Учебное пособие
По истории изобразительного искусства
Класс I полугодие
Б.7 В.1.
Искусство Восточной Римской империи – Византии
Эпоха Средневековья, с 5 по 15 вв.
Искусство Средневековья в целом - новая ступень художественного развития человечества, основанная на идее единства христианского мира. Периодизация искусства Византии:
1. Раннехристианское искусство (2 - 4 вв. н. э.)2. Ранневизантийский период (5-7вв)
3. Иконоборческий период (8-нч 9 вв) 4. Период Македонского Возрождения (9 – 11 вв)
5.Комниновский период (12 в). 6.Палеологовский период (13-15 вв).
Названия соответствуют времени правления династий: Македонской, Палеологов, Комнинов
1. Раннехристианское искусство – стало складываться в последние века истории Древнего мира, в Древнем Риме.Символизм - новыйхуд. принцип средневекового искусства на основе христианской идеологии.
2. Ранневизантийский период (5-7 вв.) –начало новой исторической эпохи – средневековья. «Золотой век» императора Юстиниана I (527-565). Константинополь (на Руси его называли Царь Градом, совр. Стамбул в Турции) - центр культурной жизни Византии в период правления Юстиниана. Ведущая роль церкви в феодальном обществе. Архитектура: сближение базилики и центрического храма, базиликально-центрический храм Св. Софии в Константинополе532 – 537гг.; зодчие Анфимий из Тралл, и Исидор из Милета – не сохранился, реконструкция (1), поздняя (9-10вв) мозаика донаторский портрет императора Константина (2). Храмы Равенны V-VII веков: Церковь Св. Аполлинария (Сант-Аполлинаре-Нуово) с уникальными мозаиками(3,4,5), оттуда же мозаика с портретом Юстиниана I.(6)Монументально-декоративная живопись (мозаики Равенны, фрески).Сложение системы византийского крестово-купольного храма: первые такие храмы Собор монастыря Св.Луки в Фокиде, церковь Успения Богоматери в Дафни (Греция), Собор Св. Софии в Киеве (5). Тонкий кирпич – плинфа.
1 2 3 4
5 6 7
Ранневизантийская иконопись 5-7 веков – отталкивалась от традиции Фаюмского портрета в технике энкаустики, существовавшего в Римском Египте I—III веков. Ранневизантийские иконы 5-7 вв в технике энкаустики – писали расплавленным воском с красочными пигментами): Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (1), Апостол Петр. Энкаустическая икона. 6 век. Монастырь святой Екатерины на Синае (2), Спас Вседержитель, 6 в., Синай. Иллюстрирование рукописей:иллюминированная рукопись сочинения Диоскорида «О лекарственных веществах» (лат. Demateriamedica), созданная в начале 6 века в Константинополе (4). «Пурпурные» кодексы: Евангелие из Росано - манускрипт 6 века на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка. Название рукописи происходит от города, в котором рукопись была найдена.Принцип размещения иллюстраций в виде фриза над столбцами текста характерен для сирийской школы миниатюры 6 в. (Россанское Евангелие).В 2015 году был включен ЮНЕСКО в реестр «Память мира» (5).
1 2 3 4. 5.
Декоративно-прикладное искусство 5-7 вв. (резьба из слоновой кости, ткачество, предметы церковного культа, ювелирное искусство) (1,2)Ватиканский крест Юстиниана II, 2-я пол. 6 в. Рим (3)Изображение процессии с реликварием. Слоновая кость. Византия. 6 век. (4).
1 2 3 4
3. Иконоборческий период (8-нч 9 вв): император Лев III, основатель Исаврийской династии, издал указ о запрещении икон. Периоды иконоборчества и иконопочитания (VIII-IХ) и их отражение в искусстве Византии.«Никейский ангел» - мозаика из Анатолии (1), в которой иконоборцы усмотрели земную красоту, и поэтому вызывавшая критику(VII век, восстановлена после разрушения).Хлу́довскаяпсалты́рь — манускрипт на греческом языке, созданный в Византии около 850 г., предположительно, в константинопольском Студийском монастыре. Одна из старейших сохранившихся псалтырей и одна из трех, оставшихся с IX века. Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества (2).Характерное для иконоборческого периода украшение храмов: Церковь Святой Ирины в Константинополе (3).
4. Период Македонского Возрождения (867-1056 гг., 9 – 11 вв): классический периодвизантийского искусства, расцвет приходится на 11 век. Формирование крестово-купольного храма и его главенствующее значение в византийской церковной архитектуре. Купольные центрические постройки в Константинополе: восстановление собора Св.Софии Константинопольской(4). Сложение системы изображений крестово-купольного храма, мозаики св. Софии в Константинополе: Христос Патократор (5), Иовн Златоуст (6). Памятники иконописи IX—XII веков: иконы «Святой Пантелеймон» (7) и «Владимирская Богоматерь» (8). Книжная миниатюра IX-XII веков: «Хлудовская псалтырь», «Парижская псалтырь» (9), «Менология» Василия II.
1 2 3 4 5 6. 7
8. 9
6. Период Палеологовского Возрождения (1261- 1453 гг., 12-15 вв): очень значимый период!!! восстановление Византии и Константинополя после разграбления 1204 года крестоносцами в ходе Четвертого крестового похода. Возрождение эллинистических традиций, расцвет мировоззрения исихазма (внутреннего молчания, постижения внутреннего божественного света). Различия в православной и католической церквях в толковании символики Фаворского света (согласно текстам Нового Завета, таинственный Божественный свет в момент Преображения Иисуса Христа). Исихазм – что это внутренний свет просиял. Католики – что это снаружи божественный свет снизошел от Бога. Подъем византийского искусства и культуры палеологовскоговремени (1261-1453), его связь с борьбой за национальную самобытность. Развитиекультового зодчества: перестройка церкви монастыря Христа Спасителя (совр. Стамбул, храм КахриеДжами) (1). Монументальная живопись XIII—XV вв. Мозаики и фрески КахриеДжами — выдающийся памятник ранней палеологовской живописи (2), сцена «Бегство в Египет» (3). Уникальные византийские мозаики базилики Сан-Марко в Венеции (4,5).
1 2 3
4. 5
Иконопись XIII—XV вв.: икона «Двенадцать апостолов» (1), мозаичные иконы (2,3). Движение исихазма и его влияние на художественный язык византийского искусства. Икона «Христос Пантократор» (4). Вклад византийской худ. культуры в искусство средневековой Европы, Ближнего Востока и Закавказья, в развитие искусства и культуры Древней Руси.
1 .2 3 4