Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) представляет собой совокупность философских учений 14 – 16 вв., сложившихся первоначально в Италии, а затем и в других странах Европы.
Родоначальником гуманистического движения считают поэта и философа 14 в. Петрарку, который много сделал для возрождения произведений античной философии и литературы.
Николай Кузанский (1401-1461) в своем учении соединил подходы культуры уходящего средневековья и нарождающейся культуры гуманизма. Бог понимается им как бесконечное единое начало и вместе с тем как скрытая сущность всего мира, это «абсолютный» максимум или абсолют. Используя принцип совпадения противоположностей, он рассматривает Бога как максимум, так как он то, без чего ничего не может быть, и как минимум, так как он не может быть и менее этого. Мир содержится в Боге, Бог охватывает собой весь мир, что соответствует позиции пантеизма.
Николай Коперник (1473-1543) к 1532 завершил работу «Об обращении небесных сфер», на издание которой он долго не решался, хотя был убежден в ошибочности системы Галилея и истинности гелиоцентрической модели Вселенной. В год смерти в 1543 г. работа вышла в свет. Она возвещала не просто новое указание на движение Земли, но составляла новый способ миропонимания. Обосновывались положения, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, вокруг своей оси, мир и Земля сферичны, движение небесных тел круговое и постоянное, Земля занимает лишь малую часть бесконечно большого пространства небес.
Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский философ и поэт. За свои философские взгляды, в том числе и за теорию множественности миров, был арестован по доносу, передан сначала венецианской, а затем и римской инквизиции, перед которой проявил редкое упорство в своих убеждениях и нежелании отречься от них, в результате чего был сожжен в Риме как нераскаявшийся еретик. Бруно пошел дальше Коперника. Он решительно устранил все ограничивающие «сферы», перешел от гелиоцентрической и неограниченно большой, но все же не бесконечной Вселенной Коперника, к актуальной бесконечной Вселенной. Его Вселенная наполнена бесчисленным множеством обитаемых одушевленных миров, существующих не в пустом пространстве, как у античных атомистов, а в питающей их сфере.
Для Пико делла Мирандоло (1463-1494), итальянского философа и гуманиста эпохи Возрождения, человек – это полновластный творец собственного «Я». Учение о достоинстве и свободе человека Пико называл способностью охватывать собою все виды реальности, растворять в себе всякую природу, всякую сущность, благодаря чему человек, вбирая в себя все, может стать чем угодно.
С Парацельса (настоящее имя Филипп фон Гогенгейм (ven Hohenheim) (1493-1541, Зальцбург) – врача и философа, медицинского алхимика, берет начало немецкая натурфилософия. Он трактует природу как живое целое, с невидимой «звездной душой» (астральным телом), деятельным началом природы.
Крупнейшим представителем социальной философии Возрождения был Николо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский политический писатель, историк, поэт. В качестве нормы политического бытия он провозгласил принцип «цель оправдывает средства». При этом он считал, что только «общее благо» и прежде всего объединение Италии в цельное национальное государство должно быть истинной целью «нового государя». Происхождение государства, морали, права, религии он объяснял критериями пользы и необходимостью защиты людей от враждебных им сил природы и друг от друга.
Томас Мор (1478 – 1535) – английский гуманист, государственный деятель и писатель с наибольшей полнотой отразил социальные идеалы ренессанского гуманизма, в своей «Утопии» (1516) он описывает фантастический остров Утопия, название которого впоследствии стало нарицательным. Здесь выдвигается образ общежития, в котором отсутствует всякая собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению. Гуманистические мечтания о строе, возвышающем образованных и добродетельных людей нашли отражение и в представлениях о счастье индивидуума, которое приносится в жертву благополучию гражданского коллектива.
Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) – итальянский мыслитель и поэт, автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, астрономии и астрологии, филологии и медицине. В своих многочисленных работах Кампанелла рисует картину одушевленной Вселенной, которую он называет «чувствующим животным». Идеал наилучшего государства он выводит в знаменитом диалоге «Город Солнца». Идеальный город-государство основан на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве, где действуют справедливые законы, решающую роль играет наука, связанная с «естественной» религией, благодаря чему осуществляется проникновение в тайны мироздания, совершенствуется человек и общество.