Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ХристианскйШестоднев и научное знание

Перед большинством святых отцов, которыми так или иначе толковались первые две главы книги Бытия, не стояло проблемы соотнесения учения Церкви с научными взглядами в том виде, в каком она стоит перед нами сейчас. Тогда не было ни того понимания научного знания, ни того огромного значения этого знания в человеческом обществе, какие есть ныне. И поэтому в то время не могла быть возможной ситуация, когда научное понимание мира являлось бы для многих людей более авторитетным, чем позиция, указанная в Священном Писании. Гармоничное восприятие «двух книг» было нарушено научной революцией Нового времени. Особенно большое влияние на мировоззрение оказали две натуралистические теории, возникшие в XIX веке: униформизм в геологии (принцип однообразия процессов и законов, наблюдаемых в настоящее время, и тех, которые действовали в отдалённые геологические эпохи – «настоящее есть ключ к прошлому») и эволюционизм в биологии (учение о происхождении всех живых существ от общего предка).

В предшествовавшие XVIII–XIX столетия общепринятой была модель вечно существующей, бесконечной и статичной Вселенной. К середине ХХ века наряду с теорией «стационарной Вселенной» (вечной, бесконечной и расширяющейся) оформилась модель расширяющейся и имеющей начало Вселенной (теория «Большого взрыва»). Только после открытия микроволнового реликтового излучения в 1964 г. и обнаружения предсказанных неоднородностей этого излучения в 1992 г. (см. Часть 2[lii]) модель стационарной Вселенной была отвергнута, а теория Большого взрыва получила признание большинства учёных-космологов.

Результаты исследований в области геологии, физики и астрономии, полученные в Новейшее время, свидетельствовали о древнем возрасте Земли и Вселенной (по современным данным – около 4.5 и 14 миллиардов лет, соответственно) и тем самым усугубили противостояние между научными и библейскими взглядами на мироустройство. В чём причины возникших разногласий между Книгой Бытия и наукой?

1. Cвященное Писание(СП): Завершение творения мира к седьмому дню: Творение мира завершилось к седьмому дню: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2).

Согласно научным данным Вселенная возникла из небытия около 14 миллиардов лет назад.

2. СП: Гармония творений: В конце шестого дня после сотворения человека «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма...» (Быт. 1:31).

По научным данным: многочисленные творения оказались недостаточно хорошими, чтобы дожить до конца шестого дня.Например, около 85-95% морских видов и более 50% всех семейств животных погибли только в одном пермском вымирании около 250 миллионов лет назад.

3. Отсутствие хищничества в первозданном мире СП: Хищничества не было в первозданном мире: «...а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:30). Однако по теории эволюции хищничество существовало на всех стадиях эволюции животных.

4. СП: Сверхъестественное сотворение первых людей: Человек – венец творения – был создан по образу и подобию Творца чудесными сверхъестественными действиями: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21-22).

Но по ТЭ человек (по крайней мере, его телесная составляющая) – это продукт естественной эволюции популяции человекообразных животных; библейский рассказ о творении Адама и Евы (Быт. 2) следует понимать как аллегорию эволюции. Такое крайне аллегорическое толкование подразумевает, что язык и содержание 1-2 глав Книги Бытия были не только недоступны для адекватного понимания, но и вводили в заблуждение человечество в течение тысячелетий

5. СП: Повреждение природы человека вследствие грехопадения СП: Человек был сотворен совершенным, но вследствие грехопадения его природа и природа всего мира повредилась и деградировала.

По ТЭ современное состояние природы и физические законы остаются такими же, как и в древнем мире, а человек находится на вершине эволюционного развития и продолжает совершенствоваться – т.е.биологическая эволюция продолжается в наше время.

6. Раз начавшись, эволюция не нуждалась в сверхъестественном вмешательстве

Проблемы в самой теории эволюции:

1) Происхождение клетки. Микроэволюция хорошо задокументирована; примерами могут служить приобретение бактериями устойчивости к антибиотикам, развитие резистентности к инсектицидам у насекомых, возникновение человеческих рас и др. Большинство биологов в настоящее время убеждены, что те же самые процессы микроэволюции, действие которых мы наблюдаем за короткий промежуток времени, обеспечили развитие всего разнообразия биологических видов на Земле за миллиарды лет (макроэволюция).

Однако, выяснилось, что новые клетки всегда происходят путём деления предсуществующих клеток и не могут формироваться, как предполагали в начале ХIХ века, из неклеточного вещества. Эти положения оказали важнейшее влияние на становление современной биологии и получили абсолютное подтверждение в бесчисленных наблюдениях и экспериментах.

Рассмотрим минимально необходимые компоненты для построения и функционирования клетки:

Во-первых, это инструкции(гены) для производства составных частей клетки и их сборки

б)Далее нужны устройства для воспроизводства частей клетки в соответствии с генетическими инструкциями.

в)И наконец, необходим механизм по обеспечению структурной целостности системы и связи всех её компонентов.

Все эти части должны возникнуть одновременно по принципу «всё или ничего» для обеспечения целостности и функциональности клетки как единицы живого.

Если учесть, что вероятность спонтанного возникновения даже одного гена исчезающе мала и не принимается во внимание в научных работах(а для построения «минимальной» клетки потребуется, как минимум, 425 генов), то спонтанное формирование сотен генов и дополнительных структурных компонентов клетки (Рисунок 3) из молекул-предшественников представляется невозможным. Академик РАН А.С. Спирин пришел к заключению, что проблема происхождения первой клетки становится недосягаемой для познания.За всю историю биологии теоретические и практические усилия, направленные на пересмотр закона «всякая клетка от клетки», оказались тщетными и не внесли заметного вклада в науку.

2) Проблема снижения эффективности репродукции живых организмов с возрастанием их сложности. Поскольку эволюция идёт в направлении максимизации репродуктивного успеха, а с возрастанием сложности эффективность репродукции уменьшается, то следует ожидать, что эволюция должна благоприятствовать снижению, но не возрастанию, сложности.

Дарвиновский мир должен состоять исключительно из бактерий и других одноклеточных организмов, соревнующихся между собой, чтобы стать самыми простыми и наиболее эффективными репликаторами» [23] (перевод – В.И.). Благодаря быстрой репродукции (время генерации составляет около 1 часа для бактерий и 20 лет – для человека),

3)Проблема перехода из одного вида в другой: организация биологических организмов, начиная с клетки, подчиняется принципу нередуцируемой сложности: в результате небольших последовательных модификаций системы невозможно создание совершенно другой, новой системы(вида). В качестве иллюстрации - мысленный эксперимент «эволюции» велосипеда, в котором фабрика производит велосипеды со случайными ошибками («мутациями»), пользователи отбирают удачные варианты («естественный отбор»), а наиболее востребованные модификации включаются фабрикой в базовую конструкцию («наследственность») [29]. Легко представить, что таким путём могут появиться многочисленные разновидности велосипеда («микроэволюция»). Однако также очевидна невозможность «макроэволюции» велосипеда в мотоцикл в результате последовательных небольших изменений именно ввиду нередуцируемой сложности основного «прогрессивного» механизма – двигателя внутреннего сгорания. Для работы двигателя потребуется не только наличие всех принципиальных частей, но и их точная подгонка друг к другу, например, размеров цилиндра и поршня. Таким образом, чтобы быть работоспособным и полезным для пользователей, такой механизм должен возникнуть сразу в законченном виде, что исключает возможность постепенной «эволюции».

Таким образом, беспристрастные факты научного исследования выявляют как невозможность гармоничного сочетания между собой библейского Шестоднева с научными данными, так и непреодолимые проблемы в теории эволюции. Одним из удачных, на мой взгляд,вариантов решения проблемы является признание качественных различий между первозданным миром и падшим: как нетление отличается от тления, так отличается состояние мира до и после грехопадения. Т.е. мир остался тем же самым, но изменился образ его существования, изменилось его качество, само время, как один из основных атрибутов тварного чувственного мира, также исказилось при грехопадении. Всем известное время падшего состояния мира (время "кожаных риз") является мерой тления, распада, стремления к "ничто", когда каждый момент перечеркивает все, что было до него. Время же в первозданном мире можно определить как меру совершенствования твари, ее стремления к своей цели, ее восхождения к Творцу, в Котором все пребывает вечно. Очевидно, что речь здесь идёт о двух различных направлениях («стремлениях») времени. Их можно условно изобразить как вертикальное «первозданное время» и горизонтальное «тленное». Причем, речь идет не об изменении какого-то одного отрезка времени, а о кардинальном изменении всей пространственно-временной системы, ВСЕГО времени – включая прошлое.

Иером. Серафим Роуз, обобщая святоотеческое понимание шести дней творения, пишет: «Но шесть дней творения — не естественный процесс; они суть то, что произошло прежде, чем начались все мировые естественные процессы. Они суть дело Божие; по самому своему определению они чудесны и не вписываются в естественные законы, управляющие тем миром, что мы видим сегодня». «Останки ископаемых — это не останки Шести Дней, но история падшего мира после его сотворения. Шесть Дней находятся за рамками научного наблюдения и измерения и различаются по роду своему от того, что измеряет наука.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Творение материального мира | Наиболее масштабная педагогическая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 308 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.