Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воспроизведение или порождение?




Как же функционирует текст: воспроизводит ли он уже существую­щие типы идентичности или порождает их? Это весьма важный для теории вопрос. Как я показал в главе 1, Мишель Фуко рассматривает «гомосексуальность» как идентичность, порожденную дискурсивны­ми практиками XIX столетия. Американский литературовед Нэнси Ар­мстронг полагает, что романы XVIII века и «зерцала» – книги нравоучительного и педагогического характера – породили «совре­менную индивидуальность»3; в первую очередь это определение относится к женщине. [129]

Идентичность и значимость «современной инди­видуальности» проистекают в большей степени из личных качеств субъекта и испытываемых чувств, нежели из положения субъекта в общественной иерархии. Идентичность такого рода достигается че­рез чувство любви и определяется частной, а не общественной жиз­нью. Ныне такое представление получило широкое распространение: личность по-настоящему реализует себя лишь в любви и частных отношениях с родными и друзьями. Восходит же оно к бытовавшей в XVIII и XIX веках идее женской идентичности, которая лишь позднее была экстраполирована на противоположный пол. Армстронг утвер­ждает, что данная концепция разработана в романах и других текстах, где предпочтение отдается ценностям не общественного, а частного характера, и не разуму, а чувствам. В наши дни данную концепцию идентичности утверждают кино- и телефильмы, а также широкий круг текстов, где центральным становится вопрос о том, что значит быть личностью – мужчиной или женщиной.

 

Психоанализ

 

В последние годы в рамках теории было недвусмысленно высказано то, что часто неявно подразумевалось в литературоведческих дискус­сиях: идентичность стала трактоваться как результат процесса само­идентификации. Согласно Фрейду, самоидентификация представляет собой психологический процесс, в ходе которого субъект усваивает черты другого субъекта и полностью или частично трансформируется в соответствии с моделью, предоставляемой другим субъектом4. Ин­дивидуальность, или личность, является результатом ряда самоиден­тификаций. Таким образом, основа половой идентичности – это идентификация субъекта с одним из родителей: ребенок желает того же, чего желает родитель; он словно бы подражает родительскому желанию и как бы становится соперником этого родителя в его отно­шениях к объекту желания. В случае Эдипова комплекса мальчик иден­тифицирует себя с отцом и испытывает влечение к матери. [130]

Более поздние теоретики психоанализа рассуждали о новом, оп­тимальном подходе к изучению механизмов самоидентификации. Жак Лакан говорил о так называемой «зеркальной стадии»5, на которую приходится начало процесса обретения человеком своей идентично­сти. Этот момент наступает тогда, когда ребенок идентифицирует себя со своим отражением в зеркале, воспринимая себя как целое, то, чем он (она) хочет быть. Личность составляет то, что может отражаться – в зеркале, в матери, в других субъектах, с которыми человек неизбежно соотносит себя, живя в сообществе. Идентичность – результат ряда частичных самоидентификаций, но, пока человек жив, процесс само­идентификации не может быть завершен. Наконец, психоанализ под­тверждает вывод, который мы можем сделать на основании самых серьезных и прославленных романов: процесс обретения идентичнос­ти не может быть успешным; мы не становимся мужчинами и женщина­ми с радостью, а трансформация общественных норм во внутренний опыт субъекта (социологи считают, что этот процесс идет планомерно и не­умолимо) встречает сильное сопротивление и в конечном счете вооб­ще не завершается: мы не становимся теми, кем должны были стать.

Теоретики продолжают развивать представления о фундаменталь­ной роли самоидентификации. Миккель Борх-Якобсен пишет: «Жела­ние (желающий субъект) не первично; идентификация, которая позволяла бы удовлетворить желание, не следует за ним. Первична тенденция к идентификации, изначальная тенденция, порождающая желание <...>. Идентификация дает жизнь желающему субъекту, а не наоборот»6.

В прежней модели желание – это основа; здесь же идентификация предшествует желанию, а идентификация с кем-то другим подразуме­вает подражание или соперничество, которые и являются источником желания. Эта модель согласуется с сюжетной структурой романа, где, как показали Рене Жирар и Ив Седжвик7, желание порождается иден­тификацией и соперничеством: гетеросексуальное мужское влечение проистекает из идентификации героя с соперником и подражания его желанию. [131]

 

Групповая идентичность

Идентификация играет свою роль и в формировании групповой иден­тичности. Члены исторически подавляемых или угнетенных групп дол­жны идентифицировать себя с такой группой, какой они могли бы быть, и стремиться к тому, чтобы стать этой группой, всегда имея в виду по­тенциальные возможности самоидентификации. Теоретические иссле­дования в этой области в основном уделяют внимание желательности и политической целесообразности различных концепций идентично­сти: должно ли быть нечто существенное, что было бы важно для всех членов группы, чтобы группа могла функционировать в качестве тако­вой? Дискуссии нередко выливаются в спор об «эссенциальности»*: предзадано ли понятие идентичности, является ли оно истоком, или же идентичность всегда находится в процессе становления, формиру­ется путем непрерывно возникающих союзов и оппозиций (угнетен­ные обретают идентичность в противостоянии угнетателю).

*Essential (англ.) - «существенный», «основной», «главный».

 

Возможно, основной вопрос заключается в том, как соотносятся между собой критика эссенциалистских концепций идентичности (ин­дивидуальной или групповой) и психологические и политические ас­пекты идентичности. Как движущая сила политики эмансипации8, требующей наличия цельной идентичности у женщин,темнокожих или, допустим, ирландцев, согласуется с психоаналитическими представ­лениями о бессознательном и раздвоенном субъекте? Может быть, здесь есть противоречие? Это важный теоретический и практический вопрос, так как вне зависимости от того, по какому признаку форми­руется группа – по признаку национальности, расы, пола, сексуаль­ной ориентации, языка, класса, религии – проблемы, связанные с идентичностью этих групп, одинаковы. Что касается исторически угнетенных групп, то здесь имеют место два процесса: с одной стороны, критические исследования доказывают, что такие признаки, как сек­суальная ориентация, пол, какие-либо физические особенности не могут считаться существенными чертами групповой идентичности. [132]

Тем самым доказывается несостоятельность идентичности всех членов группы, образованной на основании пола, классовой и расовой при­надлежности, религии, сексуальной ориентации или национальности. С другой стороны, идентичность группы может складываться на осно­ве возможностей, имеющихся у членов этой группы. В «Истории сек­суальности» Фуко отмечает, что, когда в XIX веке появились работы по медицине и психиатрии, клеймившие гомосексуализм как извра­щение, над которым необходим контроль общества, одновременно ро­дилась возможность «возникновения «обратной» позиции: гомосек­суалисты смогли также возвысить голос, потребовать признания «законности» гомосексуализма; они нередко использовали ту же лек­сику, что и их оппоненты, оперировали теми же категориями, с помощью которых их противники доказывали их неполноценность с медицинской точки зрения»9.

 

Всеохватные структуры

 

Проблема идентичности приобретает критический и неизбежный ха­рактер в связи с тем обстоятельством, что «идентичность» есть внут­ренне противоречивое понятие (поэтому оно сродни понятию «смысл»). Теоретики, руководствующиеся различными подходами –марксизмом, психоанализом, культурологией, феминизмом, исследо­ваниями сексуальных меньшинств, колониальных и постколониальных обществ – показали различные аспекты проблемы идентичности, ка­жущиеся структурно сходными. Мы постоянно наблюдаем один и тот же механизм вне зависимости оттого, какого подхода придерживаем­ся: повторяем ли мы вслед за Луи Альтюссером, что вследствие «куль­турной интерпелляции» человек обретает идентичность как субъект, занимающий определенное положение или играющий определенную роль; [133] подчеркиваем ли мы, как приверженцы метода психоанализа, роль «зеркальной стадии», на которой субъект приобретает идентич­ность, ложно отождествив себя со своим отражением; определяем ли мы идентичность, подобно Стюарту Холлу, как «названия, которые мы даем различным вариантам самопозиционирования, и сами эти пози­ции, и изложение событий прошлого»10; акцентируем ли мы, как ис­следователи понятия «субъект» в колониальных и постколониальных обществах, роль столкновения противоречивых дискурсов и требова­ний в формировании субъекта, не обладающего внутренним един­ством; соглашаемся ли мы с Джудит Батлер, что идентичность гетеросексуала основана на подавлении гомосексуального желания. В процессе формирования идентичности одни различия не только выдвигаются на первый план, а другие, напротив, игнорируются – внут­реннее различие или разделение проецируется в ходе этого процесса на различие между индивидуумами или группами. В нашем представ­лении «быть мужчиной» значит отрицать всякую «женственность» или слабость и в этом видеть разницу между мужчинами и женщинами. Внутреннее различие11 отрицается, предстает как проекция – разли­чие между. Исследования в разных областях, по-видимому, сходятся в одну точку при изучении путей негарантированного, пусть и неизбежного, формирования единства и тождества субъекта, причем все эти стратегии, будучи вполне правомочными, могут создавать разрыв между идентичностью или ролью, приписанной индивидууму, и раз­личными событиями и положениями его жизни.

Одним из источников путаницы является нередко вызывающее спо­ры предположение о том, что отсутствие внутреннего единства субъек­та каким-то образом исключает возможность деятельности и ответ­ственности за совершенные поступки. Можно дать простой ответ: те люди, которые подчеркивают значение действия, хотят, чтобы теория подтверждала, будто осознанные действия изменят мир, и расстраи­ваются из-за того, что это не всегда так. Разве мы живем в мире, где действия имеют последствия, которые чаще не соответствуют нашим намерениям, нежели соответствуют им? Но есть и два более сложных ответа. Во-первых, Джудит Батлер показывает, что «представление об идентичности как о результате, то есть о чем-то произведенном или вызванном, открывает возможности «деятельности», которые скрыто исключаются концепцией, принимающей категории идентичности в качестве фундаментальных и фиксированных»12. [134]

Считая пол базовой категорией, Батлер указывает на различия в действиях, на возможно­сти вариаций при их повторении, которые несут определенное значе­ние и создают идентичность. Во-вторых, традиционные представле­ния о субъекте в действительности лишь ограничивают деятельность и ответственность. Если мы говорим о «сознательном субъекте», то мы можем претендовать на невинность, отрицать ответственность, ведь мы не всегда можем сознательно «избрать» последствия совершен­ных нами действий. Если же наша концепция субъекта, напротив, ос­новывается на бессознательности и занимаемой субъектом позиции, область ответственности может быть расширена. Акцент на структу­рах бессознательного, на позиции, которую субъект не выбирает, пред­полагает ответственность за все события нашей жизни и за их непред­виденные последствия – такие, как расизм или шовинизм. Такое (рас­ширенное) понимание субъекта снимает ограничения, традиционно накладываемые на представления о деятельности и ответственности. Свободен или детерминирован выбор, который совершает лич­ность? Философ Энтони Аппиа отмечает, что вопрос о деятельности и позиции субъекта может решаться с двух различных точек зрения13, которые, как правило, не конкурируют друг с другом, за исключением тех случаев, когда мы не имеем возможности принять во внимание оба подхода. Рассуждения о деятельности и выборе проистекают из нашего стремления жить сознательной жизнью среди других людей, которым мы приписываем определенные воззрения и намерения. Рас­суждения о позиции субъекта, определяющей его действия, порожде­ны стремлением осознать социальные и исторические процессы, обусловливающие деятельность индивидуума. Самые жаркие дискус­сии в современной теории возникают тогда, когда утверждения о дея­тельной роли индивидуумов и высказывания о реальной власти социальных и речевых структур воспринимаются как конкурирующие идеи. [135]

Так, в исследованиях, посвященных проблемам идентичности в колониальных и постколониальных обществах, распространены горячие споры о деятельности аборигенов, «субалтернов»14 («низших», «подчиненных»). Некоторые ученые, интересовавшиеся точкой зре­ния и деятельностью субалтернов, указывали на акты сопротивления колониализму или добровольного сотрудничества с ним. Оппоненты обвиняли их в том, что они игнорируют скрытое воздействие колони­ализма, который всецело определял ситуацию и возможности деятель­ности, например, принуждая «местных» к тем или иным действиям. Других теоретиков, описывающих всеохватное воздействие «колони­ального дискурса» – дискурса колониальных властей, который и со­здавал мир, где жили и действовали субалтерны, упрекали в отрицании деятельности «подчиненных» субъектов.

Согласно аргументации Энтони Аппиа, эти внешне различные объяс­нения на самом деле не противоречат друг другу15. Местные жители совершают действия, язык этой деятельности вполне обычен, в какой бы мере колониальный дискурс ни предопределял ее возможности. Два, казалось бы, противоположных объяснения принадлежат к раз­ным регистрам, как, например, суждение о мотивах, побудивших Джо­на принять решение о покупке новой «Мазды», с одной стороны, и суждение о мировом капитализме и месте японских автомобилей на американском рынке, с другой. Аппиа считает, что мы многое поймем, если разграничим концепцию позиции субъекта и концепцию деятель­ности, признав, что они принадлежат к различным родам утвержде­ний. Энергию упомянутых теоретических дебатов следовало бы направить в русло обсуждения механизмов формирования идентич­ности и размышлений о той роли, которую различные дискурсы, и в частности – литература, играют в этом процессе.

Однако возможность мирного сосуществования суждений о совер­шающем выбор субъекте и о силах, предопределяющих этот выбор, представляется весьма отдаленной перспективой. В конце концов, развитие теории движется стремлением понять, насколько далеко мо­гут увести нас идея или аргумент, и рассмотреть альтернативные объяс­нения и их предпосылки. Разрешить противоречия, возникающие при изучении концепции деятельности субъекта, значит зайти в своих суждениях настолько далеко, насколько возможно, определить представления, которые ограничивают нашу мысль, и бросить им вызов. [136]

 

Теория

Какой урок мы можем извлечь из всего вышесказанного? Теория, как легко заключить, не ведет к гармоничным решениям. Например, она не определяет раз и навсегда, что такое смысл и как различные фак­торы – авторская интенция, текст, читательский опыт и контекст – со­здают то целое, которое и можно назвать смыслом. Теория не может нам объяснить, что есть поэзия: попытка воплощения трансцендент­ного, или риторический прием, или сочетание того и другого. Каждую главу этой книги я заканчивал указанием на противоречия, возника­ющие при изучении различных факторов, точек зрения, направлений теории, и выводом о том, что везде нужно искать ответы, маневрируя между альтернативами; этого не избежать, но это не приводит к их синтезу. Таким образом, теория не предлагает нам набор решений, но задает направление мысли. От нас требуется приверженность чтению и размышлению, мы должны ставить под сомнение всякие необосно­ванные утверждения, испытывать на прочность предположения, из которых мы исходим в своих рассуждениях. В начале этой книги я сказал, что теория бесконечна, что это неограниченное множество новаторских, захватывающих текстов. Но это не только тексты; это непрерывное движение мысли, которое не заканчивается там, где за­канчивается это краткое введение. [137]

 

Приложение





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 146 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2676 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.