Лекция 4: Виды Божьих творений. Шестоднев
Символ веры называет Бога Творцом «неба и земли», то есть всей совокупности конечного бытия. Слова «видимым же всем и невидимым» являются пояснением предыдущих и указывают на два основных вида творений.
Мир духовный или ангельский
«Пространный Катихизис» говорит, что «под именем невидимых» должно разуметь «невидимый или духовный мир, к которому принадлежат ангелы». «Пространный Катехизис» дает следующее определение Ангелов: «Духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом». Ангелами они называются, потому что «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14).
Место пребывания ангелов в Священном Писании называется различно, например небо небес (3Цар.8:27) или третье небо (2Кор.12:2). Что это такое, Священное Писание не конкретизирует. Когда был сотворен ангельский мир? Точных указаний на время сотворения ангелов Священное Писание не дает.
В святоотеческих текстах встречаются различные мнения:
1) ангелы сотворены прежде вещественного мира. По разъяснению свят. Василия Великого «Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей... Они-то наполняют собою сущность невидимого мира...».
«где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов.38:4-7)
2) Ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Так полагал, например, блаж. ФеодоритКиррский. Блаж. Августин считал, что ангелы сотворены в первый день вместе со светом, и именно поэтому ангелов называют вторыми светами. Наиболее обоснована и распространена первая версия
Вечность ангельского мира не тождественна вечности Божественной, поскольку ангельский мир, несомненно, имеет начало. Кроме того, ангельский мир в той или иной степени подвержен изменению – так, известно, что часть ангелов пала. У свв. отцов встречаются высказывания о том, что ангелы способны совершенствоваться, непрестанно возрастая в стяжании вечных благ, что также предполагает некоторую соотнесенность со временем. Соответственно утверждать бытие вне времени и пространства возможно только по отношению к Богу. Что касается ангелов, то они, как существа тварные и, следовательно, ограниченные, в определенной степени зависят от этих категорий тварного бытия. С одной стороны, из Священного Писания видно, что по отношению к свойствам пространства и времени ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди. В частности, они могут перемещаться с огромной скоростью, при этом они не удерживаются, как говорит преп. Иоанн Дамаскин, «ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями... и пребывают в местах, постигаемых только умом». По природе ангелы не имеют вида, подобно телам, и поэтому не имеют троякого измерения. С другой стороны, они не вездесущи: духовно присутствуя там, где им повелено, они не могут одновременно действовать в другом месте. Когда они находятся на небе, их нет на земле, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе, т. е. в определенной степени они все же ограничены в пространстве, поскольку не обладают свойством вездеприсутствия.
О том, что мы не знаем ничего об ангельском естестве, косвенно свидетельствует и само наименование: слово «Ангел (angelos)» буквально означает «вестник», «посланник» и таким образом указывает не на природу, а на исполняемое служение. В Священном Писании Ангелами называются Сам Господь Иисус Христос (Мал. 3:1), Иоанн Предтеча (Мф. 11:10), ветхозаветные священники (Мал. 2:7), пророки (2Пар. 36:15–16) и даже неодушевленные предметы, когда они являются орудиями воли Божией (Пс. 77:49)212.
Из Священного Писания следует, что существуют различные «чины» ангелов. Так, некоторые из небесных сил называются просто ангелами, а другие – архангелами (буквально «старшими ангелами»). По общепринятому мнению выделяют девять ангельских чинов, которые разделяются на три триады (по нисходящей): Епархия: серафимы, херувимы, престолы. Метархия: господства, силы, власти. (Без названия): начала, архангелы, ангелы. Неизвестно, исчерпываются ли все ангельские чины теми девятью чинами, которые упомянуты в Священном Писании, или существуют и другие ангельские лики.
Таким образом, главное, что необходимо усвоить: один лишь Бог абсолютно духовен, т.е. невещественен, не ограничен пространством и временем, чье естество является абсолютно простым(не-составным) и бесконечно отличным от всего остального и не имеющим никакого начала. Далее, в рамках уже сотворенного мироздания мы можем выделить духовный ангельский мир и вещественный материальный мир. В сравнении с нашим миром, ангельский мир мы можем назвать невещественным, а ангелов – бесплотными, но в сравнении с Богом даже ангельское естество будет грубым и ограниченным.