Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие гражданского общества




 

Наша страна на протяжении двадцати лет идет по непростому пути радикальных изменений экономических, политических, социальных, духовных и общественных отношений. В России по существу революционным путем произошла масштабная замена одной, находившейся в состоянии всеобщего кризиса социально-политической системы, другой, которая всё еще находится в переходном состоянии, переживая сложности утверждения демократических механизмов функционирования политической системы, формирования гражданского общества, возрождение которого в современной России, начинается с конца 80-х годов. Новые социально-политические и экономические реалии обуславливают потребность глубокого и обстоятельного разбора в содержании этого процесса и поиске ответов на ключевые концептуальные проблемы: возможно ли в обозримом историческом времени формирование развитого гражданского общества в России, и какие условия и факторы необходимы для этого.

Термин «гражданское общество» имеет глубокие исторические корни. Так, в работах Аристотеля и Цицерона он использовался как синоним «политического общества» и самого полиса, так как для них общественная жизнь человека была неотделима от жизни полиса. 

В средние века одной из предпосылок развития представления о существовании независимого пространства человеческой жизни от воли «власть имущих», было связано с западной, католической религией, которая очерчивала границы властолюбивым и честолюбивым притязаниям своих же членов, настаивая на приоритете свободной воли граждан [33, С.116-129]. Данные процессы религиозной реформации значительно увеличили степень внутренней свободы и независимости человека.

Наиболее распространённой гипотезой развитие понимания гражданского общества является идея его зависимости от протекания процесса политической модернизации, происходившим в странах западной Европы и Америки в 17-19 вв., и постепенного расширения прав личности, как политических, так и социальных. В работах Фергюсона, Руссо и Канта появились различные понимания гражданского общества уже в современном им контексте. Так, по мнению Канта: «Только в обществе, и именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм и, тем не менее, самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, – только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно само осуществило. Вот почему такое общество, в котором максимальная свобода под внешними законами сочетается с непреодолимым принуждением, т.е. совершенно справедливое гражданское устройство, должно быть высшей задачей природы для человеческого рода, ибо только посредством разрешения и исполнения этой задачи природа может достигнуть остальных своих целей в отношении нашего рода». [ 21, С. 187].

 Шотландский просветитель А.Фергюсон считал, что развитое гражданское общество обеспечивает уважение к личности, семье, возводя человеческое достоинство в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. «…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?»[38].

Либеральная трактовка гражданского общества времен Локка и Гоббса утверждает, что естественным началом общества и жизни человека является не природа и необузданные природные страсти человека, а цивилизованность, другими словами, исключительная способность человека сознательно объединяться с себе подобными для совестного проживания. Только такое общество может служить неотъемлемым условием удовлетворения основных человеческих потребностей в пище, одежде, жилье. Постоянный рост разнообразия деятельности индивидов приводит к разнообразию и усложнению социальных отношений и становлению самостоятельных сфер человеческой жизни (экономической, социальной, культурной). Происходит становление личности, независимой от власти, личности, обладающей таким уровнем самосознания, который помогает строить отношения с другими индивидами разумно и целесообразно. Дж. Локк считал, что основой автономности индивида является частная собственность, как экономический гарант его свободы и политической самостоятельности. Государство же взаимодействует с гражданским обществом на договорной основе, создавая условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

Гегель в своих работах использует иной подход к трактовке понятия «гражданское общество», где оно рассматривается «не как атомистически распавшееся на единичные лица и собравшиеся на мгновение только для единичного временного акта без дальнейшей связи, а как расчлененное на уже раньше конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую связь»[14, С.346]. Гражданское общество – это совокупность индивидов, которые совместными усилиями удовлетворяют с помощью труда свои повседневные базовые потребности. Основой такого общества является частная собственность. Государство и гражданское общество тесно взаимосвязаны, а грань их разделяющая весьма условна. Роль государства является приоритетной в развитии самого гражданского общества, то есть «государство есть всеобщее первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента»[14, С.346].

К.Маркс отвергал идею Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу. В теории Маркса такое общество является основой глобального общества, а историческое развитие, прежде всего, зависит от жизнедеятельности индивидов, что объяснялось здесь материалистической природой эволюции общества. Гражданское общество представляет собой совокупность материальных отношений индивидов (экономических, производственных). Эти отношения и соответствующие им производительные силы служат фундаментом, над которым надстраиваются политические институты и само государство, право, мораль, религия, и т.д. В период процветания идей Маркса и Ленина, которые в целом сходились в том, что понятие «гражданское общество» - это совокупность производственных отношений, в общественной науке практически отсутствовали исследования понятия «гражданское общество». Это в первую очередь связано с воцарением в нашей стране тоталитарного государства, взявшего под контроль все независимые общественные структуры, и все стороны общественной, да и личной жизни граждан – социалистическое государство подчинило себе общественную собственность и лишило гражданское общество его экономической основы.

Попытку найти оптимальные формы соотношения государства и гражданского общества (под которым он понимал все, что не является государством) предпринял А.Грамши в своих «Тюремных тетрадях»: «…можно было бы сказать, что государство = политическое сообщество + гражданское общество» [15]. Он считал, что государство, изжив себя, должно раствориться в упорядоченном обществе, то есть преобразоваться в гражданское общество. Анализируя процесс формирования гражданского общества в странах Западной Европы, Грамши отметил особое значение идеологии и культуры в установлении политического господства буржуазии. Получив интеллектуальное и моральное господство над обществом, буржуазия навязала другим классам и группам свои ценности и идеологию. Таким образом, гражданское общество, как и государство, помогает господствующему классу укрепить свои позиции во власти. От степени зрелости гражданского общества зависят его взаимоотношения с государством: примитивное, неустойчивое гражданское общество может быть уничтожено государством, выступающим как единственный инструмент власти, а зрелое – позволяет достичь сбалансированных отношений с государством.

До середины 20 столетия Грамши оставался одним из немногих ученых, уделявших свое внимание проблемам формирования гражданского общества, при анализе общественных процессов. Дальнейшее развитие это понятие получило в 70-х годах прошлого века.

Во времена «перестройки» в конце прошлого столетия идея формирования «гражданского общества» была выбрана как основной ориентир, который должен был помочь сменить прежнее устройство государства, и разделить государство и общество. Эта задача реформирования российского общества остается актуальной и в настоящее время.

 Гражданское общество является важнейшей предпосылкой, а так же фактором формирования политической системы демократического типа.

Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу – исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества [44].

В настоящее время в политологической литературе нет общепринятого понимания гражданского общества. Как отмечает Баранов Н.А., современные политологи рассматривают гражданское общество как сложную, многоуровневую систему невластных связей и структур, неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства [44].

Авторы так же разделяют понятие «гражданское общество» и однопорядковое ему понятие «общество». Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским только при определенных условиях и высокой степени своего развития. Гражданское общество обладает принципиально новое качественное состояние общества, которое опирается принципы саморегуляции и самоорганизации, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов, где значении последних приоритетно, а наивысшей и безусловной ценностью такого общества признается человек, его права и свободы. Соответственно, «не гражданское» общество - это общество, не обладающее качествами гражданского, то есть общество насилия, подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов. Так американский исследователь Д.Боуз считает: «В гражданском обществе, решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении»[ 10, С.18.].

Нельзя не согласиться с мнением, что достойное существование человека возможно лишь при условии обеспечения его свободы, благополучия, безопасности и возможности развивать свои способности, а выполнять это условие призвано государство. Но построить свободное гражданское общество возможно лишь при условии совместных усилий и заинтересованности большинства.

Необходимо помнить, что «быть членом гражданского общества для каждого человека значит - в своей непосредственной деятельности, кроме прочих целей, иметь в виду честное, добросовестное выполнение взаимного долга членов гражданского общества, состоящего в максимальном учете конкретных потребностей других его членов и в обеспечении возможностей для их реализации»[27].

 Для эффективного взаимодействия государства и гражданского общества необходимо доверие, которое создает основу для широкого общественного сотрудничества, возникновения добровольных объединений и экономического развития в рамках правового государства. Укрепление доверия возможно лишь формированием и постоянным отстаиванием общественных интересов. Абсолютной ценностью человека является признание его свободы, но свобода сохраняется толь в том обществе, которое стремится к справедливости. «Справедливость стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен»[44]. Такой подход разделяет большинство политологов в России, но реализация программ по реформированию современного общества не соответствует ожиданиям самого общества. Основной проблемой во взаимодействии государства и российского общества является несовершенное законодательство, которое создает возможности для административного произвола.

 В отличие от политического общества, характеризующегося вертикальными иерархичными структурами взаимоотношений, гражданское общество строится на горизонтальных, невластных связях, первоосновой которого служат производство и воспроизводство материальной жизни, т.е. обеспечение нормальной жизнедеятельности граждан. Поэтому важнейшим условием существования свободного общества в России помимо раскрепощения частных инициатив, создания четких и понятных правовых норм, является развитая система социальной поддержки граждан и их объединений.

В нашей стране создание демократического правового государства осложняется рядом проблем:

- не выполняется принцип равенства граждан и организаций перед судом;

- нарушаются избирательные права граждан;

- отсутствие реального доступа к власти, всех выигравших выборы партий;

- ограничивается участие в политической жизни общественных организаций и движений, выражающих оппозиционные настроения;

- свобода слова и прессы становится условной;

- усиливаются неравенство условия доступа к образованию, здравоохранению, культуре, т.е. нарушается право свободы развития личности;

- не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти;

- не обеспечивается свобода предпринимательства из-за засилья коррумпированного чиновничьего аппарата;

- проводятся попытки внедрения антиобщественных законопроектов.

Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти.

Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:

- признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;

- создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;

- деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;

- финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;

- создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;

- предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);

- реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут выполняться.

Гражданское общество характеризует совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума.

Структура современного гражданского общества имеет следующий вид:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

3. Сфера самовыражения свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

Все сферы деятельности граждан направлены на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 234 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2230 - | 1969 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.