Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этнокультурного исследования




Прикладная социальная антропология нуждается в различ­ного рода методических материалах, с помощью которых проводятся культурантропологические исследования. Ниже предлагается один из возможных рубрикаторов сведений об отдельном народе России[77].

В основу рубрикатора положена схема «общественного производства», она включает в себя четыре основных тема­тических раздела, необходимых для полнообъемного описания характера воспроизводства жизни любого народа (этноса).

1 раздел. Производство и воспроизводство материальных условий жизни (естественно-природная и социогенная среды обитания человека). Естественно-природная среда раскрывается с точки зрения природоохранной, рекультивационной (восстановитель­ной) и регуляционной деятельности человека. Вещные факторы социогенной среды обитания включают в себя производство предметов индивидуального потребления и производство средств производства. Индивидуальное потребление воспроизводит человека как индивидуального субъекта общественной жизни (производство предметов потребления и средств производства сферы услуг). Производство средств производства служит для воспроизводства материальных условий жизни, социальных отношений, духовной жизни и сферы услуг.

2 раздел. Воспроизводство человека как субъекта индивиду­альной жизнедеятельности. Способы: семейно-бытовой, неспе­циализированный (внедомашний), специализированный, общес­твенно-организованный. Потребности, в удовлетворении кото­рых человек воспроизводит себя как индивидуальность и член общества, являются базовыми и расчленяются на биологичес­кие потребности (голод, жажда, покой и т.д.), потребности в безопасности (порядке и организации жизни, гарантиях жиз­ни), потребности в идентификации и общности (групповой принадлежности, приносящие человеку роль, статус, престиж, а также чувство свободы, независимость), культурные потреб­ности и потребности в самореализации (личностном воплоще­нии).

В соответствии с этими базовыми потребностями можно выделить три вида воспроизводства человеческой жизнедея­тельности: соматобиологический, духовно-культурный, социобиологический. Соматобиологически человек воспроизводит себя, окружая себя безопасной и комфортной средой (дом, одежда, общественный порядок и т.д.), восстанавливая энер­гетические силы (питание, отдых и т.п.), поддерживая физи­ческие силы (гигиена, физическая культура, лечение и т.д.). Духовно-культурно человек производит и воспроизводит себя в процессе образования (учение и просвещение) и воспитания (религиозное, светское), непосредственного общения (повсе­дневного, ритуального), а также эстетического отношения (не­посредственного, культурно-опосредствованного).

Социобиологическое воспроизводство человека предполагает очеловеченный способ удовлетворения базовых биологических потребностей, таких, как сексуальная (любовь) или релакса­ционная (туризм, зрелища и т.д.), и потребностей в воспро­изводстве себя как социального существа — профессионально-трудовая и гражданская активность, самодеятельность как условие личностного развития.

3 раздел. Производство и воспроизводство социальных отно­шений между людьми. Формально организованный способ воспроизводства (регуляции) социальных отношений осущес­твляется системой государственно-административного управле­ния, представительно-законодательной властью, судебно-правовой системой, политической жизнью и профессионально-ме­неджерским управлением. Нормальным образом регуляция осуществляется через посредство морально-нравственных норм, ценностных установок, традиций и обычаев, образцов, этикета и ритуалов.

4 раздел. Воспроизводство духовной жизни общества (этноса). Духовная жизнь формирует смыслы и ценности для ориентации всех видов и форм человеческой активности. Обычно выде­ляются три вида ценностей и смыслов: знания (истины и заблуждения), замыслы (реализуемые и утопические), эстети­ческие ценности (прекрасное — безобразное).

Каждый из видов ценностей связан со своей сферой и формой духовной активности. Познавательная активность существует, поддерживается в форме научного (общественные, естественные и технические науки), философско-мировоззрен­ческого (светского и религиозного), просветительского (мас­сово-информационного и научно-популярного), паранаучного (эзотерического) видов деятельности.

Сфера праксеологической деятельности прежде всего создает замыслы по поддержанию или изменению отношений: между людьми — общественная идеология (социальные, политические и этические учения, социальное проектирование и т.д.); между людьми и природой — экология (экологические учения и проекты); между людьми и социогенным миром второй при­роды — технологии (инженерия, проектирование, организация и управление и т.п.).

Сфера эстетической деятельности существует в формах профессионального и традиционного народного искусства.

Эта схема рубрикатора очерчивает контуры жизни народа как некоторой целостности. Выделим из нее тематические блоки собственно этнокультурного исследования, но уже с описанием индикаторов.

1 блок. «Родной язык». Измеряются: а) языковая компе­тентность (степень владения родным и другими языками); б) языковое поведение (основной разговорный язык в школе, семье, в общении со сверстниками, профессиональный язык, язык в иноэтническом окружении); в) языковое предпочтение (выбор языка чтения книг, газет, прослушивания радио- и телепередач).

2 блок. «Культура». Измеряются: а) знание фольклора (песни, сказки, легенды, танцы, названные респондентом); б) знание среды профессиональной культуры (имена национальных де­ятелей культуры: писателей, композиторов, художников, уче­ных); национальные предпочтения в выборе музыки, танцев, теле- и киносюжетов; в) индикаторы материальных форм национальной культуры — наличие в домашнем обиходе пред­метов национального быта, национальная кухня; г) частота соблюдения обычаев и традиций (национальные и религиозные праздники, ритуалы посвящения детей в общество, похороны, обряды почитания предков).

3 блок. «Национальное самосознание». Измеряются: а) знание национальных героев, основных событий исторического про­шлого своего народа; б) степень идентификации («Что Вас связывает со своим народом?»); в) роль социальных институтов в приобщении детей к этнической информации, передаче этнокультурных ценностей (это выясняется с помощью вопроса об источниках знаний о жизни своего и других народов).

4 блок. «Демография» (национальность, пол, возраст, социаль­ное положение, образование — свое и родителей, место прожи­вания).

Эти блоки информации позволяют косвенным образом выяснить также вопросы ассимиляции, маргинальности, аккультурации и инкультурации, оптации или депортации нац­меньшинств в данной системе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как понимать термины «этнос», «нация», «этнокультура»?

2. Каковы ведущие факторы этнической самоидентификации?

3. Какие фазы этнического конфликта Вы наблюдали? Опи­шите эти фазы.

4. Вы в роли Президента страны. Ваши действия по погашению активной фазы этнического конфликта?

5. Опишите логику составления анкеты культурноантропологического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1972.

Межнациональные отношения в регионах Российской Федерации. М., 1992.

Управление этническим конфликтом //Независимая газета.1994. 13 сент.

Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.

Этнометодология. Вып.1. М., 1994.

Этнополис (Этнополитический вестник России). 1992. № 1, 2.

 

Тема 7





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 192 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2189 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.