Главная цель К арла Маркса (1818 -1883) – создание научной теории социально исторического процесса или, иными словами, разработка науки об обществе, максимально соответствующей идеальному образцу, каковым в то время считалось математическое естествознание.
Для Маркса ключом к решению проблемы становится идея создателя классической политэкономии Адама Смита (1723-1790), который вводит понятие абстрактного труда, позволяющего, отвлекаясь от профессиональных различий говорить о закономерностях осуществления труда вообще, труда как такового.
Маркс приходит к заключению, что последовательность событий, составляющих ткань человеческой истории, подчиняется не субъективной воле исторических персонажей, а объективной логике развития «материального производства», то есть производства предметной среды, составляющей необходимое условие бытия человека.
Согласно общей материалистической установке, диалектика выступает, прежде всего, как универсальный закон развития природы. Лишь поскольку она является законом природы, диалектика становится также и законом общественного развития, и только в третью очередь она может рассматриваться как закон мышления, поскольку оно является отражением природного и социального процессов.
Исторический материализм Маркса распространяет принципы материализма на всю область общественных явлений. Согласно историческому материализму, совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – реальный базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Базисные отношения, возникающие в сфере производства материального обеспечения жизни, в конечном итоге, обусловливает всю совокупность социального, политического и духовного ее содержания, последнее же, поскольку оно относится к надстройке, является производным от базиса и зависимым от него.
Исходным пунктом марксистского понимания человека является представление, согласно которому «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Иными словами, общественные и, прежде всего, трудовые отношения определяют сущность человека в гораздо большей степени, чем человек определяет характер этих отношений. Таким образом, производственная деятельность, труд рассматривается марксистами как главная причина, порождающая самого человека и определяющая магистральную линию развития его истории.
К концу Х1Х века среди наиболее авторитетных марксистов Германии намечается отход от ортодоксального учения. В работах Э.Бернштейна (1850 – 1932) появляется склонность к неокантианству, М.Адлер (1873 – 1937) увлекается эмпириокритицизмом, а такой видный социалист как К.Каутский (1854 – 1938) допускает даже философский плюрализм, утверждая, что главное – освобождение пролетариата, при этом совершенно безразлично как это освобождение будет обосновано – материалистически, идеалистически, по-кантовски или по-христиански. Лидеры II Интернационала склоняются к мысли о том, что сущность марксизма не в философской доктрине, а в социально-политической программе, которую можно совместить практически с любой философией.
Что же касается западного мира, то в ХХ веке там получили достаточно широкое распространение неканонические учения, условно объединяемые под общим именем неомарксизма. Для всех этих учений характерно критическое отношение, как к капиталистической системе, так и к советскому варианту социализма с его марксистско-ленинской идеологией. Философские школы нео- (или евро-) марксизма весьма неоднородны, но могут быть разделены на два основных направления, в которых, в свою очередь, можно выделить ряд более мелких течений. Главными направлениями можно назвать «гуманистическое», основы которого были заложены в 30-е годы ХХ в. работами Д.Лукача (1885-1971) и А.Грамши (1891-1937), и «сциентистское» (научное), сформировавшееся в 60-х годах под влиянием работ Л Альтюссера (1918).
«Гуманисты», опираясь на работы молодого Маркса, и, прежде всего, на «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», выступали против объективистско-натуралистического истолкования исторического процесса, появляющегося в более поздних произведениях. Они стремились сконцентрировать свои исследования вокруг проблемы человека, которого понимали как действительного субъекта истории, и не ограничивали себя слишком жесткой привязанностью к основоположениям Маркса, включая в свои рассуждения идеи, сложившиеся в рамках иных философских направлений.
«Сциентисты», напротив, акцентировали внимание именно на элементах объективизма, присущих материалистическому пониманию истории, и, апеллируя к поздним работам Маркса, стремились придать своим социальным исследованиям строгую форму естественнонаучных теорий. Если «гуманисты» считали традиционный марксизм недостаточно человечным, то «сциентисты», напротив, считали его недостаточно научным.
В современной литературе не сложилось однозначное определение неомарксизма, но, в целом, к нему обычно относят достаточно разнообразные философские течения так или иначе ориентированные на социально-исторические разработки Маркса, но в то же время не связывающие себя безоговорочным признанием пролетарской революции в качестве универсального средства решения всех проблем, стоящих перед человеческим обществом.