Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие и формирование воображения




Каковы особенности развития и формирования твор­ческого воображения шестилетки?

В процессе создания образов шестилетний ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осу­ществляется путем анализа и синтеза имеющихся пред­ставлений.

К числу наиболее доступных для ребенка приемов преобразования действительности относится изменение величин предметов, доходящее до крайностей. Вообще преувеличение (гипербола) широко используется деть­ми для создания резких противоположностей, легко дос­тупных не развитому еще пониманию (люди — либо об­разцы добродетели и красоты, либо чудовища и зло­деи и т. п.).

Ребенок создает и новые образы, приписывая пред­метам несвойственные им качества (часто антропомор­фические), наделяя их способностью к превращению в другой предмет, в другое состояние и т. п.

В исследовании развития творческого воображения у детей, проведенном О. М. Дьяченко и А. И. Кириллом вой, использовалась следующая методика.

Детям 3—7 лет предлагались последовательно 20 карточек, на каждой из которых была нарисована фи­гура. Фигуры представляли собой как контуры элемен­тов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок-голова с двумя уша­ми и т. п.), так и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. п.). Ребенка просили дорисо­вать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-ни­будь картинка.

Далее оценивалась степень оригинальности, необыч­ности созданного ребенком изображения (по количест­ву не повторяющихся у него рисунков, с одной стороны, и отсутствию повторов с рисунками других детей—с другой). Оценивался и характер использования задан--ного для дорисовывания эталона.

164

Исследование выявило 6 типов решений детьми задач на воображение.

О, Этот тип решения характеризуется тем, что ребе­нок еще не принимает задачу на построение образа во­ображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

I. При этом типе решения ребенок дорисовывает фи­гуру на карточке так, что получается изображение от­дельного объекта (дерево и т. п.), но изображение кон­турное, схематическое, лишенное деталей.

II. При этом типе решения также изображается от­дельный объект, но с разнообразными деталями,

III. Ребенок также изображает отдельный объект, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сю­жет (не просто девочка, а девочка, делающая заряд­ку, и т. п.).

IV. Ребенок изображает несколько объектов по во­ображаемому сюжету (например, девочка гуляет с со­бачкой).

V. При этом типе задания фигура используется ка­чественно по-новому. Если в I—IV типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова и т. п.), то в данном случае фигура включается как один из второстепенных элементов в воплощаемый ребенком образ (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину, и т. п.).

При этом типе ребенок проявлял большую свобо­ду в использовании заданных элементов для создания образа воображения.            ^

Впервые данный тип манипулирования образами возникал у детей подготовительной к школе группе, и они его проявляли в разных видах деятельности.

И здесь важно отметить роль взрослых в развитии воображения ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, то деятельность воспитателя должна быть направлена на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.

Кроме того, в данном исследовании детей обучали использованию действия включения. Оно состоит в том, что при выполнении задания на плоскостное конструи­рование от детей требуется применить детали первона­чально построенной фигуры для построения другой за-

165

 данной фигуры (например, для выкладывания часов и самоката требовалось использовать маятник часов в ка­честве колеса и части перекладины самоката) или ис­пользовать одну и ту же деталь при повторном построе­нии той же фигуры в другом качестве (например, в од­ном из заданий требовалось выкладывание двух само­летов, причем для выкладывания второй фигуры нужно было использовать корпус и хвост первой в качестве крыльев). В итоге формирующего эксперимента у всех детей экспериментальной группы наблюдалось повыше­ние свободы в манипулировании образами почти в 2 ра­за. Уровень оригинальности решения возрос более чем в 2 раза, в то время как в контрольной группе он остал­ся почти без изменений.

Разнообразны частные приемы развития воображе­ния. Еще Леонардо да Винчи советовал, например, для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды. Вспомним хотя бы «Школу под открытым небом» В. А. Сухомлинского.

«Несколько раз мы приходили на свой курган и путе­шествовали по облакам. Эти часы оставили у детей не­забываемые впечатления. Белые, пушистые облака бы­ли для них миром удивительных открытий. В их при­чудливых, быстро меняющихся очертаниях ребята ви­дели зверей, сказочных великанов: детская фантазия быстрокрылой птицей устремлялась в заоблачные дали, за синие моря и леса, в далекие неизвестные страны» (79,36).

Среди других приемов, стимулирующих детское вооб­ражение, можно назвать составление сказок на тему, предложенную воспитателем («Про хороших товари­щей», «Маленький, да удаленький», «Про самое смеш­ное», «Про самое интересное» и др.), на самостоятельно выбранную тему, рассказов на основе литературного образа (в нескольких вариантах: например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказов по пейзажу и др.

Ценные рекомендации по развитию воображения ре­бенка дает известный детский итальянский писатель Д. Родари в своей книге «Грамматика фантазии. Вве­дение в искусство придумывания историй». Одна из них—«бином фантазии». Положительный эффект в развитии словесного творчества дает использование в

166

качестве опорных слов таких, которые бы разделяла известная дистанция, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным (лес — шкаф, Красная Шапочка — вертолет и т. п.). В таком случае «воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить меж­ду указанными словами родство, создать единое, в дан­ном случае фантастическое целое, в котором оба чуже­родных элемента могли бы сосуществовать» (71, 26).

Педагог может воспользоваться не только этими ре­комендациями, но и, проявив творчество, разработать собственные приемы развития детского воображения.

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

Характеристика познавательных, эмоциональных, во­левых процессов шестилетнего ребенка будет неполной, если мы не остановимся на внимании. Хотя внимание не считают особым психическим процессом, зато оно как. бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успеш­ную и четкую работу сознания. К. Д. Ушинский очень верно заметил, что внимание это дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. Внимание—это направленность психи­ческой деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значи­мость. Ребенок не может быть внимательным вообще. Его внимание всегда проявляется в определенных кон­кретных психических процессах: он всматривается, вслу­шивается, отгадывает загадку, пытается прочитать сло­во в «Букваре» или увлеченно рисует, играет...

Внимание может быть направлено на объекты внеш­него мира или на собственную внутреннюю жизнь. Оно не только создает наилучшие условия для психической деятельности как взрослого, так и ребенка, но и несет «сторожевую службу», помогая своевременно реагиро­вать на различные изменения в окружающей среде и в самом себе, собственном организме.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 174 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2195 - | 2078 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.