки городов: городской собор XIII – XIV столетий, его важное градостроительное, культовое и общественное значение в жизни города. Главным стал Западный фасад с центром в виде витражного круглого окна («готическая роза») над центральным порталом (сверху над входом архивольт+ тимпан) перед этим фасадом располагалась главная площадь города. Большие Кафедральные городские соборы строились столетиями на средства горожан, главный архитектор получал статус «доктор». Готика переняла тип романской базилики с трансептом и башнями, но сильно изменила принцип архитектуры, отказавшись от несущей стены, используя каркас. Это облегчило конструкцию и позволяло устремить здание вверх. Синтез архитектуры, скульптуры и ДПИ в создании художественного образа готического собора. Самые ранние обнаруженные витражи 5-6 вв. в Германии и Англии, однако только в готику витраж становится обязательным элементом архитектурного стиля культового здания: витражи Шартра (1), Сен-Шапели (2). Наружный декор собора связан с облегченной конструкцией храма: статуи-колонны:«Неразумные девы Магдебургского собора» (3), рельефы порталов, появление круглой скульптуры, рождение готической скульптурной группы (северный портал Шартрского собора), s-образный изгиб позднеготической скульптуры. Культ богоматери как заступницы человека, образ «Прекрассной Мадонны»: статуя церкви святого Фоиллана в Аахене, Германия (4). Изображение мифических существ-гаргулий – скульптурных выступов водосточных желобов: собор Парижской Богоматери (5).

1 2 3 4 5

Появились строительные ложи – объединения ремесленников разных специальностей. Здание ратуши: в Мидделбурге, Нидерланды и ратуша в Лёвине, Бельгия (1), городской банк. Дома горожан (стены, выходящие на улицы, были глухими – без окон, из соображений безопасности «мой дом – моя крепость», 1 этаж – лавка, 2 – жилой, 3 -спальни). Феодальный замок: Рейнланд-Пфальц, Германия, главная башня – Донжон. Стиль «интернациональной» готики в изобразительном искусстве и его противоречивый характер: сочетание реалистической конкретности в изображении действительности и религиозной условности. Ведущая роль аллегории и символа в системе художественных образов. В готической рукописи изменился вид страницы: употребление остроугольного письма с кц XII века придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. Лист готической рукописи с рассыпанными сюжетными инициалами и малыми буквицами, имевшими орнаментальные ответвления в виде усиков, производил впечатление филиграни со вставками из драгоценных камней и эмалей. +Иллюстрации, звучные по чистым краскам, с реалистическими деталями наряду с растительной орнаментикой, религиозные и бытовые сцены. Нидерланды: книжная миниатюра братьев Лимбург «Великолепный часослов герцога Берийского»: страница с изображением Сент-Шапели Парижа (3)

1. 2 3 4

Готический стиль во Франции (12-14 вв). Стиль ранней готики. Известны место и время рожденияготики: королевское аббатство (монастырь) Сен-Дени в окрестностях Парижа(Иль-де-Франс), где покоились французские короли династий Меровингов и Каролингов. С 1137 по 1144 гг. настоятель аббат Сугерий перестроил церковь по собственному проекту, решив воплотить в архитектуре мысль, что «Бог есть свет», следуя учению раннехристианского богослова Дионисия Ареопагита, где и каждое живое существо – это часть божественного света, и весь мир – это световой поток. Чтобы прихожане могли это ощутить, он ввел цветные витражи, льющийся сквозь них свет преображал интерьер. В этом состояло значение цветной витражной живописи. Однако для этой задачи требовалось увеличить размеры окон, что исключала романская архитектура. Были разработаны принципы готической каркасной конструкции и ее основные элементы.Чтобы сделать большие окна, с наружных сторон храма ставились котрафорсы (1), принявшие на себя распор сводов, они видны только снаружи. А изнутри - впечатление невесомой прозрачной стены. Основу конструкции составлял крестовый нервюрный свод (2) – скелет свода, заполнявшийся распалубками (элементами свода). Арки нервюр приобрели стрельчатую форму – у таких меньше распор, главное давление в них не в стороны, а вниз, на саму опору. Опоры, а не стена, стали основной несущей частью готической архитектуры. Позже в зданиях, где средний неф был выше остальных, использовались аркбутаны (3,4) – специальные соединительные арки, перебрасываемые от центрального нефа к контрафорсу, передавая ему нагрузку. С выделением строительного каркаса стена больше не несла груз свода, не удерживала его распор. Она стала тонкой, а прорезывающие ее оконные проемы могли быть сколь угодно большими. Храм становился легким и мог стремительно расти вверх. Если романский храм имел в плане крест, вектор планировки –горизонталь, и воплощал идею Крестного пути, то готический с его устремленностью ввысь, вектором планировки – вертикалью, воплотил идею Вознесения.

1. 2

3 4

Приемы, примененные аббатом Сугерием, по отдельности использовались и раньше, до него не объединялись в одной постройке. Важнейшее достижение готической архитектуры – облегчение конструкции за счет выделения в здании строительного каркаса (1).

Первый готический собор в Иль-де-Франсе, Сен-Дени. Зрелая готика: Собор Парижской Богоматери (реликвия – Терновый венец), его композиция, значение. Собор в Шартре и его витражные композиции.Готические соборы в Реймсе (место коронации французских монархов, +витражи Марка Шагала 1974 года) (1) и Амьене (2). Сент-Шапель в Париже. Руанский собор (3). Замки-крепости готического периода.

Развитие готической скульптуры. Расширение тематики и выразительных средств готической скульптуры, преобладание круглой пластики в скульптурном убранстве собора (скульптура соборов в Реймсе и Амьене). Порталы Сен-Дени, Шартра, Нотр-Дам-де Пари. Готический тимпан, разновидности композиции. Появление светской монументальной скульптуры – донаторскиепортреты: поздняя готика -статуя Карла V иего жены Жанны Бурбонскойок. 1375, Лувр (4).   Французская книжная миниатюра.

1 2 3 4

Готический стиль Германии (12-14 вв). Сохранение романских традиций и форм в готической архитектуре Германии: Кафедральные соборы в Бамберге (1), Страсбурге (2), Фрейсбурге (3), Кельне (4). Характер скульптурного декора готического собора в Германии: драматизм, экспрессивная грубоватость языка пластических форм. Индивидуальная характерность образов. Скульптура Страсбургского собора (5), Бамбергского и Наумбургского соборов. Ута фон Балленштед и Эккехард в Наумбургском соборе, ок.1250—60 (6). Статуи Кельнского собора (7). Гражданская архитектура Германии. Ратуши, дома купеческих гильдий, типы жилых домов горожан (бюргерские, стиль фахверк с 14 века: дом в Кведлинбурге(8), и дома феодалов, напоминающие башни-донжоны). Замки – крепости (пфальцы) (9).

1. 2 3 4

5 6 7 8

Готический стиль Англии (13-15 вв) Культурные связи Англии и Франции. Своеобразие английского готического храма. Периодизация:1) ранний период английской готики - ланцетовидный стиль;Собор в городе Даремеок. 1130 - 1133гг(1) 2) зрелая готика (1272-1349) –«декоративный, или украшенный стиль» - (англ. DecoratedStyle); собор Солсбери (1220-1266); неф собора Вестминстерского аббатства (перестроенный в 1245-1269 гг.), своды собора в Уэллсе 1285-1340 (2). 3) поздняя готика(2-я пол 14 - 15 вв) - «перпендикулярный, или вертикальный стиль»; ч асовня Королевского колледжа в Кембридже (3).

Кентерберийский собор (4). Собор в Линкольне (5). Собор в Уэльсе(6). Вестминстерское аббатство в Лондоне(7). Широкое распространение скульптурного декора на фасадах готических храмов Англии. Английская миниатюра, ее орнаментика и особенности декора.

1 2 3 4

5. 6 7

Готическое искусство – важное звено в развитии европейской художественной культуры, в формировании национальных художественных школ.

Основные архитектурные элементы: каркасная конструкция, контрфорсы, аркбутаны, нервюрныйсвод, стрельчатые (ланцетовидные) своды и окна. Основные элементы архитектурного декора: витраж, портал с тимпаном в виде скульптурного рельефа+архивольт, статуи-колонны, масверк (декор окон, ажурные фризы), вимперг, фиал, пинкаль, крестоцвет, крабб.

Портал (1) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Перспективный портал готики:

Тимпа́н (2) в архитектуре — плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой.В тимпан помещают рельеф, живопись или мозаику на религиозный сюжет в храмах, или гербы. Чаще треугольной, полукруглой формы. В романском стиле и готике основной сюжет «Страшный суд»: в центре композиции фигура Христа, а по бокам — ангелы и демоны.

Архивольт (2) - обрамление арочного проёма над тимпаном, выделяющее дугу арки из плоскости стены

Статуи- колонны(3) статуарноеобрамление входаили архитектурного пояса

Вимперг (4) - остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами. Одним из предназначений вимперга является зрительное увеличение высоты сооружения.

2 3 4

Крестоцвет, или флерон (1) – декоративный элемент готики, украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов.

Крабб (2) – крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Выполнен чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах

Фиал (3) – декоративный элемент готики,декоративное завершение пинаклей и других архитектурных элементов.

Пинакль (4) – декоративный элемент готики, башенка в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом.

1 2 3 4

Витраж – вид монументально-декоративной живописи, может относится как к живописи, так и формально к ДПИ, композиция из цветного стекла в металлическом обрамлении, рассчитанная на сквозное освещение (окна, входная группа и др.).

Ма́сверк (с нем. — «чертёжная работа») (6) –декоративный элемент готики, каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Ланцетовидные окна, стена собора Девы Марии в Солсбери (Англия)

Масверк в венецианской готике (Италия): Дворец Дожей, Дворец Ка-д'Оро, или палаццо Санта-София на Гранд-канале

 

Билет 11. В.1. Искусство Нового времени: Эпоха Возрождения в Италии (15-16вв). Термин «Возрождение» или по-французски « Ренессанс» в 19 веке введен французским историком Жюлем Мишле, но подобное понятие встречается уже в 16 веке в работах итальянского основоположника искусствоведения Джорджо Вазари. Периодизация 1) Предвозрождени е (Проторенессанс, или Дученто, «эпоха Данте и Джотто», 2-ая половина 13-14вв.): флорентийская и сиенская школы. 2). Раннее Возрождение (Треченто, 15 век): сиенская, умбрийская, падуанская, ламбардская, флорентийская, болонская, пизанская школы; 3) Высокое Возрождение (Кватроченто, кц 15 – первые 20 лет 16 вв.) – флорентийская школа; Рим как художественный центр; 4) Позднее Возрождение (Чинквеченто, 2-ая половина 16 в.) – венецианская школа.

Италия не была единым государством, а была раздроблена на самостоятельные города-государства, соперничающие между собой. В то же время эта территория - наследница античных традиций Древнего Рима,вобравшего и переосмыслившего греческую культуру, здесь и зародилась культура Возрождения раньше, чем в других странах.Рост и укрепление экономики и политического значения коммун, превращение их в города-государства (республики), развитие торговли и производства привели к зарождениюкапиталистических «рыночных» отношений. Все это вело к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой церковной культурой, её аскетичный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.В становлении мировоззрения Возрождения свою роль сыграло и падение Византийской империи в 15 веке. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. Стали читать греческих и римских авторов, античную историю. В Византии никогда не порывали с античной культурой. Ценностью становится индивидуальность человека, личность, творческий дух, стала цениться новизна и оригинальность, происходит отход от средневекового канона в искусстве. Флоренция–стала ведущим центр итальянской культуры этого периода. Возврат к авторству, традиция подписывать свои произведения. Возникает история искусства, с жизнеописаниями художников, скульпторов и зодчих. Публику интересует не только само произведение, но и его автор с обстоятельствами жизни, поступками и высказываниями. История искусства Возрождения – это история имен и биографий художников.

Предвозрождение –сочетало черты поздней готики и возрождения. Появилась литература на народном итальянском языке. ПоэтыДанте («Божественная комедия»), Петрарка, Боккаччо сыграли важную роль в развитии светской литературы. Становление нового мировосприятия, основанного на интересе к реальной действительности, к человеку.Два центра нового искусства: соседствующие Флоренция и Сиена, оба города – в области Тоскана совр. Италии. Флорентийская школа живописи:творчество Чимабуэ (Ченни ди Пепо, 1240/50-ок. 1302), одного из последних продолжателей византийской традиции; «Мадонна с младенцем и ангелами» кц 13 века(1), изображение ангелов (2,3 из собрания Художественного музеяг. Падуя) – светотеневая моделировка одежды в отличие от византийской традиции, где не должно быть теней в символическом изображении сотканных из света персонажей.Еще более новаторский характер творчества архитектора и художника Джотто ди Бондоне 1266/67-1337гг, центральное значение его художественной реформы в развитии реалистического искусства эпохи Возрождения. Созданный имтип стенного панностал главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения: ключевая его работа - фрески капеллы Святой Марии Милосердной в Падуе 1308-1310 гг.(4) Храм прозван Капеллой дель Арена, так как построен на месте арены античного амфитеатра, и также Капеллой Скровеньи, по имени заказчика (донатора).Это место рождения изобразительного искусства эпохи Возрождения.

1 2 3 4

Цикл фресок Джотто в три яруса (1), в орнаментальных поясах, о земной жизни Христа имел новаторские черты: психологизм (композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах), прямая перспектива в изображении архитектуры в условном еще пространстве, светотеневая моделировка фигур: «Бегство в Египет» (2), «Поцелуй Иуды» (3). Драматургия сцен.

1 2 3

В одном из эпизодов «Страшного суда», сам заказчик (ЭнрикоСкровеньи) протягивает Богоматери в сопровождении святого Иоанна и Екатерины Александрийской модель капеллы в качестве пропуска в Царствие небесное (донаторский портрет), это один из первых портретов эпохи Возрождения (1). Из-за ограничений архитектурного плана Джотто использовал архитектурные обманки: искусно определил точку перспективы в центре капеллы и нарисовал между панно профили балок, а также ложные пьедестал и лоджии верхнего яруса, умело согласовав естественный свет из окон с освещением на его картинах. Изобразил две комнаты рядом с настоящим хором, которые были запланированы, но не построены (2): дорисовал недостающие пространства и т.д. Тот же принцип стенного панно во фресках Чимабуэ и Джотто использовали раньше в церкви Сан Франческо в Ассизи 1280-е гг.(3,4)

1 2 3 4 5 6

Башня Джото(5)- колокольня, или по-италКампанила при соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет черты романской («инкрустационный стиль») и готической архитектур: масверк, стрельчатые проемы (6).Кампанила строится отдельно от храма, возле него.

 

Художественное своеобразие сиенской школы. Черты утонченной изысканности и декоративизма в искусстве Сиены, они как ювелиры украшали поверхности утонченными стилизованными фигурами. Сохранение элементов византийской традиции при влиянии североевропейской готики: образ Девы Марии сближается с образом возлюбленной рыцаря – Прекрасной Дамы: идеализация изящества и красоты. Творчество Дуччо ди Буонинсенья (ок.1255-1319): «Маэста́»» итал. «Возвеличивание» (1308-1311) –алтарный образ Богоматери с младенцем во Славе – в окружении святых и ангелов для собора Сиены – большое событие в жизни города(1). Главным учеником Дуччо был Симоне Мартини (ок.1284-1344), прославивший Сиену, работая по заказу королей и римского папы: «Благовещенье» 1333(2).«Кондотьер Гвидориччо де Фольяни» (3) с завоеванными им крепостями. Симоне Мартини стал первым художником, возведенным в рыцарское достоинство.

1 2 3

 

РаннееВозрождение (15 в.): распространение гуманизма, героизация личности. Изучение античной культуры, творческое переосмысление ее наследия. Связь искусства и науки. Изучение законов линейной перспективы, строения и пропорций человеческого тела. Теоретическое обоснование нового искусства (трактаты Л. ГибЕрти, Л.Б. АльбЕрти). Архитектура: расцвет итальянских городов-государств в XV веке.Обращение к античному наследию: новые поиски выразительных и тектонических возможностей архитектуры для воплощения идеи соразмерности мира и его гармонии. Сложение нового типа светского здания (палаццо –квадратные в плане дворцы, занимавшие целый квартал, общественное здание, вилла) и культового храма (идеи центрического и базиликального храмов). Филиппо Брунеллески (1377-1446) и его сооружения: дом детского приюта-госпиталя с аркадами, 1419(1), купол собора Санта Мария дель Фиоре 1420 (2), капелла Пацци1430 (3), фасад палаццо Питти во Флоренции (4). Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – теоретик, архитектор, инженер. Его книги: «О живописи» -1435; «Десять книг о зодчестве»,1452. Архитектурные сооружения Альберти: палаццо Ручеллаи 1446-1451 гг (6), фасад церкви Санта Мария Новелла (7) (оба - Флоренция), церковь Сан Андреа в Мантуе (8).

1 2 3 4

6 7 8

 

Скульптура: новые приемы пластического языка, основанного на изучении натуры и на обращении к античным традициям; развитие ренессансного рельефа и круглой скульптуры (монумент, надгробие, скульптурный портрет) в творчестве Гиберти, Донателло и Вероккио. 

Творчество Лоренцо Гиберти (1378-1455). Идеализирующие тенденции и черты реализма в его произведениях: две пары бронзовых дверей для флорентийского баптистерия Св. Иоанна Крестителя, Сан Джованни(1): первые «северные» (1,2 фрагмент) 1401-1424гг; вторые «восточные», или «Райские» с позолотой (3,4) –1425-1452гг. В них вся жизнь мастера. Использовал прямую перспективу в своих композициях

1 2 3 4 5

Творчество Донателло - Донато ди Никкколо ди Бетти Барди (1388-1466) – глава нового реалистического направления в скульптуре. Изучение античной скульптуры, изображение обнаженного тела, проблемы развития свободно стоящей статуи, конного монумента, рельефа. Работа над образами Давида, 1408-1409 (1), Иоанна Евангелиста1408-1415, св. Марка 1411-1412 (2), св. Георгия 1416. Статуи ниш башни флорентийского собора (1420-1430): образы Иеремии, Аввакума. Деятельность Донателло в Падуе (1433-1443): рельефы падуанского собора св. Антония (1433); конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни «Гаттамелатта» (3,4), или «Пестрая кошка» в Падуе 1443-1453 гг. – его голова как образец гипсовых бюстов по учебному рисунку. Поздний флорентийский период: бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» (1456-1457), «Мария Магдалина», рельефы кафедры флорентийского собора.

Скульптурные и живописные произведенияАндреа Вероккио (1435-1488). Бронзовая фигура Давида 1476 (1), конная статуя кондотьера БартолоКоллеони в Венеции 1479-1496 (5), картина «Крещение» 1476 (6).Вероккио – учитель Леонардо да Винчи.

1. 2 3 4 5 6

Живопись Раннего Возрождения. Формирование локальных художественных школ (флорентийской, пизанской, сиенской, болонской, падуанской и др.).

Мазаччо (1401-1428) – флорентийская школа, родоначальник реализма в живописи XV века. Индивидуальность характеристики, выразительность передачи человеческих чувств и отношений. Фрески капеллыБранкачи (1) церкви Санта Мария дель Кармине 1425-1427,Флоренция: «Изгнание из рая» (2), «Чудо со статиром (податью)» (3), автопортрет (4).

1 2 3 4

 

Обобщенность и лаконичность монументальной формы в живописи. Формирование нового художественного языка, основанного на пристальном изучении законов реалистического отражения действительности. Использование научно обоснованного метода математической или линейной перспективы, разработка теории пропорций, изучение законов оптики и анатомии. Овладение средствами линейной и воздушной перспективы.

Творчество Сандро Боттичелли (1444-1510) – «поэта линий», флорентийская школа. Противоречивый характер его искусства. Произведения Боттичелли: «Поклонение волхвов» ок. 1475(1, с автопортретом), «Весна»ок.1478 (2), «Рождение Венеры» ок. 1485(3), «Венера и Марс»ок. 1500 (4). Точность и выразительность рисунка, сила экспрессии исполнительской манеры, тонкость передачи чувств и настроений.

1 2 3 4

Творчество Пьеро делла Франческа (1410/20-1492), флорентийская школа. Повлиял на развитие искусства Италии второй половины XV века. Трактаты о перспективе, пропорциях и правильных геометрических телах. Цикл фресок в церкви Сан Франческо в Ареццо: «История царицы Савской» (1). Парные портреты четы Монтефельтро(2). «Бичевание Христа» (3). Эпичность образов, лаконичность и обобщенность монументальной формы, разработка проблем передачи света и воздуха.

1 2 3

Высокое Возрождение. Расцвет искусства. Роль Рима как политического и художественного центра Италии. Воплощение в искусстве гуманистических идеалов совершенной личности и гармонического единства мироздания. Синтез искусств, равноправное положение живописи и скульптуры по отношению к архитектуре. Обособление и развитие новых жанров – портрета, пейзажа и исторической живописи.

Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519)– основоположника искусства Высокого Возрождения, ученого и художника. Его изобретения не теряют актуальности. Направлениядеятельности (живопись, скульптура, архитектура), композиционные и живописные эксперименты; учение Леонардо о светотени, прием «сфумато» (от итал. Sfumato) – «дымчатой» атмосферы с почти неуловимыми предметными очертаниями фигур. Ранние произведения Леонардо да Винчи, влияние в них искусства Кватроченто: фигура ангела в картине Вероккио «Крещение Христа» ок.1472(1), «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» 1478 (2). Работы 1480-х годов: «Поклонение волхвов» 1481-1482(3), «Св. Иероним»1481(4). «Мадонна Лита»1480 (5) –тип леонардовской женской красоты. (*Бенуа и Литта – по фамилиям владельцев картин)

1 2 3 4 5

 Миланский период творчества (1482-1499, 1506): «Мадонна в гроте» 1483-1494 (1) - алтарная картина, объединившая особенности манеры письма художника. Роспись альсекко «Тайная вечеря» 1495-1498 (2) в трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие (3) близ Милана - наивысшее достижение художника, в котором воплотились связи науки и искусства, научные и живописные изыскания Леонардо. «Портрет ЦецилииГалерани» 1483 (4), скульптурные работы: статуя Лодовико Сфорца – утрачена.

1 2 3 4

Возвращение во Флоренцию (1503-1506), основные произведения: картон «Битва при Ангиари» 1499-1506 (1 в копии Рубенса), «Портрет Моны Лизы Джоконды» 1503-1506 (2), «Святая Анна» 1500-1510 (3). Французский период творчества 1515-1519гг., приписываемая ЛдаВинчи Ажурная лестница в Замке Шато Де Блуа. Поздние живописные работы Леонардо «Вакх»1510-1515. Влияние Леонардо на развитие европейского искусства. Эстетические взгляды и теоретическое наследие Леонардо да Винчи, значение его научных изысканийв художественном творчестве.

1 2 3 4 5

Творчество Микеланджело ди Лодовико Буонаротти Симони (1475-1564) –титан Возрождения, который брался за любой сложности задачи и создавал шедевры, он был скульптором, архитектором, живописцем, поэтом. Универсализм отличал ренессансный тип художника. Основные этапы творчества. Ранние произведения Микеланджело: мраморные рельефные композиции: «Мадонна у лестницы» ок. 1491(1), «Битва кентавров» (1492); мраморные фигуры для церкви св. Петрония в Болонье (1494); Работа над статуей из испорченной другим скульптором глыбы мрамора – шедевр «Давид» (1501-1504).

1. 2 3 4 5

Живописные работы: тондо «Святое семейство» 1505-1508(1), картон «Битва при Кашине» 1505(2). Римский период творчества (1496-1500): пабота над фресками плафона Сикстинской капеллы в Ватикане 1508-1512: «Сотворение Адама» (3)

1 2 3

Роспись в одиночку плафона Сикстинской капеллы (по имени Св.Сикста) – общий вид (40х14 м)эпизодами из "Книги Бытия", "Сивиллами", "Пророками" и "Праотцами" (1). Скульптурные композиции: «Вакх» 1496-1497(2)«Оплакивание Христа», или «Пьета» 1498-1499 –первая и самая выдающаяся у Микеланджело (3)

1 2 3

ГробницаЮлия II (1505, 1513-1516, 1545): статуя Юлия II 1506-1508 (1), Моисей 1515-1516(2). Участие Микеланджело в обороне Флоренции (1529-1530). Ансамбль капеллы Медичи 1520-1534 во флорентийской церкви Сан-Лоренцо (3), концепция времени: алтарная композиция: «Нил»(4)-вечность, «Мадонна Медичи»(5)-историческое время, «Мальчик, вынимающий занозу», или «Скорчившийся мальчик» (6)- миг настоящего. Времена суток (3)

1 2 3 4 5 6

Поздние работы: фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле 1534-1541(1,2), фрески капеллы Паолинав апостольском дворце Ватикана 1540: «Мученичество Св.Петра» (2), бюст Брута1537-1538 (3), «Пьета» (1550-1555), «Пьета» (1546 г.– в Риме, 1548-1555 г. – во Флоренции). «ПьетаРонданини» (1555-1564). Отражение кризиса культуры Возрождения в поздних произведениях художника, трагически характер. Архитектурные произведения Микеланджело: достройка и расширение церкви Сан Лоренцо во Флоренции, проект фасада (1517-1520) и сакристия (усыпальница) Медичи при церкви Сан-Лоренцо, отделка библиотечного зала и вестибюля «Лауренцианы», завершение дворца Фарнезе, строительство собора св. Петра (купол) в Риме(5). Перестройка Капитолия, Рим 1546 (6).

1 2 3 4 5 6 7

Новаторские достижения в изобразительном искусстве: впервые элементы стиля барокко -- встречаются у МикелАнджело в его Библиотеке Лауренциано (7 лестница) и Соборе Св. Петра в Риме. Применение кривых линий, изменение значения стены, использование архитектурных деталей в интерьере - все эти новаторские приемы Микеланджело лягут в основу принципов стиля барокко. Микеланджело можно назвать последним архитектором Ренессанса и первым архитектором барокко.

Творчество Рафаэля Санти (1483-1520), создавшего образы прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа; совершенство композиционных построений. Рафаэль синтезировал достижения своих предшественников. Творческий путь художника. Влияние учителя Перуджино на ранние работы: «Сон рыцаря» (1), «Мадонна Конестабиле» (с книгой)ок. 1502: Конестабиле –по титулу владельца картины, во Франции так называли главного после короля начальника над всеми войсками (2), «Обручение Марии» 1504 (3, сравни с «Обручением Марии» кисти Перуджино). Флорентийский период: создание нового, земного и реалистического образа мадонны. Цикл картин с изображением мадонны: «Мадонна Грандунка» («Мадонна Великого Герцога»)ок. 1505(4),



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эпоха Средневековья, с 5 по 15 вв. | История искусства Испании эпохи Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1999 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.