– Какую местность художник изобразил на своей картине? (Окраину деревни. Недалеко от дома видны холмы, поросшие лесом.)
– Картина называется «Конец зимы. Полдень». Почему можно утверждать, что зима уже заканчивается? (День ясный, солнечный. Небо ярко-голубое, таким оно бывает ближе к весне.)
– Что можно сказать о снеге? (Его ещё много. Он и на земле, и на крыше дома. Холмы тоже покрыты снегом. Но видно, что снег уже рыхлый, пористый. Кое-где есть проталины. На крыше дома снег тоже подтаял под яркими лучами солнца.)
– А на ветвях деревьев есть снег? (Нет. Ели, растущие возле забора, похожи на тёмные пирамиды. На склонах холмов лес тоже потемнел. Нет снежных шапок на вершинах деревьев.)
– Что на картине указывает на то, что это полдень, середина дня? (Яркий свет, разлитый кругом; длинные голубоватые тени на снегу. Всё такое яркое, светлое, солнечное.)
– Почему тени на снегу голубые? (В них как бы отразилась синева неба.)
– Видно ли на картине солнце? (Нет, но вся она пронизана солнечными лучами. Их мы видим на стволах деревьев, ощущаем по теням на снегу.)
– Опишите подробнее передний план картины. (Мы видим двор деревенского дома. От дома тянется забор, разобранный в нескольких местах. Около забора – поленница дров. Рядом с домом – высокие стройные берёзы, а поодаль – высокие красавицы ели.)
– Кто изображён на картине? (У забора стоят мальчишки-лыжники. Они с любопытством наблюдают за курами, которые вышли на улицу в этот солнечный день. Куры копаются в снегу. Очень красив петух: красно-оранжевая шея, зеленоватые перья хвоста, яркий гребешок.)
– Что видим на втором плане? (Чуть дальше, за высокими елями видим небольшой домик. Весь задний план занимают холмы, поросшие лесом. Лес стоит тёмной густой стеной, уходящей вдаль.)
– Таким приёмом художник воспользовался не случайно: это позволило показать простор неба, дало картине больше света, свободы, воздуха.
– Какое настроение вызвала у вас эта картина? Почему?
VI. Обсуждение начала сочинения, его структуры.
– Каким предложением можно начать сочинение?
– Что и в какой последовательности будете описывать?
– Сколько частей будет иметь текст? (Три.)
– Как называется 1-я часть? (Вступление.)
– О чём в ней можно написать? (Сведения о художнике, картине.)
– Что можете сказать о 2-й части? (Это основная часть.)
– Что опишем? (Снег, небо, солнечный свет, деревья, людей и птиц во дворе, холмы, лес.)
– О чём расскажем в 3-й части? (Это заключение. Нужно выразить своё отношение к картине; чувства, которые она вызвала у нас.)
VII. Словарно-орфографическая подготовка.
1. Работа с опорными словами в учебнике (с. 102–103).
2. Разбор орфограмм в словах, записанных на доске: л_жит, п_т_мнел, зар о жден и е в_сны, ст_нови тся, д_ревня, со_нце, ярко-голубое, п и р а миды, дли нн ые, красно-оранжевая шея, з е л е новатые перья.
VIII. Написание сочинения.
IX. Домашнее задание: упражнение 475, с. 97.
X. Итог урока.
– Интересной ли была работа на уроке?
– Что понравилось?
– Что хотели бы сделать по-другому?
– Кто остался доволен своим сочинением?
Урок 14 2. Анализ сочинений.
Работа над ошибками
Цель: учащиеся развивают умение редактировать свои сочинения, исправлять допущенные ошибки; закрепляют знания о правописании безударных личных окончаний глаголов.
Ход урока