Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев.Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Творение мира описывает ветхозаветный пророк Моисей, который в самом начале Библии, в книге Бытие описывает то, что он видел, будучи просвещаем Св.Духом.Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее действие Божие на неустроенную «первоматерию»
Первый день творения
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).
По Божественному повелению возник свет. Что это был за свет? До недавнего времени это место Священного Писания многие богословы толковали, исходя из теории эфира. Ученые предполагали, что вся Вселенная заполнена тончайшей невидимой материей, которой дали название эфир. По этой теории свет есть не что иное, как колебание эфира. Во вселенной это колебание эфира производят звезды, в том числе и наше солнце.
Но здесь надо отметить, что в XX веке в связи с открытием квантовой энергии, произошла грандиозная ломка прежнего научного мировоззрения. Появились новые гипотезы и теории. И прежде всего, здесь интересна теория Большого взрыва(самая распространенная на данный момент). Кратко ее можно описать следующим образом. Вся Вселенная примерно 20 миллиардов лет назад находилась в сжатом состоянии. Все ее вещество заключалось в одной точке, в атоме, который не имел ни времени, ни пространства. И вот, в силу какой-то, еще неизвестной для науки причины, первоначальное ядро взорвалось, и явилась ослепительная вспышка света – огненный шар, который стал расширяться с невероятной скоростью. Быстро расширяясь, первичное вещество Вселенной также быстро теряло свою плотность и температуру. Взаимодействуя между собой, элементарные частицы стали создавать сначала атомы, затем – молекулы, звезды и планеты. Но не все элементарные частицы перешли в твердое вещество, большое количество их осталось во Вселенной в виде лучевой энергии.
Таким образом, под тьмой в данном стихе мы можем понимать вещество, а под светом – лучевую энергию, которая в определенный момент образования Вселенной отделилась от твердого вещества и существует до настоящего времени, хотя в большей своей массе остается невидимой для человеческого глаза.
При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. Скорее всего это сделано для того, чтобы поставить эти этапы творения в некоторое соответствие с семью днями еврейской недели, где каждый день рассматривался как Божий дар, а кульминацией была суббота. Поэтому главный духовный смысл «Семиднева» таков: творение нашего мира есть священнодействие Бога. Каждый творческий «день» начинается «накануне»: и был вечер, и было утро. Из небытия в бытие, из тьмы во свет приводится всякая тварь. И по сей день в Церкви каждый день считается с предыдущего вечера — это священное время.
Второй день творения
И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и отделил воду, которая под твердью(небом), от воды, которая над твердью(над небом).
Во второй день Бог создал физическое небо. Славянское слово твердь тщетно старается передать смысл еврейского слова ракия (“пустое пространство”), происходящего от глагола рака — “простирать, растягивать”.При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.Некоторые современные толкователи второй библейский день понимают как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Что же касается всего космоса, то, по утверждению ученых, он продолжается до настоящего времени.
Третий день творения
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. (Быт.1:9-12)
И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13). В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. В этот третий творческий «день» ожила земля, зазеленели ее необъятные просторы, покрылись в конце «дня» могучей растительностью земные долины.Но лес был необитаем, в нем не было ни птиц, ни зверей, ничего живого.
Четвертый день творения
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов(Быт.1:14)
И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18). В этот период по Слову Творца окончательно установились солнечная и звездная системы, которые уже начали зарождаться во второй день. Они не переставали развиваться и совершенствоваться и в третий день, но только в четвертый день получили свое завершение.
Пятый день творения
В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).
Исполинская растительность понемногу очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. В силу этого Божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества – из ничего. Тут создавалась живая душа, явилось нечто такое, что не существовало в первобытном веществе.
В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), так же как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.
Шестой день творения
В шестой день творения Бог создал животных, обитающих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).
Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Мы видим, что Бог творит все в определенной последовательности возрастающего совершенства. Вода и воздух наполнились жизнью, но третья часть планеты – суша оставалась еще необитаемой. Но вот настало время и для ее заселения. Примечательно то обстоятельство, что всемогущее Слово Творца обращается к земле и призывает ее соучаствовать в творении животного мира. В шестой творческий день земля во всех своих частях была уже населена живыми существами. Мир живых существ представлял стройное биологическое дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви – из высших животных. Но это «дерево» не имело еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину. Не было еще человека – царя природы. Но вот явился и он.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).
Человек сотворен особым способом. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).
С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31). Эти слова хорошо весьма (слав. добро зело) являются неизменной характеристикой творения. Совершенство творения следует понимать, во-первых, в том смысле, что мир со всеми силами и законами, которые ему присущи, целиком и полностью отвечает тем целям и задачам, ради которых он был создан. Во-вторых,рука Творца не внесла в мир никакого зла.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).
Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается, во-первых, на окончание этапов творения мира, а так же на тайну истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.
Соответствуют ли эти «дни» нашим суткам в 24 часа, или же они обозначают длительные эпохи, и качественный – имеет ли первозданное время то же качество, что и время падшего мира? Мнения святых отцов по этим вопросам не были однозначными. М.А. Скобелев так подытожил святоотеческие толкования «дней» творения: «Для святых отцов, толковавших Шестоднев, этот вопрос не был главным: одни понимали слово день буквально: преп. Ефрем Сирин [31] и литургическая традиция, согласно которой первый день – воскресение, а шестой – пятница, другие: свят. Василий Великий, блаж. Августин воздерживались от уточнения значения этого слова. Так, блаж. Августин говорит: «Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро – вследствие восхода солнца; но из этих дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый».