Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль средневековых юристов в развитии западно-европейской науки

На развитие средневековой п-п мысли и философии в целом значительное влияние оказали появившиеся в 11 веке первые юридические школы. Считается, что первая возникла в Болонии (Италия) 1080 году. Причины формирования школ:

1.В 1080 году был обнаружен свод законов Юстиниана. Западная Европа успела к это времени успела забыть о римском праве. По сравнению с действовавшими в то время противоречивыми правовыми нормами (обычные правды) свод законом Юстиниана представлял собой вершину правовой мысли и практически идеальной моделью регулирования отношений.

2.Специфика развития общ.отношений: развитие городов и расширении торгового оборота требовали более совершенной системы правового регулирования. В то время как применение действовавших на тот момент противоречивых нормы обычного права было затруднительным и зачастую сводилось к злоупотреблению сути. И если новые законы, которые мог породить средневековый разум, были только в процессе становления, то римское право было уже готовым, универсальным регулятором общ.отношений.

Изучение текста свода законов Юстиниана вылилось в целенаправленную научную деятельность. Текст был сложным и подчас запутанным, требовался перевод, поэтому его средневековые исследователи делали на полях этого текста (глоссы), а лица – глоссаторы. Основной метод юристов состоял в сопоставлении, сравнении различных мест свода законов с целью уяснить подлинную мысль законодателя и исключить имеющиеся противоречия. При этом они практически не использовали исторический способ толкования права и мало обращались к истории древнего Рима. Т.е. текст Дигест толковался сам из себя, ка воплощение писаного разума. Римером такого толкования может служить разрешение вопроса: вправе ли человек, у которого отняли имущество силой таким же образом вернуть его? При рассмотрении текста был прецедент - римский претор вынес постановление о насильственно лишении земли, определи, что его владелец не вправе вернуть его силой по прошествии определенного времени. Глоссаторы заключили, что данная норма касается не только земли, но и имущества в целом. В подкрепление своей мысли они использовали постановления некоторых церковных соборов, гласившие, что избранные из епархии не могут вернуться силой. Аналогия с епархией позволяла толковать постановление претора расширительно. Т.о. из различный предписаний выводился нигде ранее не закрепленный принцип – лица, чьи права нарушены должны защищать их в судебном порядке, а не путем самоуправства. Этот принцип также подтверждался посылкой, что основной целью создания закона – дать альтернативу силе, как средству разрешения конфликта. Т.о., глоссаторы возвели казуистичные нормы римского права на уровень обобщения, абстракции, фактически додумывая и выводя из частных посылок общее.

Интерпретационная деятельность была продолжена пришедшими на смену глоссаторов юристами в 13 веке. К этому времени свод законов был уже изучен настолько подробно, что к глоссам добавить было практически нечего, поэтому интерпретации поддались сами глоссы, на которые юристы начали писать комментарии. Их стали называть комментаторами. В отличие от глоссаторов, занимающихся обобщениями римского права, комментаторы были более ориентированы на практику. Поскольку теоритическая обработка была проведена исчерпывающе, им оставалось только преломить достижения болонской интерпретации сквозь призму современных реалий.

В своих исследованиях комментаторы были подвержены схоластическому методу. 

Стремясь возвысить свод законов Юстиниана до уровня «свободного познания» комментаторы задались целью введением общих принципов права. Необх-ть формулировки тких принципов была вызвана назревшими переменами в эконом, полит и соц. Жизни западных государств, необ-ть компромиссного существования светской и дух.власти. к этому времени церковь уже успела создать свой Свод канонического права, который хотя и основывался на римском первоисточнике, но во многом составлял ему конкуренцию и вступал в противоречие. Поэтому требовалось определить, где будет проходить граница сфер влияния светской и духовной власти. Кроме того, нужно было урегулировать коллизии между общим и региональным правом. Выведенное ими «общее мнение ученых» получило обязательную силу в судах.

НАПРИМЕР: известно, что феодальные отношения были чужды римскому праву. Комментаторы воспользовались тем, что в РП существовало несколько институтов, явл-ся подобием института собственности и защищавшихся исками близкими по типу иска о праве полной собственности (эмфитевзис и суперфиций). Таким образом, комментаторами искусственно было разделено право собственности – основное и переносное, что проецирование на вассальные, сюзеренные отношения было как наличие у сюзерана основного права собственности, а за вассалом признавалось переносное, т.е. производное от основного права собственности.

Именно глоссаторам и комментаторам мы обязаны возникновением юридической науки, т.к. комментаторы выводили общие принципы права, соот..реальности.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС Политико-правовые взгляды софистов | Особенного догматического и схоластического метода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 118 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.